Мурат УКУШОВ, заслуженный юрист Кыргызской Республики — специально для Elgezit.kg
Итак, переживаемый кризис национальной государственности может вообще подвести черту под существованием Кыргызстана как единого целостного государства. К тому есть все осязаемые предпосылки. В предыдущих статьях («Суровый выбор для Кыргызстана: катастрофа или модернизация государства», опубликованные на сайте 7 июля, 6 августа, 13 августа, 28 августа и 9 сентября т.г.) автору уже приходилось писать, что в сегодняшнем Кыргызстане мы видим признаки не только глубокого общественно-политического кризиса, но и признаки цивилизационного упадка. Что и подтвердили октябрьские события.
В основе многих неурядиц, переживаемых Кыргызстаном, лежат политический инфантилизм, дилетантство, безответственность и вседозволенность по отношению к государству, отсутствие государственнического чувства и пренебрежение интересами государства у части общественно-политических деятелей и граждан, в основном молодого поколения кыргызстанцев. Беда кыргызского общества в том, что оно борется с собственной государственностью, не понимая, что само общество, его успехи и благополучие зависят от силы государства и его институтов, что человеческое общество не придумало лучшего инструмента для своей защиты, чем государство.
На вопрос «зачем нужно государство?» считаю, что великий русский философ Н.Бердяев дал самый точный ответ из всех возможных ответов: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Пора бы нашим общественно-политическим деятелям, гражданам, обществу в целом – понять эту истину.
Когда государство скатывается под власть охлократии
Октябрьские события в Бишкеке начались с протеста против результатов выборов в Жогорку Кенеш, засилья на выборах «олигархических» партий и административного ресурса. Часть общества, уставшего от своеволия и несправедливости власти, примкнула к лозунгам проигравших на выборах партий, в надежде на смену политического курса и проведение назревших реформ. При большом скоплении людей на улицах, не обошлось без неуправляемых беспорядков, драк и погромов. Затем первоначальные требования фактически «испарились», толпой закономерно овладели лозунги кыргызского «кетсинизма» — «кетсин» представителей органов власти, органов местного самоуправления (например, и.о. мэра г. Бишкек), крупных компаний с государственной долей (руководства аэропорта «Манас») и т.д. Кыргызстан постепенно начинает скатываться под власть охлократии.
События, происходившие в феврале-марте 2005, апреле-июне 2010 и в октябре 2020 года как под копирку показывают процесс скатывания кыргызского государства под власть охлократии. Беда Кыргызстана в том, что эти события закрепили в кыргызском обществе общее правило охлократии: отныне любая региональная политическая группировка, обладающая финансовыми возможностями в союзе с другими региональными группировками и даже с криминалитетом, сможет отнимать власть используя при этом любые методы, в том числе и толпы людей, недовольных в различной степени действующей властью.
История происхождения термина «охлократия» восходит к Древней Греции и буквально переводится с греческого как «власть толпы». Охлократию еще древнегреческие философы называли неправильной формой демократии. Охлократия – вырождающаяся форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Наступление охлократии является признаком кризисного периода для общества и государства, сопряженного со стихийными и противоречивыми акциями, активной борьбой протестующей толпы, беззаконием, разрушительными действиями и другими формами насилия.
Как правило, охлократия наступает, когда официальная власть теряет свой авторитет и больше не справляется с давлением общества, недовольным существующим устройством государственного правления. Народ перестает доверять действующей власти и выходит на улицы, пытаясь привлечь внимание к своим проблемам. Чаще всего подобные массовые митинги бывают неорганизованными и не имеют определенной цели, так как разные слои общества преследуют свои интересы. В результате лидерами антигосударственных демонстрации становятся представители внесистемной оппозиции или даже представители криминального мира, которые пытаются обернуть недовольство граждан в свою пользу. Для них значение имеет только захват власти.
Антигосударственные выступления, как правило, переходят в беспорядки, стихийное или организованное насилие и проявление беззакония. Бессилие власти приводит к тому, что режимперестает справляться с протестами, часто силовые структуры, которые должны защищать государство, переходят на сторону протестующих.
Суть первоначальных требований и общественных проблем теряется в череде массовых беспорядков и хаоса, приводя к еще большему ухудшению общественного и государственного положения. Охлократия стремится уничтожить устоявшиеся ценности и жизненные устои, ночаще всего не способно предложить ничего взамен. Толпе свойственно упрощенное отношение к устройству государства и общества, поэтому ее участники наивно часто считают, что после крушения старой системы, все сразу уладится и встанет на свои места.
Недостатки власти охлократии: низкий уровень политической и правовой культуры толпы и ее лидеров; необходимость согласовывать все решения с большим количеством людей; большинство избирает некомпетентных лидеров; столкновение целей и интересов толпы; конкуренция и борьба внутри властвующей в толпе ячейки; тирания; гонения на разумных, компетентных и образованных людей в госорганах и среди общества, репрессии.Но итог власти охлократии всегда один – ухудшение политической, экономической и социальной жизни государства.
Так, по данным СМИв Кыргызстане ущерб от беспорядков 5-10 октября уже составил около 104 миллионов долларов упущенных доходов по всей стране, — заявили в Национальном альянсе бизнес-ассоциаций. Переговоры с иностранными инвесторами, имеющими планы по входу на рынки республики, были сорваны. По предварительным данным, более двадцати контрактов и бизнес-проектов на приблизительную сумму до 210 миллионов долларов также отменены. Нанесен прямой ущерб ряду горнорудных предприятий, крупному нефтеперерабатывающему заводу и ограниченному кругу организаций в сфере розницы и общепита как в Бишкеке, так и по всей стране. Как было озвучено на заседании Жогорку Кенеша 22 октября только на ремонт здания Дома Правительства (Белого Дома), в очередной раз подвергнутому погрому и разграблению, потребуется не менее 450 млн. сомов.
И как тут не вспомнить известное изречение французского философа и просветителя Шарля Луи Монтескье из его сочинения «Дух законов»: «Каждый народ достоин своей участи».
А жив ли Закон?
Думаю, каждый согласится с тем, что сегодня в Кыргызстане государственная власть переживает кризис легитимности. Многие путают понятия «легитимность» и «легальность» власти. Легитимность — это убежденность большинства членов общества в том, что данная власть действует во благо народу и обеспечивает спасение страны, что эта власть сохраняет главные ее ценности. Это — совсем не то, что легальность (законность) власти, т.е. формальное соответствие Конституции и законам страны. Вполне законная (легальная) власть, утратив авторитет среди своих граждан, теряет свою легитимность и становится бессильной. Мы снова стали свидетелями этой аксиомы 5-15 октября.
Так вот, сегодня людям хочется верить, что второе Временное правительство, пришедшее к власти – во благо народу, что при этой власти спасение страны гарантировано. Но реальности текущего времени, например, продолжающиеся проявления охлократического давления на органы власти, приостановление Россией, другими государствами и международными организациями финансовой помощи Кыргызстану, фактическое уничтожение протестующими инвестиционной привлекательности страны, огромный дефицит госбюджета (свыше 28 млрд.сомов), продолжающиеся рейдерские захваты организаций и предприятий, начинающийся коллапс экономики и т.д. — не позволяют сделать такой оптимистический вывод на все сто процентов.
И дело вовсе не в том, что сегодня тяжело жить. Можно пережить даже тяжелейшие бедствия, если наши тяготы нужны для спасения и укрепления будущего страны — в нашей недавней истории все это уже было. Сегодня большинство людей хотят понять, вникнуть в программу действий или как это сейчас стало модно говорить – дорожную карту Правительства. Где она? Где записаны чёрным по белому главные данные проекта под названием «3-я революция» — цель, сроки, какую цену придется заплатить, как будут обеспечиваться безопасность людей, защита их собственности, будут ли работать Конституция и законы, в каком обществе будут жить они сами, их дети и внуки хотя бы в ближайшие 2-3 года?
После пережитых потрясений и трагедий 2005, 2010 и 2020 годов кыргызский народ может выжить как государствообразующая нация только построив сильное государство, которое сможет обеспечить правовой порядок. Говоря о сильном государстве, следует иметь в виду, что это понятие качественное. Сильное государство – это верховенство права и закона, меньше неразумных решений и ограничений, меньше властного беспредела и волюнтаризма, больше справедливости и безопасности. Поэтому первейшей политической задачей новой власти должно стать укрепление законности, наведение правового порядка во власти и в обществе.
Между тем сегодня мы как никогда далеки от идеалов правового государства. Нужно честно признать — положение дел в правовой сфере очень близко к коллапсу. Поэтому, не укрепив правопорядок, не обеспечив прочную законность в стране, мы не добьемся решительных позитивных сдвигов ни в строительстве государства, ни в экономике. Правовой порядок – это безопасность граждан и их собственности, уверенность в завтрашнем дне.
И, может быть, самое время понять, что обеспечение законности — одна из немногих сфер жизни, где могут объединиться и перейти от обилия слов к конкретным делам все политические и общественные силы Кыргызстана. Либо мы победим правовой нигилизм, либо Кыргызстан обречен не стать современным цивилизованным государством.
К сожалению, определенной частью общественно-политических сил в последние два десятилетия культивируется неуважение к праву и закону, к нормам морали и нравственности, вседозволенность. Неадекватное понимание политиками и гражданами принципов демократии, разгул «уличной демократии» с охлократическими проявлениями при крайне низком правосознании большинства граждан натворило много бед. Хаотическое развитие государственных и общественно-политических структур, их противоборство, столкновение интересов различных регионально-олигархических групп, борьба за власть на разных уровнях общества разрушает законность и, в конечном счете, – может демонтировать кыргызскую государственность.
Спасительным кругом для кыргызской государственности является формирование и внедрение в обществе формулы поведения, которую можно охарактеризовать как законопослушание. Что это означает? Прежде всего, у органов государственной власти и управления, граждан, в целом всего общества, должен существовать своего рода настрой на строжайшее исполнение и соблюдение Конституции и законов, всех юридических норм. Недостаточно принять хорошие, отработанные юридические документы, нужно еще, чтобы в обществе как бы витал принцип: «законы должны исполняться». Если общество заинтересовано в осуществлении всего того, что записано в юридических документах, то объективно необходим этот общественный настрой на точное и строгое исполнение и соблюдение законов.
Иначе говоря, нужен особый режим государственной и общественной жизни, который и называется законностью. Необходимо относиться к закону как к святыне, незыблемой, нерушимой основе нашей жизни. Законность — одно из немногих общественных явлений, которое строится строго по принципу «или – или»: или безусловная, без каких-либо изъятий, законность везде и всюду, или ее крушение, если допускается отступление от ее строжайших требований даже в самом малом. Ибо дозволенность нарушать законность «в исключительных случаях» — на деле означает допустимость отступления от нее в любом случае и всегда — разве трудно обосновать, что именно данный случай «исключительный»? Альтернативой принципа законности, как правило, является одна из самых страшных бед для человеческого общества – охлократия, непременными «спутниками» которой являются произвол, своеволие, беззаконие.
Наведение в государстве правового порядка — это не лозунг. Сегодня это жизненная необходимость. Правовой порядок, законность — решающие условия, поддержания стабильности в обществе, особенно в период вновь надвигающегося предвыборного марафона — досрочных президентских выборов. Выборы в «кыргызских» условиях фактически превращаются в «искусственный катаклизм» — не нужно быть оракулом, чтобы предсказать, что возможное поражение отдельные кандидаты снова будут связывать с подкупом голосов избирателей, с применением так называемого «административного ресурса», будут поднимать в свою защиту своих сторонников, перекрывать дороги, захватывать административные здания и т.д. И тогда Кыргызстан может окончательно подпасть под власть охлократии (толпы). А это – гибель кыргызской государственности.
ЦИТАТЫ из книги французского психолога и социолога Гюстава Лебона «Психология масс»
Известный французский социальный психолог, историк и социолог Гюстав Лебон в самом конце 19-го века (в 1895 году) опубликовал свою книгу «Психология масс» (в русских переводах эта книга также известна как «Психология толпы»).
Г.Лебон, анализируя актуальные политические события происходящие в мире, делает выводы об особенностях психологии масс и толпы, делает анализ процессов, которые происходят в голове человека, который стал частью толпы, описывает почему целые народы следуя низменным потребностям впадают в состояние варварства. И сегодня данное произведение заставляет удивиться точности мыслям, которые в нём описаны. Книга Г.Лебона — одна из тех книг, которую справедливо называют нестареющей классикой, в которой присутствуют как мудрость, так и заблуждения (по современным меркам, разумеется).
Однако идеи Г.Лебона в основном использовались не для того, чтобы открыть глаза «простым» людям, т.е. толпе, чтобы она стала менее манипулируемой. Чтобы каждый думал сам, не поддаваясь влиянию красивых речей, которые взывают к низменным подсознательным потребностям, лозунгам и прочим манипуляциям. А, наоборот, его идеи «упростили работу» для правителей-диктаторов 20-го века, многие из которых признавали его книгу настольными, и современных манипуляторов (политтехнологов) и известных политиков.
Г.Лебон: «Организованная толпа всегда играла большую роль в жизни народов, но роль эта еще никогда не имела такого важного значения, как в данную минуту. Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. …Знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, – не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой.» (выделено автором статьи). Именно поэтому книгу Г.Лебона «Психология масс» (толпы) обязан прочитать каждый кыргызский политик, стремящийся управлять государством.
Цитата 1. «Толпа никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей, и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится её повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает её жертвой».
Цитата 2. «Утверждение тогда лишь оказывает действие, когда оно повторяется часто и, если возможно, в одних и тех же выражениях. Кажется, Наполеон сказал, что существует только одна заслуживающая внимания фигура риторики — это повторение. Посредством повторения идея водворяется в умах до такой степени прочно, что в конце концов она уже принимается как доказанная истина».
Цитата 3. «Читая постоянно в одной и той же газете, что А — совершенный негодяй, а В — честнейший человек, мы в конце концов становимся сами убежденными в этом, конечно, если только не читаем при этом ещё какую-нибудь другую газету, высказывающую совершенно противоположное мнение. Только утверждение и повторение в состоянии состязаться друг с другом, так как обладают в этом случае одинаковой силой».
Цитата 4. «Единственные важные перемены, из которых вытекает обновление цивилизаций, совершаются в идеях, понятиях и верованиях. Крупные исторические события являются лишь видимыми следствиями невидимых перемен в мысли людей».
Цитата 5. «История указывает нам, что как только нравственные силы, на которых покоилась цивилизация, теряют власть, дело окончательного разрушения завершается бессознательной и грубой толпой, справедливо называемой варварами. Цивилизации создавались и оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой. Сила толпы направлена лишь к разрушению. Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства».
Цитата 6. «Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во всякую эпоху существует небольшое число индивидов, внушающих толпе свои действия, и бессознательная масса подражает им».
Цитата 7. «Верить в преобладание революционных инстинктов в толпе — это значит не знать её психологии. Нас вводит тут в заблуждение только стремительность этих инстинктов. Взрывы возмущения и стремления к разрешению всегда эфемерны в толпе. Толпа слишком управляется бессознательным и поэтому слишком подчиняется влиянию вековой наследственности, чтобы не быть на самом деле чрезвычайно консервативной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству».
Цитата 8. «Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам. Только образы могут увлечь её или породить в ней ужас и сделаться двигателями её поступков».
Цитата 9.«Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: «демократия», «социализм», «равенство», «свобода» и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить».
Главное условие для настоящей политической элиты, которая ставит во главу угла своей деятельности интересы государства и общества – это никогда не использовать «темные инстинкты» толпы для достижения своих политических целей.