Феликс Кулов: Как остановить разрушительный эффект третей революции?

Аналитика,Лента событий 05 Окт 2020 19:32
0 отзывов

Экс-премьер-министр и бывший министр МВД и МНБ КР Феликс Кулов поделился с Elgezit.kg мнением касательно прошедших парламентских выборов.

«В любом деле выводы, сделанные по горячим следам, не всегда могут претендовать на объективность, тем не менее, можно однозначно утверждать, что прошедшие выборы практически повсеместно прошли с нарушениями, что дало основание большинству политических партий-участников выборного процесса, сомневаться в их стопроцентной легитимности и заявить о несогласии с их результатами.

Какие последствия они принесут

Повторения двух предыдущих революций ожидать не стоит. Я раньше неоднократно говорил и еще раз повторюсь: недовольство властью у людей было всегда, в том числе, в советское время, а особенно во время «кухонных» обсуждений, но они, хотя
и создавали в умах людей революционные настроения, к революциям не приводили.

Поводами для революций 2005 и 2010 года стали в первом случае провокации белокепочников, нанятых властями для разгона мирной демонстрации, с использованием тактики забрасывания их камнями. Митингующие их не испугались, дали отморозкам жесткий отпор, те же, испугавшись, решили спрятаться в Доме правительства, рассчитывая на защиту своих хозяев. Народ за ними погнался и, ворвавшись «на плечах противника в «Белый Дом», неожиданно для себя получил «упавшую с неба» власть.

Поводом же для смещения Бакиева послужил расстрел мирных демонстрантов. Не будь таких поводов мирные митинги никогда не переросли бы в насильственные перевороты.

Таким образом, все зависит от позиции действующей власти. Она должна извлечь уроки из прошлого и не давать даже малейших поводов, чтобы мирные протесты не привели к дворцовым переворотам-революциям. Многое зависит и от грамотных действий милиции, которая должна избегать чрезмерного применения силы, действовать с максимальной выдержкой и вместе работать на упреждение и пресечение провокаций. Милиция должна обязать организаторов бессрочных митингов, создать из своих сторонников дружинников для контроля за обеспечением общественного порядка и взаимодействия с органами внутренних дел.

Но самым главным стабилизатором ситуации может и должен стать ЦИК. Для этого он обязан сделать следующее.

  1. В срочном порядке, с участием представителей партий, рассмотреть все их претензии и жалобы по тем УИКам, где были нарушения, и принять меры к их устранению, вплоть до отмены результатов и объявления по ним новых выборов.
  2. По Форме 2 было зарегистрировано около полумиллиона избирателей. Даже, извиняюсь за грубость, дуракам ясно, для чего это было сделано. Поэтому по тем участкам, где число проголосовавших за конкретную партию оказалось не меньше числа голосов, зарегистрированных по Форме 2, на этих участках выборы признать недействительными и назначить новые выборы.

Это сделать я предлагал еще до выборов. Такие меры сразу же, подчеркиваю, сразу же снимут напряжение, митинги прекратятся и все внимание переключится на проверку по конкретным участкам. Если же члены ЦИК на это не пойдут, то появятся веские основания для привлечения их к юридической ответственности за халатное исполнение своих служебных обязанностей.

Насчет сюрпризов и неожиданностей

Сюрпризов и неожиданностей для меня не было. Я еще до выборов писал, какой ожидается расклад по основным претендентам. Но в глубине души у меня теплилась надежда, что хотя бы процентов 80 из примерно 500 тысяч зарегистрированных избирателей по Форме 2 проголосуют по совести, а не за деньги. К сожалению этого не произошло. Поэтому нравится кому-то или не нравится, но надо признать, что одну треть из нас, будет правильным и честным назвать быдлом или чимкириками или еще каким-то уничижительным определением. Дальше уже падать некуда. Только публичное и честное признание всеми политическими и общественными организациями произошедшего унизительного явления и осуждения их инициаторов может дать надежду на возрождение и появление цивилизованного, прогрессивного самосознания, которое должно стать стержнем нашей национальной идеологии.

На чем еще хотелось бы акцентироваться

Предварительный ручной подсчет настораживает и заставляет по-новому взглянуть на действующую выборную систему. Не затрагивая все ее аспекты (на эту тему ранее не только много писал, но и был нами разработан соответствующий законопроект), остановлюсь только на одном. Оппозицией было замечено, что при подсчете голосов по городу Ошу подавляющее большинство партий, кроме относящихся, к так называемым, «южным», не получило необходимых 0,7%. На этом некоторые оппоненты действующей власти попытаются сделать свою игру, что неизбежно усугубит имеющиеся региональные проблемы и добавит головные боли к проблемам экономическим и социальным. В Оше у нас около 150 тысяч избирателей. 0,7% -это чуть больше 1 тысячи голосов.

Как показывает теперь практика, доминирующие партии попросту могут не дать набрать даже этого небольшого количества своим конкурентам. Количество избирателей в Таласской области примерно такое же как и в Оше, чуть больше их в Нарынской области. Отсюда возможный прогноз об использовании при голосовании регионального фактора, чтобы выбивать из игры конкурентов из других областей. Это, конечно, все на гипотетическом уровне, но тенденции в этом направлении уже прослеживаются. Поэтому трезвомыслящие политики от их решения просто так отмахиваться не должны.

И еще один очень важный момент, который должен внести определенное смягчение в возникшее напряжение. Все партии в прямой или иной форме заявили о необходимости конституционной реформы. О том, что после выборов следует ожидать административно-территориальную реформу заявлял также и президент Сооронбай Жээнбеков.

Естественно, что такая полноценная реформа не может не затронуть необходимость изменения некоторых конституционных положений. Ждать 5 лет ее проведения — это значит обмануть избирателей. Учитывая это, всем политическим партиям надо официально заявить о немедленном запуске процесса по подготовке конституционной реформы и ее принятия осенью нынешнего года и объявления новых выборов в новый парламент с новыми полномочиями весной 2022 года. Причем возможно их провести с одновременными выборами главы государства с новыми президентским полномочиями. Также будет правильным поддержать предложение президента о включение в состав нового правительства представителей оппозиции, не прошедших в Жогорку Кенеш. По сути, речь идет о создании правительства народного доверия и поэтому не обязательно, чтобы премьером в сложившейся ситуации стал депутат от парламентской партии.

Такие решения — это на мой взгляд альтернатива бессрочным митингам и гарантия политической стабильности, что является главным условием для проведения экономических реформ и создания инвестиционной привлекательности Кыргызстана», — считает Феликс Кулов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.