ПУТЬ К СТАБИЛИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЮ: обращение к лидерам реформистских партий.

Аналитика,Лента событий,Статьи 08 Окт 2020 13:55
1 отзыв

Эмиль Джураев, доктор политических наук — специально для Elgezit.kg

В какой патовой, тупиковой ситуации мы пребываем уже в четвертый день – не мне рассказывать. Что нас ожидает, какие опасности растут, и какие возможности можем растерять в ближайшее время, не мне подчеркивать. Я сам за эти дни поменял свои взгляды на ряд важных вопросов, и вас так же прошу быть открытыми. ПОЙМИТЕ ВСЕ ЭТО ТРЕЗВЫМ УМОМ, и послушайте следующее предложения. Дочитайте до конца, и не спешите реагировать эмоциями; дайте благому разуму вникнуть в эти предложения.

  1. Парламент 6-го созыва заставить работать не получится. Это уже ясно! Настаивать на том, что он единственный легитимный источник власти – тщетно и опасно. 120 человек не соберутся, и если даже соберутся, они не смогут принять те решения, которые необходимы сейчас. Страна не может продолжать оставаться в заложниках этого парламента.

Ввиду его продолжительного отсутствия, неспособности обеспечить кворум, необходимо распустить. Это можно сделать решением президента.

  • На переходный период – максимум два месяца до момента вступления в силу нового состава Парламента и утверждения уже постоянного нового Кабинета министров – центральная власть должна состоять из трех элементов: Президента, Временного политического совета (Утурумдук саясий кенеш) и временного правительства.
  • Президент Жээнбеков должен выполнить миссию, отведенную ему судьбой, хоть и наперекор его желаниям и предпочтениям. Его нужно вернуть, и через него привести государство и власть хотя бы в относительное правовое поле. Президент, обладая властью не более чем у английской королевы, должен легитимизировать власть.
  • В данной исторической ситуации, Президент Жээнбеков в таком урезанном, символическом но важном для легитимной власти статусе, может как раз стать первой страницей обновления и реформы конституционного порядка в стране.
  • Временный политический совет (ВПС) должен состоять из лидеров, представителей реформистских партий, и включать в себя обязательно аксакалов, женщин, и молодежь от каждой партии. Это либо 13 партий, либо меньше, если какие-то из них не пожелают участвовать. Итого, этот совет должен состоять примерно из 30-40 человек – состав и количество должны быть фиксированы и не превращаться в постоянно меняющийся клуб.
  • Партиям, совершившим то, что случилось к утру 6-го октября – а это известные 13 партий —  необходимо консолидироваться, прийти к консенсусу, как они это смогли сделать вчера, 7-го октября, и приступить к реализации предложенного пути стабилизации.  
  • В первую очередь, эти партии должны согласовать – сегодня же – состав ВПС. Этим составом, они должны согласовать фигуры на должности временных ПМ и кабмина. Если многие из членов Кабмина могут остаться те, кто до вчерашнего дня был там, это тоже быстрый и эффективный вариант, чтобы избежать длительных дискуссий и рисков потерять дееспособность ВПС. Во-вторых, они должны внести президенту на утверждение этот состав кабмина во главе с ПМ.
  • Фигура Премьер-министра должна стать на переходный период лишь координирующей, организующей работу исполнительной власти, созданной на паритетной основе среди представителей реформистских сил. Желательно из тех, кто не будет участвовать в выборах в парламент, но это не принципиально. Любой член временного правительства будет балансирован другими, и будет работать в предельно прозрачном режиме.
  • Этим временным премьер-министром должен стать человек способный в ближайшее время организовать работу правительства. Он не должен заниматься кардинальными реформами, а лишь обеспечить плавный переход к выборам и новому правительству после выборов. Его главные, а может и исключительные задачи – установить правопорядок, обеспечить стабильное, правовое положение на подходе к выборам, а также, обеспечить необходимые хозяйственные задачи ближайшего периода – подготовка к ОЗП, контроль за мерами по готовности к борьбе с обострением ситуации с пандемией, и добиться стабилизации всеобщей управленческой системы, от национальных органов власти до айыл окмоту.
  1. Под руководством ПМ, силами соответствующих органов, и под наблюдением ВПС, должна быть возвращена в нормальное русло работа правоохранительных органов, органов безопасности, исполнения наказаний и охраны границ. Выпущенные тем или иным незаконным образом из мест заключения люди должны быть возвращены туда, и при соответствующем пересмотре судебных решений по ним, выйти  на свободу уже на законном основании.
  1. ВПС должен активно поработать в первые дни по нескольким направлениям,и готовить решения и шаги, которые должен утвердить президент. После утверждения Кабмина, первоочередная задача ВПС – парламентские выборы.

Для тщательного и взвешенного обсуждения отдельных вопросов, ВПС может обратиться к неполитическим кругам, людям с экспертизой, будь то в правовой, экономической, технической сферах. Это только еще больше легитимизирует деятельность и решения ВПС.

  1. Выборы должны состояться в ближайшее время, может через месяц. Затягивать ни в коей мере нельзя. Изменение некоторых положений касательно выборного законодательства необходимо согласовать в рамках Совета переходного периода, и утвердить подписью президента. В частности, вопросы стоят касательно утверждения нового состава ЦИК, снижения избирательного порога до 5% или 3%, установления более низкого депозита – в 1 миллион сомов. Более системные, детальные и многочисленные изменения не должны предприниматься на данный момент.
  1. Касательно люстрации: на сегодня, в четвертый день после падения руководства страны, предельно ясно, что эффективной люстрации не будет. Нет на это ни политической критической массы, ни нормативной базы, ни эффективных механизмов реализации. Люстрация возможна и должна произойти на данном этапе лишь точечно и частично: это – непосредственные исполнители и авторы всех коррупционных и вредительских действий, которые привели к сегодняшнему краху. Это ближайшие и значимые фигуры из администраций Жээнбекова и Атамбаева, а также те, кто непосредственно близок к Матраимову. В дальнейшем, люстрация должна коснуться судебных органов – опять же, не повально, а к тем судьям, которые непосредственно принимали доказуемые незаконные, несправедливые, политически-диктованные решения.
  1. Касательно разлома между старыми и новыми, или старыми и молодыми: В настоящее время, и на период до избрания нового состава парламента, нельзя настаивать на поколенческой, возрастной или иной объективной основе очищения. Страна не в том состоянии, и изо дня в день близится к пропасти. Выборы, и внутрипартийные решения, должны привести к такой смене. Далее, парламент как институт, не должен быть принципиальной площадкой где добиваться такой смены и очищения. Это более целесообразно добиваться в исполнительной власти. Далее, на данный момент очевидно, что подобным поколенческим разделением, и народ, и идея реформы страны, только теряют энергию и время.
  1. Касательно дальнейшей судьбы Жээнбекова: это должно быть прерогативой нового парламента после выборов. В любом исходе, как президент он должен и лишь может быть в роли президента нормальной парламентской системы правления – с крайне ограниченными полномочиями и политическим весом. Это на ближайший период возможно и без внесения изменений в Конституцию, учитывая политическую обстановку. В дальнейшем, при новом парламенте, можно принятся и за вопрос по Конституции.

Допустимо одно: Президент может и досидеть в своей должности либо до конца текущего срока, либо до вступления в силу новой редакции Конституции. Импичмент всегда возможен, но превращение его в политическое возмездие более чем возможно.

Президента можно легко судить, карать, и так далее – но будет ли от этого пользая для развития страны? По всем бывшим президентам, включая Атамбаева, судебные процессы были политизированы до предела, и обективного правосудия не случилось. Есть все основания ожидать, что так же случится и сейчас, без тотальной реформы в сфере правосудия.

ПРИЗЫВАЮ ВСЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ИХ ЛИДЕРОВ, ЛИДЕРОВ МОЛОДЕЖИ ОБНАРУЖИТЬ В СЕБЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РЕАЛЬНОСТИ, НЕ БЫТЬ ЗАЛОЖНИКАМИ ГРУЗИНСКОЙ, АРМЯНСКОЙ ИЛИ ИНОЙ ФОРМУЛЫ, ПОНЯТЬ ЧТО КЫРГЫЗСТАН ЗДЕСЬ И СЕГОДНЯ – ЭТО НЕ ГРУЗИЯ НА КАВКАЗЕ В 2003 ГОДУ, ПОНЯТЬ НАСКОЛЬКО КРИТИЧНА СИТУАЦИЯ, ОПРЕДЕЛИТЬ НАИБОЛЕЕ ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, НЕ НАСТАИВАТЬ НА МЕНЕЕ СРОЧНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ В ДАННЫЙ МОМЕНТ, НЕ УПУСКАТЬ ИЗ РУК БОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПОГОНЕ ЗА ВСЕМ И СРАЗУ, И ПРИСТУПИТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВЫШЕ ПОДХОДА К ЗАДАЧЕ.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

Одна мысль о “ПУТЬ К СТАБИЛИЗАЦИИ И ОБНОВЛЕНИЮ: обращение к лидерам реформистских партий.

  1. 111

    Хватит нести чушь. Опозиция перегнула палку и уничтожила роботающюю государственную машину. Даже когда они добились цели митинга, они стояли дальше и начали кричать чтобы милиция перестала стрелять, хотя милиция выполняла свой долг, когда милиция ушла это было начала конца для работяющего госураства. Все последушие бес порядки и марадерства лежат на совести опозиционеров и их стороников. Вы уничтожили экономику Кыргызстана теперь опять уроды рветеся к власти не у одного из вас нету ни совести ни мозгов. Вы понимаете вы уничтожили что нормально работала. Когда массы поймут что вина за все лежит на советси опозиции она просто исчезнет. Самое простое решение это вернуть все что было до выборов включая правительство и президента, востановить порядок и уже позже можно говорить о перевыборах. Запомните нравится вам это или нет реальная единственная власть сейчас только у президента пока ему подчиняются военные. Ваша люстрация это сказки ваши же опозиционные лидеры тоже тогда сядут вы это хоть понимаете ? Не ужели вы не понимаете что Кыргызстан не готов к парламентаризму если ради место в ЖК ваша опозиция спокойно уничтожила работающее государства о чем речь ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.