На общественное обсуждение вынесен проект закона «О Конституции» (новая редакция), инициированный 80 депутатами Жогорку Кенеша. Об этом сообщается на сайте Жогорку Кенеша.
Депутаты предлагают провести по нему референдум 10 января 2021 года — в день досрочных президентских выборов.
В справке обосновании говорится, что необходимость конституционной реформы обусловлена множеством факторов, в числе которых существующие противоречия и пробелы в положениях действующей Конституции, неэффективность установленной системы власти и отсутствие механизмов ее ответственности.
Основными новеллами в проекте новой редакции Конституции при сохранении значительного числа уже проявивших свою правовую направленность конституционных норм, предлагаются уточнение и компоновка по направлениям всех прав и свобод граждан, введение института народного курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие законодательные новшества.
Так, законопроектом предлагается установление высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия в форме Народного курултая (статья 7 Конституции).
Народный курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты спикера Народного курултая, президента, спикера Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.
Проектом закона предусматривается унифицировать все права и свободы человека по направлениям: личные права и свободы, политические права, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека, права и обязанности человека.
Значительному пересмотру с учетом требований народных масс подвергнут раздел III Конституции «Органы государственной власти».
В частности, в главе I «Президент» институт президента претерпел изменения, где президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на 5 лет, но не более двух сроков.
Переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что президент должен назначать главу правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша.
Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должности.
Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране.
Предлагается установить, что в случае досрочного прекращения президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового президента исполняет глава правительства.
В случае невозможности исполнения полномочий президента главой правительства полномочия президента осуществляет спикер Жогорку Кенеша.
Также предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться конституционным законом.
Формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления президента.
Парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами Кыргызской Республики.
Предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы, с включением в их число президента и главы правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.
Изменение конституционного статуса президента и правительства влечет за собой необходимость изменения положений главы III Конституции «Исполнительная власть».
Повышение роли и ответственности главы государства предусматривает, что исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет президент и подчиненное ему правительство.
Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов.
Устанавливается, что правительство состоит из главы правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.
Структура и состав правительства определяются президентом.
Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Также для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность правительства обеспечивается администрацией президента.
Предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе. При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.
Одновременно предлагается установить, чтобы жалобы на нарушения прав и свобод граждан принимались Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.
Предлагается, чтобы судьи Конституционного суда и Верховного суда избирались до достижения предельного возраста. При этом из числа судей названных судов президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя данных судов сроком на 5 лет.
Применительно к местным судам предлагается аналогичный порядок, когда из числа судей местных судов президент по представлению Совета по отбору судей назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.
С учетом вводимых новой редакцией Конституции изменений предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тыс избирателей.
Статьями 2-6 законопроекта предусматриваются порядок подписания и вступления в силу принятого в установленном порядке закона и переходные положения с указанием полномочий применительно к вновь избранному главе государства, правительству.
Также переходными положениями предлагается, чтобы до избрания выборных органов и назначения должностных лиц всех уровней в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона, выборные и назначаемые государственные органы и должностные лица продолжали осуществлять свои полномочия.
В частности, выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона и законодательством, формируемым в соответствии с данной Конституцией.
Судьи Конституционной палаты Верховного суда сохраняют свои полномочия до формирования Конституционного суда в соответствии с Конституцией.
Судьи Верховного суда сохраняют свои полномочия на весь срок их избрания, а действующие судьи местных судов сохраняют свои полномочия на весь срок их назначения.