Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg
Михаил Саакашвили, чье президентство стало, пожалуй, единственным примером заметных реформ на постсоветском пространстве, не считая стран Балтики, на днях дал интервью радиостанции «Азаттык». В нем он рассказал о своих рецептах реформ для Кыргызстана.
Как считает руководитель общественной организации «Офиса простых решений и результатов» и глава Исполнительного комитета Национального совета реформ Украины – такие должности сейчас занимает Саакашвили, Кыргызстану для развития стоит воспользоваться своим географическим положением. То есть, республика может попробовать стать инфраструктурным и логистическим хабом, используя близость к богатым Китаю и Казахстану.
«Окно возможностей» для того, чтобы начать кардинальные реформы в Кыргызской Республике, по мнению Саакашвили, будет длиться максимум полгода-год. То есть Садыр Жапаров и его команда должны успеть заложить в этот короткий временной период фундамент основных реформ в стране.
В принципе, ничего оригинального Саакашвили не сказал. Кыргызская власть понимает, что карт-бланш выданный Садыру Жапарову народом не вечен и если за год ничего в стране не изменится, то рейтинги начнут падать, оппозиция получит повод активизироваться, а внешнеполитические партнеры начнут разочаровываться.
Что касается идеи о создании хаба на на территории Кыргызстана, то она «висит» буквально в воздухе уже давно. О ней регулярно напоминают местные эксперты, о ней любят рассуждать политики. Правительство Улукбека Марипова тоже включило проект создания хаба в свою программу «Реальные цели, новые перспективы». Кстати, не вдаваясь в анализ самой программы, то, что она у правительства есть и все, кому интересно, могут ее прочитать и покритиковать, уже хорошо. Потому что, например, программу правительства Абылгазиева никто не видел.
Кроме того, по разговорам, которые циркулируют в экспертной среде, сейчас правительство привлекает местных «умников» и «умниц» для подготовки стодневного плана действий.
Так что, если рассуждать не только в парадигме, что все плохо, просто потому что хорошо быть не может, кадры не те, структура правительства не та и т.д., то стоит признать, что новая власть что-то пытается делать.
Но, одно обстоятельство с точки зрения «делания» реформ вызывает определенное беспокойство среди элит. В своем обращений к народу 12 октября 2020 года, от которого повеяло позитивными переменами, Садыр Жапаров заявил, что им будет создан специальный комитет реформ, «который изменит сам подход к управлению экономикой нашей страны». Идею о комитете реформ эксперты и аналитики восприняли с энтузиазмом, как знак, что власть намерена серьезно подойти к концепции модернизации страны и создает место где будет «коваться» единая стратегия изменений и откуда она будет реализоваться. Однако, по неизвестным причинам, такая структура до сих пор не создана и не похоже, чтобы ее создание было в планах у власти. Потому что, на первом рабочем совещании с членами правительства после принесения ими присяги Садыр Жапаров поставил задачу, перед каждым министром подготовить перечень реформ, «которые будут проводиться в ближайшие годы в каждой из отраслей». По крайней мере так сообщили СМИ, ссылаясь на пресс-службу президента.
Но, как известно, правительство, креативить реформы не может. У него другая функция и другие задачи, направленные, прежде всего, на бесперебойное функционирование отраслей. Ему просто некогда заниматься программами реформ. Да и не может система сама себя реформировать.
Поэтому, обязательно должно быть «место», где будет держаться целостная картина будущего и изменений, необходимых для осуществления перехода от грустного «сегодня» к счастливому «завтра».
Подход к реформам должен быть цельным, основываться на анализе того, что имеем, разных подходах к задачам, которые надо решить и сопровождаться профессиональным пиаром. Тогда и критики в адрес власти будет меньше.
Кстати, государственные структуры, занимающиеся реформами с разными названиями, но идентичной смысловой нагрузкой, присутствовали и присутствуют во всех странах, где были реализованы или идут системные преобразования.
Исполнительный комитет по реформам в Украине, Высший совет по реформам в Казахстане, Центр внедрения реформ в Молдове, Совет по координации реформ в Армении и т.д. — вот только краткий перечень организаций, занимающихся реформами на государственном уровне в разных странах бывшего Союза.
За Кыргызстаном сейчас внимательно наблюдают не только соседи по региону, но и, можно сказать, весь мир. От того, насколько успешно пойдут реформы в стране, напрямую зависит не только ее репутация на международной арене, инвестиционный климат, но и будущее новой власти.
К слову, сегодня мало кто вспоминает, что после «революции роз» Михаил Саакашвили тоже расширил президентские полномочия. Они были ему нужны для того, чтобы провести более 70 реформ в Грузии.