Министерство образования и науки КР провело круглый стол в рамках проекта «Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» по созданию и развитию инструментов и методов управления Национальной системой квалификаций и созданию Национального квалификационного совета. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Заведующая сектором нормативно-правового обеспечения Управления профессионального образования МОН КР Дамира Алыбаева отметила значимость работы по внедрению Национальной системы квалификаций.
«В Стратегии развития нашей страны на 2018-40 гг. отмечается важность формирования Национальной системы квалификаций КР. 2 мая 2019 года ЖК КР был принят Закон КР «О внесении изменений в Закон «Об образовании». Были внесены новые понятия «национальная система квалификаций», «национальная рамка квалификаций», «отраслевая рамка квалификаций». Это стало импульсом для разработки и реализации дальнейших мероприятий по внедрению Национальной системы квалификаций. Главная тема сегодня – вопрос о создании Национального квалификационного совета. При правительстве КР в 2012 году был создан Национальный совет по развитию профессиональных навыков, но, нельзя сказать, что он ведет активную работу. Поэтому нужно решить, реанимировать его, расширив его задачи, или создать новый Совет», — сказал она.
«В рамках проекта «Программа развития сектора: Навыки для инклюзивного роста» была создана специальная экспертная группа, которая внесла изменения в нормативно-правовые акты, разработала Национальные рамки квалификаций», — отметил руководитель данного проекта Нурлан Атаканов.
Ректор университета АДАМ, руководитель экспертной группы Светлана Сирмбард рассказала о проделанной работе. «Разговор о Национальной квалификационной системе идет уже на протяжении, как минимум, 10 последних лет. Вопросы, связанные с ее развитием, заложены в новых стратегических документах, и в тех документах, работу по которым мы уже завершаем. Например, Стратегия развития образования до 2020 года, план действий по ее реализации. Очень важно, что все наши стратегические документы базируются на тех основных трендах, которые идут в мире, и на сегодняшний день одним из основным документов, который задает эти тренды, являются Цели устойчивого развития.
В принципе, ряд Целей устойчивого развития требует развития элементов национальных систем квалификаций. В частности, 4-я цель устойчивого развития требует – обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование, создать возможности для развития обучения на протяжении всей жизни», — отметила она.
По словам Светланы Сирмбард, в Кыргызстане очень много говорится теоретически об обучении на протяжении всей жизни, но еще не созданы реальные условия для продолжения накопления опыта, признания тех квалификации, которые получены человеком в рамках формального и все более развивающегося неформального образования.
«Речь идет о том, что должны быть востребованы как общие, универсальные навыки, так и профессиональные технические навыки. Для того, чтобы человек мог трудоустроиться, получить достойную работу, заняться предпринимательской деятельностью. После того как мы переживем очередную волну пандемии, мы не сможем вернуться полностью к той модели жизни, которая у нас уже есть. Цифровое образование очень тяжело, с проблемами, но уже очень активно вошло в нашу жизнь.
С одной стороны, есть ряд проблем с качеством, с другой стороны – цифровые инструменты открывают потрясающие возможности для удаленного обучения, обучения не только в нашей стране, обучения у разных образовательных провайдеров. Это целый ряд новых вызовов, которые стоят перед нашей системой образования и на которые нужно будет реагировать», — считает Светлана Сирмбард.
Об актуальности развития Национальной системы квалификаций говорит и Гульмира Касымалиева, заведующая отделом социально-экономической защиты трудящихся Федерации профсоюзов Кыргызстана.
«Развитие человеческих ресурсов – очень важный вопрос, тем более, когда мы поставляем рабочие кадры за рубеж. Наши мигрантами являются специалистами своего дела, но без подтверждающих сертификатов, документов. Также очень остро стоит вопрос валидации, и он также сдвинулся с места. Уже несколько десятков специалистов подтвердили свою квалификацию и получили сертификаты. Они уже смогут зарабатывать хорошо, устроиться на хорошую работу. Эта работа еще в зачаточном состоянии. Предстоит многое сделать по разработке отраслевых рамок квалификаций, здесь важно привлекать работодателей. Потому что только они знают, какой специалист нужен на определенной должности», — сказала она.