Талант Толобеков: Закрытые после COVID-19 кинотеатры — плохой сигнал для наших продюсеров и немногочисленных инвесторов

Аналитика,Интервью,Лента событий 09 Сен 2020 10:00
0 отзывов

После пережитого летом пика COVID-19 Кыргызстан постепенно возвращается к обычной, «мирной» жизни. Открываются торговые центры, рынки, школы и другие общественные места. Учреждения культуры пока ждут своей очереди на открытие. Кинопродюсер, организационный секретарь Союза кинематографистов КР Талант Толобеков в беседе с Elgezit.kg рассказал, в каком состоянии пребывает сейчас отечественная киноотрасль.

— Как ваши дела? Что у вас нового?

— В первую очередь, очень рад вас слышать в здравии. То, что творилось в стране летом, заставило меня, да и других, уверен, тоже пересмотреть свое отношение к времени, целям в жизни и больше ценить отношения с родными, коллегами и друзьями. За это время Кыргызстан потерял многих достойных людей, в том числе великих деятелей культуры и искусства и это, конечно, очень печально, ведь уходит целая эпоха…

— Слышала, дела в кинематографе не на высоте…

— Если честно, мне кажется, что даже в «Белом доме» давно понимают, что та статистика и отчеты, которые приходят из сферы кинематографа, сильно приукрашены. На одном из рабочих заседаний в Доме кино, когда наши чиновники от кинематографии взахлеб рассказывали о государственном кинопрокате в регионах, эксперт из Жогорку Кенеша попросила остановиться и рассказала о том, что в управляемых госорганами кинотеатрах пасется скот и призвала не приукрашивать текущую ситуацию.

Ситуация с коронавирусом усугубила и так плохое состояние отечественного кинематографа, хотя считается, что кино в авангарде нашей культуры. Давайте поговорим лучше о проблемах в отрасли, кинопрокате, производстве и продвижении на международные кинофестивали и кинопремии.

Например, мы все прекрасно понимаем, в каком состоянии государственный кинопрокат. Лучше я не буду комментировать это, скажу лишь, что нам нужны реформы в этой отрасли, а бизнес, который вложил немалые деньги в строительство и открытие новых кинотеатров, сейчас в очень сложной ситуации. Если помните, их закрыли в марте. Конечно же, есть надежда, что они откроются в конце сентября. Для зрителей кинотеатр — это площадка, где можно увидеть фильмы на большом экране. Для нас, кинематографистов, это место, где мы можем показать свой труд. Мы видим, как в соседних государствах разрабатываются программы для поддержки кинотеатров, проводятся различные акции, информационные компании в поддержку национального кинопроката. А у нас об этом даже не говорят.

Я много разговариваю с режиссерами и продюсерами, и, по их словам, если ситуация с кинотеатрами не исправится, то мы можем оказаться в очень плачевном положении. Так как статистика производства жанрового кино из года в год сокращается, становится все сложнее находить деньги на производство жанровых фильмов. Единственное место, где идет окупаемость этих фильмов, это, конечно, кинотеатры.

Закрытые кинотеатры — плохой сигнал для наших продюсеров и немногочисленных инвесторов. Здесь выигрывают лишь зарубежные фильмы, которые уже давно готовы и ждут лишь открытия наших кинотеатров. Они соберут деньги наших зрителей и продолжат популяризировать своих супергероев.

Правильно надо сделать так, как во Франции и России. В последней, чтобы прокатать зарубежные фильмы, кинотеатры покупают прокатное удостоверение, за один фильм пять миллионов рублей. А во франции с каждого проданного билета 13 процентов забирают в фонд поддержки национального кино, то есть французы поддерживают свое кино за счет голливудских и зарубежных фильмов.

— Что насчет реформ, о которых постоянно говорят чиновники?

— Думаю, надо уметь признавать свои ошибки и промахи. Если помните, прошел ровно год, как министр культуры, информации и туризма КР посетил Национальную киностудию «Кыргызфильм имени Т.Океева», даже вышла статья на «АКИпрессе» под названием «Минкульт хочет реформировать киностудию Кыргызфильм». Время показало, что никаких реформ не произошло. Мне кажется, эта ситуация показала, что с такими чиновниками министр далеко не уедет и, возможно, подорвала веру в молодого министра, от которого ждали больших перемен. Огорчает еще один факт, что после выборов обычно меняется большая часть министров в правительстве.

— Как обстоят дела с производством фильмов и финансированием?

— По линии государства сейчас в производстве несколько фильмов, которые были запущены в прошлом году. Частные студии не все рискнули снимать в этом году, кажется, лишь пара фильмов были сняты и сейчас в постпродакшне.

Недавно я сидел в гостях у знакомых, и среди других там был бизнесмен, который занимается строительством дорог. Он меня спросил, каков бюджет кыргызского кино, сколько государство выделяет на фильмы? Я ответил, что примерно 40-50 миллионов сомов на кинодирекции, киностудию и производство фильмов. Он посмеялся и сказал, что этих денег хватило бы на строительство примерно 400-500 метров дороги. В завершение беседы я сообщил ему, что даже этих денег нет.

— Все так плохо?

— На самом деле есть и хорошие новости в этом году. В Шанхае состоялись мировые премьеры сразу двух кыргызских фильмов «Шамбала» Артыкбая Суюндукова и «Көл» Эмиля Атагельдиева. Международный кинофестиваль «Shanghai International Film Festival» — крупнейший кинофестиваль Китая, и является одним из 15 мировых кинофестивалей категории «А».

После такого успеха нужно продвигать фильмы и на другие международные площадки. Попасть на кинофестиваль класса «А» — это большая удача, необходимо в срочном порядке заниматься продвижением по всему миру. Но наши обращения остаются без внимания и финансирования уже почти 10 месяцев. Мы теряем драгоценное время. Недавно мы обратились в «Белый дом», но, кажется, и тут тишина.

— Есть ли надежды на изменения к лучшему?

— У кыргызского кинематографа нет шансов роста без эффективной системы управления. В современном менеджменте это ключ к успеху. Прошедший кризис доказал это. Президент Сооронбай Жээнбеков в очередном интервью «Биринчи радио» заявил, что после парламентских выборов в Кыргызстане будет проведена административно-территориальная реформа. Это значит, госаппарат меняется, наше общество меняется. Мне кажется, пора и нашему кинематографу встать на путь перемен и реформ.

Беседовала Каныкей МАНАСОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.