Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Давно хотел написать о трагической истории великой дружбы, братства и героического самопожертвования кыргызского народа в годы страшного Голодомора. Тяжелые времена бывают у всех народов. Сейчас мы тоже переживаем последствия нашей слабости, нуждаемся в поддержке братских народов, как это не раз бывало в прежние исторические времена.
В разгар мирного времени и строительства социализма в результате антигуманной политики в СССР вспыхнул массовый голод, унесший многие миллионы человеческих жизней. СССР экспортировал хлеб и взамен получал сельхозтехнику (трактора, комбайны и т.д.), чтобы поддержать политику коллективизации и оснастить возникающие колхозы и совхозы современным оборудование. Начались перегибы, руководители стали соревноваться и хлебозаготовки приняли абсурдный характер. Зерно стали отнимать у крестьян и дехкан подчистую, не оставляя на прокорм. В Украине, Поволжье, на Северном Кавказе, в Казахстане начался чудовищный голод. Политическое руководство Казахстана довело страну до того, что в 1932-1933 гг. умерло примерно 1,7-2,2 млн людей. Из республики начался массовый уход. Более 1,2 млн ушли преимущественно пешком в сопредельные регионы и государства (Кыргызстан, Сибирь, Китай, Афганистан, Монголию, Иран и др.), где образовались казахские диаспоры.
До перестройки об этом почти ничего не было известно. Тема была запретная. Но как бы ни прятали «правду в песок», она все равно вышла наружу. Впервые о голодоморе я узнал от моей бабушки Асель Курмановой еще в доперестроечные годы. «Город Фрунзе, — рассказывала она, — захлестнули толпы голодающих казахов – мужчин и женщин, стариков и детей. На улицах лежало много трупов тех, кто не перенес трудностей дороги, голода и болезней». Мой отец Курманов Карпек, а ему в то время было 6-7 лет, тоже помнил страшный голодомор. В своей книге воспоминаний «Исповедь юриста», 1-2 издание (Бишкек, 2013г., 2017г.) он писал: «Мы тоже были очевидцами, как за высоким решетчатым забором дома отдыха то тут, то там умирали голодные люди. Это было страшное зрелище. Вооруженные солдаты, охранявшие специальный объект, не пускали их на территорию. Взрослые говорили нам, что это казахи». В Доме отдыха, что находится до сих пор в селе Воронцовка, в то время жили работники госпартаппарата.
Среди этой армии голодных и обреченных оказалась и моя бабушка по материнской линии — Капаш Бийменова, нашедшая приют на таласской земле. Потеряв своих родителей и близких, она так и осталась здесь навсегда, выйдя замуж за местного кыргызского парня, служившего в армии. Во время голода она потеряла всех своих родных и близких. И только в 60-х годах случайно нашла свою младшую сестру Альпию Дайрабаеву (по мужу), жившую неподалеку от нее в городе Джамбуле.
В 1934 году у Капаш родился единственный ребенок – Анипа Шукурбекова, моя мать, в 1953 г. вышедшая замуж за моего отца – выпускника Ленинградского юридического института, молодого прокурора Курманова Карпека Шамсединовича, впоследствии видного кыргызского и казахского ученого, доктора юридических наук, заслуженного деятеля науки Кыргызстана и почетного академика НАН Кыргызской Республики. Он около 10 лет проработал доцентом и заведующим кафедрой Карагандинского государственного университета по личному приглашению ректора вуза, академика Е.А.Букетова. Вот так Великий голод в Казахстане повлиял на судьбу кыргызской семьи Курмановых. И таких, как мы, сейчас в Кыргызстане немало.
Во время голодомора в Кыргызстан в село Ильич Кеминского района перебрался Чокан Садыркулов. Он женился на местной девушке-кыргызке, дочери влиятельного чуйского манапа, одного из лидеров кыргызского филиала партии «Алаш», широко занимавшегося благотворительностью и просветительством Дуура Сооромбаева, расстрелянного большевиками в 1921 году. Вместе с ним в Кыргызстане обосновались в данном селе несколько казахских семей. У семьи Садыркуловых родилось множество детишек, для которых Кыргызстан стал новой родиной. Один из них стал известным государственным и политическим деятелем, Чрезвычайным и Полномочным Послом КР в Иране, дважды руководителем администрации президента КР — Медет Чоканович Садыркулов.
С историей голодомора и Кыргызстаном связана и жизненная эпопея известного казахского писателя, основоположника детективного жанра в казахской литературе Кемеля Токаева, отца второго президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Родился Кемель в селе Кальпе Каратальского района Талды-Курганской области. В годы коллективизации семья Кемеля Токаева была вынуждена покинуть родину, чтобы избежать голодной смерти. «На семейном совете, — пишет в книге «Об отце» Касым-Жомарт Токаев, — было принято решение добираться до города Фрунзе с тем, чтобы переждать там тяжелые времена и попытаться спастись от голода, буквально косившего казахские поколения. Путь до Фрунзе был долгим и многотрудным». Прожил Кемель в Кыргызстане 10 лет и вернулся на родину, ушел на фронт и застал обретением Казахстаном своей независимости.
Численность кыргызско-казахских семей, а мы и раньше всегда с радостью роднились между собой, выдавая друг за друга наших джигитов и девушек, в период и после голодомора у нас резко возросла. В трагическое времена Голодомора у нас образовалась большая казахская диаспора, объединявшая около 70 тысяч кыргызских казахов.
Жители Кыргызстана поспешили казахским братьям на помощь, раздавали им все, что имели в наличии, хотя и их жизнь протекала в большой бедности, вызванной массовой коллективизацией, ускоренными темпами ее проведения и неподъемными нормами хлебо- и мясозаготовок. Одной такой помощи явно не хватало, о чем свидетельствовала высокая смертность среди беженцев. В общей сложности в Кыргызстан с миллионным населением, который сам едва приходил в себя после массовых людских потерь во время жестокого подавления национально-освободительного восстания 1916 г., прибыло около 125 тысяч казахских беженцев. Чтобы спасти их требовались более кардинальные и масштабные меры по всей стране. Но в Кремле молчали и упорно не хотели замечать Голода в то время, когда всему миру циничные карьеристы отрапортовали о новых грандиозных успехах социалистического строительства. Можно было обратиться за помощью к международному сообществу и она бы несомненно пришла. Но советские руководители скрывали трагедию, пожертвовав миллионами чужих жизней: детей, стариков, взрослых, тех, кто так и не родился и не имел счастья стать отцом, матерью, братом и сестрой.
Но помощь все же пришла. Пришла она оттуда, откуда ее никто уже не ждал. Несчастный народ уже смирился с произволом и жестокостью властей, его равнодушием и цинизмом. Она пришла от простых и отзывчивых людей, кыргызских политиков, не потерявших чувства сострадания и совести. В этот драматический и очень напряженный момент председатель Совнаркома Киргизской АССР, 32-летний Юсуп Абдрахманов с присущей ему решительностью и твердостью убедил партийно-советское руководство республики разбронировать склады с зерном, ожидавшими своей отправки за рубеж. Это был поступок такой высокой нравственной силы, что все его поддержали. Хотя прекрасно понимали и знали, какие жесткие меры и оргвыводы могут последовать за таким «самоуправством» кыргызского премьера. Руководство ЦК партии поняло и оценило патриотический порыв молодого председателя, но не могло оставить этот подвиг безнаказанным. И меры, не такие жестокие как ожидалось, были все же приняты, чтобы не создать опасного прецедента. Ю.Абдрахманов в 1933 году «за срыв хлебозаготовок» был снят на пленуме обкома партии со всех должностей, получив строгий партийный выговор. Своей должности также лишился первый секретарь Киробкома партии, в прошлом питерский рабочий А.О.Шахрай, но только в 1934 г. Этот эпизод поставит крест на его партийной карьере. Он станет работать в народном хозяйстве. Отвоюет на фронте политработником и умрет директором небольшого завода в 1948 году.
Случившееся в Кыргызстане свидетельствует о том, что если бы во власти было побольше таких нравственных, совестливых и ответственных граждан и руководителей, как Ю.Абдрахманов и А.Шахрай, то великого Голода и его катастрофических последствий можно было бы избежать. Но таких героев к несчастью не оказалось. Просто трудно представить, как можно было в мирное время за два года уморить от голода 8 млн жителей, из которых на Казахстан пришлось порядка 2 млн человек (См.: Жиромская В.Б. Голод 1932-33 гг. и его демографические последствия //История государства.- Спецвыпуск.- Астана: 2012. – С.107; Батырбаева Ш. Население Кыргызстана в 20-50 годы: историко-демографический анализ. Бишкек: 2005. – С.222-226.). К примеру, за 5 лет Великой Отечественной войны погибло 350 тысяч казахстанцев.
Все были изумлены мягкостью наказания, что Абдрахманова не заклеймили позором и не расстреляли. Значит политическое руководство СССР внутренне понимало, на какое ужасное преступление ради каких-то призрачных идеалов оно пошло против своего народа. Но, благодаря этому смелому и самоотверженному поступку, от неминуемой гибели были спасены десятки тысяч голодающих. Необходимо отметить, что среди спасенных от голода были и сами кыргызстанцы, проживавшие в земледельческих районах юга страны, где уже начинался голод. После своей громкой отставки, он уехал на работу в Россию по приглашению своего друга В.П.Шубрикова, работавшего в 1929-1931 гг. первым секретарем Киробкома партии, где Юсуп заведовал управлением сельского хозяйства в облисполкоме сначала Оренбургской, а затем Нижегородской области РСФСР. Друг Юсупа, не побоявшийся прийти на помощь опальному другу, разделил с ним его участь и был расстрелян в 42-летнем возрасте в октябре 1937 года в Москве.
Почему подвиг совершил Юсуп Абдрахманов? Ведь в это время было множество великих вождей и революционеров, героев — маяков, маршалов и генералов, отличившиеся на полях классовых сражений. И масштабом побольше, и деяниями покруче. Их примеру учили всех, от стар до млада. Но в час серьезных испытаний, когда проявляются самые высшие человеческие качества, машина воспитания дала сбой. Они не замолвили слова сострадания, не пристыдили, промолчали. Потому что совесть в это время уже издохла. Наступило время повального конформизма, приспособленчества, которое превратилось в систему и правит балом поныне.
Юсуп сам пережил трагедию восстания 1916 году, утопленного в крови. Потерял родителей и родных, бежал в Китай. Работал прислугой у русского офицера. Вместе с ним уехал в Верный, где после победы революции в его жизни началась новая полоса. Во время одной из своих инспекторских поездок молодого и смышленого красноармейца в окопах Джаркентского фронта заприметили руководители Семиреченского обкома партии Абдыкерим Сыдыков и Ораз Джандосов. И забрали его с собой, чтобы направить на учебу. И в своем выборе не просчитались. Он быстро стал лидером комсомольской молодежи Семиречья. В 21 год уже был ответсекретарем ТуркЦИК, а в 26 лет — председателем Совнаркома Киргизской АССР. Не скурвился и не забронзовел, как многие другие. Оставался смелым и решительным политиком. Страстно и горячо выступал против всяких перегибов, псевдо- и квазиреволюционной фразы, призывал строить социализм с умом, учитывая национальные особенности, за что его карьеристы обвинили в национализме. Его постигла участь всех людей, оставшихся верными гуманизму, своим принципам и гражданскому долгу. 5 ноября 1938 года его в возрасте 35 лет расстреляли. Но память о его героизме переживет века.