Борьба кыргызских и казахских политических элит за возрождение национальной государственности

Аналитика,Лента событий,Статьи 07 Сен 2020 10:34
2 отзывов

Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg

Юбилей государственности — это важная дата в развитии. В мире сейчас насчитывается свыше 5 тысяч народов, но свою государственность имеют далеко не все. Особенно это важно для народов, которые не прошли всех этапов развития, и некоторые считают это недостатком или признаком отсталости. Советская историография считала, что до октябрьской революции кочевые народы Средней Азии не имели свою государственность, что противоречило историческим фактам. Формационная теория делила все народы на развитые и неразвитые, а цивилизационная считает, что все народы и культуры уникальны и равны. Государственность кочевого типа имела специфическое своеобразие, которая отличалась от государственности оседлого типа. Она часто приобретала вид союза племен и конфедераций, которые были подчас аморфны, но безусловно обладали всеми признаками государства – публичной властью, территорией и населением.

Сотрудничество кыргызских и казахских элит в борьбе за возрождение своей государственности, наверное, самая малоизвестная страница жизни наших народов. Очень жаль, что мы, народы-братья, ближе которых, наверное, на свете никого нет, не знаем глубоко этих страниц, которые должны вдохновлять и сближать наши народы. Зато все знают, что на кыргызско-казахской границе все годы независимости идут большие и малые «экономические» и «торговые войны». Дело дошло даже до международного скандала, который удивил весь цивилизованный мир.

Что происходит между нами? Постараюсь объяснить, так как во многом еще предстоит разобраться и верно понять друг друга. Сейчас расстояние между нами увеличивается, уходят поколения, которые дружили, уважали, ценили друг друга. На их место приходят новые поколения, которые не знают этого, нашу великую историю, полную как противоречий и драматизма, так и наполненную яркими и незабываемыми событиями. Гаишники, таможенники, пограничники и другие стали «притчей во языцех», видят в гражданах сопредельной братской республики «дичь», товар для наживы. Взятки и рыночные отношения стали дороже того, что скрепляло нас тысячелетиями, то, что помогло нам вместе выжить в трудных условиях.

Мы всегда относились к друг другу как близкие братья, шутили и смеялись, когда где-то встречались. Выдавали друг за друга наших детей, у каждого из нас есть родственники, друзья, кыргызы мы или казахи. Но были между нами и различное недоумение и даже войны, причину которых мы до сих пор не хотим понять, повторяя чужие бредни и мифы.

Кыргызы были одним из последних колониальных приобретений Российской империи на востоке. Северные кыргызы приняли подданство относительно мирно, южные кыргызы сражались до конца. Казахи были захвачены раньше нас и раньше стали интегрироваться в российское общество. У вас было больше политиков, ученых, инженеров, врачей, писателей, просветителей, депутатов Государственной думы, выпускников вузов и привилегированных учебных заведений, предпринимателей, тех, кто свободно говорил на русском языке. У вас и структура национальной интеллигенции была почти, как у русских. У нас была обратная картина. До революции не было ни одного кыргыза, который бы имел высшее образование. Были выпускники гимназий, мусульманских медресе и мактабов, русско-туземных школ, всяких училищ и профтехшкол. Вот оттуда вышла кыргызская политическая элита, которой предстояло побороться за суверенитет. Поэтому движение и партию «Алаш» создали вы, казахи, работая над этим проектом с 1905 года, а мы присоединились к вам позже и помогали. Зато как мощно помогали, ломая кругом вековые стереотипы, пробивая огромные бреши в рядах имперской и советской бюрократии. Круги от деятельности кыргызских алашевцев не раз доходили до Кремля, становились причиной для беспокойства новых хозяев. Движение «Алаш» было первым крупным политическим проектом между нашими народами, которого никогда раньше не было. И они первыми, еще до Ленина и его известных писем и обращений, подняли проблему возрождения своей государственности. И голос национальной интеллигенции был услышан!

И стало это во многом благодаря эпохе промышленной модернизации! За индустрией потянулись другие секторы – образование, наука, гражданское общество. Мир вступил в новый XX век, когда у образованной части общества возник широкий интерес к гражданской жизни, к гражданским преобразованиям и инициативам. Родилась новая казахская и кыргызская интеллигенция, новые личности с демократическим сознанием и поведением, которые не захотели жить, как их предки в средние века, при колониализме…

Кыргызы и казахи, как народы-братья, имеют древнюю историю, которая уходит в глубокую седину. С XV века наши дороги пересеклись, и мы идем по жизни вместе. До этого времени мы жили в составе разных народов, племен и империй, были разбросаны по разным весям Евразии. Кыргызы жили преимущественно в Сибири, казахи – на огромных пространствах Дешт-и-Кипчак. Мы были окружены с юга китайцами, а с севера и востока сибирскими народами – саха, хакасами, алтайцами, шорцами, тувинцами, монголами, на западе соседствовали с кыпчаками. Казахи жили в окружении русских, татар, башкир, ногайцев, каракалпаков, узбеков, калмыков, монгол,  алтайцев и китайцев.

Иностранные ученые-тюркологи и историки называют кыргызов самым древним тюркоязычным народом, гораздо древнее, чем тюрки, история которых начинается с VI века нашей эры, с образования Великого Тюркского каганата. Кыргызов называют «пионерами сибирской государственности». Свою летопись они ведут со II века до нашей эры, когда создали в Западной Монголии (монгольской она стала после X века) государство, которое китайцы на свой манер называли Гегунь, Гяньгунь. Так они перевели княжество (царство) Кыргыз, древнейшее государственное образование в Сибири. А сейчас китайские историки нашли новые исторические источники, где первое упоминание о кыргызах восходит к X веку до нашей эры. А китайские документальные источники не врут, ибо китайская традиция запрещает перемешивать факты и легенды. То есть кыргызы являются одним из древнейших народов мира, которые сохранили свое самоназвание — греки, индусы, китайцы, армяне, евреи и другие. Говорю об этом потому, что каждый народ хочет быть древним и великим. Нам, как видите, нет необходимости удлинять или возвеличивать свою историю. Мы в указанный период бились с только, что созданной Гуннской империей, которая вскоре станет великой, и проиграли им войну, потеряли независимость. Но император гуннов Модэ дал нам царя, чья династия продолжалась со II века до нашей эры до XVIII века. Это меньше, чем срок нынешней правящей династии в Японии, ведущей начало с VIII века до нашей эры по настоящее время, но больше, чем все остальные мировые династии.

После поражения кыргызы не исчезли из истории и продолжали бороться за место под небом в составе других народов и империй, участвуя в геополитической борьбе между тогдашними сверхдержавами.

Второй раз мы очень отличились, когда создали могущественную кочевую империю в 840 году, – Кыргызский каганат, который по территории был больше, чем империя Александра Македонского или Римская империя. Среди самых крупных государств в мире Кыргызский каганат занимает сейчас 18-е место. От этого могущественного полукочевого государства, где были развиты промышленность, торговля, производство оружия и ювелирных изделий, горное дело, металлургия, были города, а население жило в деревянных домах, мало, что осталось, кроме богатых легенд, степных балбалов, самого большого в мире эпоса «Манас» (который стал известен всему миру благодаря Чокану Валиханову, который первый записал и опубликовал отрывки из него), рунической письменности и народной памяти. Кроме кагана Барсбека, кыргызы пока не знают имен своих других каганов, царей и князей. Но благодаря китайским источникам сохранилось описание хозяйства и внешнего облика нашего народа – высокие, белокурые, с голубыми глазами. Предков казахов — кипчаков тоже также описывают, что говорит о нашей близости, несмотря на расхожесть нашей истории.

Все это наследие принадлежит нам – тюркоязычным народам, у которых общая история и происхождение, общий язык. Наша героическая история, как и ваша – саки, гунны, история Золотой и Белой Орды, империи Чингиз-хана и Казахского ханства, движения «Алаш» и другое, принадлежит всем нам. Это относится и к другим нашим братским народам – туркам, узбекам, туркменам, азербайджанцам и другим.

Эти исторические факты о нашей государственности дали основание заявить, когда начался процесс обретения государственной независимости и пересмотр национальной истории заявить, что в 1920-е годы, когда была создана автономия Алаш, Казахская АССР и Кара-Кыргызская АО. Это был процесс не создания, а возрождения национальной государственности. И следующий этап этого возрождения идет в настоящее время с 1991 года, когда наши братские республики стали независимыми.

Советская идеология, как уже было сказано выше, не признавала нашу государственность, ее уникальность и цивилизационную ценность, считая, что до революции у нас ничего не было, что мы вымирали. Сейчас наступило другое время, обязывающее нас заново прочитать источники и написать собственную историю с учетом истории наших соседей и братьев.

С VI по IX века кыргызы боролись за свой суверенитет и свободу с Тюркским каганатом и в конце концов добились успеха. Стали правящей династией, народом-правителем. Но через 74 года государство пало под ударами монголоязычных племен и распалось на 4 улуса, которые сохранили свою самостоятельность. Во времена великих монгольских завоеваний кыргызы трижды восставали против Чингиз-хана и его потомков. В 1293 году последний раз против хана Хубилая, который жестоко расправился с кыргызами, уничтожил всю кыргызскую аристократию. После этого они были вынуждены вновь вернуться к институтам народной демократии, чтобы выбрать своих вождей — биев. И частью были вынуждены переселиться в XIV-XV века на Тянь-Шань, занять нынешнюю территорию Кыргызстана.

Казахи стали нашими прямыми соседями, а не опосредованными соседями, как раньше. К нам обратилось племя дулат, которое предложило союз против великих моголов, которыми правили потомки Угэдея. Это был первый военный и политический союз между кыргызами и казахами, который потом прошел многочисленные испытания на прочность. Земли, на которые мы переселились по «Ясе Чингиз-хана», принадлежали чингизидам и их потомкам на века. Между кыргызами, не имевшими родственных связей с чингизидами, и казахами начались военные столкновения и даже войны за обладание занятыми территориями. Для кыргызов это была проблема жизни и смерти, поэтому они отчаянно сражались. За смелость, отвагу и мужество в иранских источниках кыргызов называют «Бесстрашными львами Могулистана». Это было время установления границ и где только сейчас не лежат кости кыргызских воинов?

Казахи в это время мечтали о возрождении кочевой империи наподобие монгольской. Против был Цинский Китай и Российская империя, которые натерпелись и были категорически против. Россия стала колонизировать земли, находящиеся на Востоке. При Иване Грозном захвачены Казанское и Астраханское ханства. Подчинились Малый и Средний жузы, Ногайская Орда, башкиры и татары и другие. Начался захват еще одного осколка монгольской империи Сибирского ханства. Очередь наступила за кыргызскими улусами – «землицами», как их называли русские колониазаторы. Но кыргызы оказали русским отчаянное сопротивление и держали оборону в течение 150 лет.

Сплотило кыргызов и казахов джунгарское нашествие, которое называют «вторым монгольским нашествием». Продолжалось оно полтора века и сообща с трудом было подавлено китайцами, казахами и кыргызами. Серьезное сопротивление ойратам оказали среднеазиатские ханства, под крылом которых спасались до окончания войны часть кыргызов и казахов. Джунгарское ханство в конце концов пало, а джунгары были практически полностью истреблены (1-2 миллиона человек). Великие державы были в шоке от войны с джунгарами и усилили колонизацию восточных земель.

Земли Джунгарского ханства были поделены между победителями. Россия продолжила колонизацию казахских земель, начались строиться города-крепости, ликвидировано казахское ханство, которое напоминало русским джунгарское. Это вызвало возмущение казахских элит, т.к. противоречило заключенным договоренностям с империей и Степному положению 1822 года. Выразителем протеста стал казахский султан Кенесары Касымов, избранный всеказахским ханом. В советской историографии его называли реакционным феодальным политическим деятелем, который пытался вырвать Казахстан из состава России. Он поднял против колониальных властей восстание, которое продолжалось около десяти лет с 1837 по 1947 годы. Это был подвиг огромной силы, который можно сравнить с подвигом великого карфагенского полководца Ганнибала, в течение 14 лет в одиночку боровшегося с римлянами в Италии.

Хан Кене погиб в войне с кыргызскими манапами, которые в это время решали свои политические и геополитические задачи. Сарыбагышский вождь Ормон стремился возродить «Кыргызский каганат» (ханство), вернуть кыргызам былое величие и стать во главе него. Интересная переписка состоялась между ним и ханом Кене, который написал ему обращение с повелением признать его своим ханом и подчиниться. Так чингизиды обращались со всеми и не надо в этих словах искать какого-то подвоха. Но он забыл или не захотел знать, что время изменилось и положения Ясы не стали уже столь сакральными и обязательными для новых поколений. В ответ Ормон пишет вежливое, но дерзкое по смыслу письмо, где предлагает Кенесары, согласно древним законам степей и гор, признать Ормона, как старшего по возрасту, своим ханом. Ормон был действительно на 10 лет старше Кенесары, но письмо было с двойным смыслом, как это практиковалось в восточной дипломатии. Ормон ссылается на древние законы степей. Кенесары пишет по праву чингизида, прописанного в «Ясе Чингиз-хана». А у кыргызов не было оснований преклоняться перед чингизидами, от которых они многого натерпелись. Ормон хан открыто демонстрирует это и как бы говорит: «Кенесары, я не какой-то проходимец, а наследник великой империи, которая возникла задолго до империи чингизидов и вашего права». Вот это наши исследователи и не понимают, когда пишут о кыргызских вождях Мухамеде-Кыргызе, Ормоне и других, у которых не было никаких шансов на создание собственной правящей династии, государственности. Это право у них было по древним законам степей и гор, которое они когда-то реализовали, создав Енисейский каганат в борьбе с тюрками из рода Ашина. Было время, когда только потомки этой династии имели право создавать свои государства, но были сломлены другими кочевыми племенами и родами.

С целью создания кыргызского ханства Ормон проводит курултай кыргызских племен и родов, где его провозглашают ханом под предлогом объявления войны с Кокандским ханством. Это был повод, чтобы начать процесс возрождения кыргызской государственности под эгидой вождя сарыбагышей Ормона. Но многие кыргызские племена и рода, привыкшие к вольнице, признавали его власть неохотно, чем подрывали легитимность Ормона как хана. Поэтому во внешних сношениях с соседними правителями, он избегал упоминания титула хана, подписывался как «главный манап». Кенесары тоже считал своим врагом Кокандское ханство, но они так и не смогли объединиться вместе, ибо каждый из них шел к своей цели своим путем, который отличался друг от друга.

В Коканде процесс объединения всех кыргызов возглавил лидер алайских кыргызов Алымбек-датка, ставший главным визирем Кокандского ханства. Он начал присоединять к ханству северных кыргызов, что им не нравилось. Южные кыргызы же давно приняли подданство ханства, которое они рассматривали как свое родное государство.

Кенесары строил свое ханство, борясь с Россией и Кокандом. Ормон же, сотрудничая с Россией, надеялся на ее поддержку в борьбе с кыргызскими удельными князьями – манапами. Поэтому случилось столкновение, и хан Кене и его преданные сподвижники погибли в этой войне, брошенные компрадорски настроенными султанами и батырами, которые не уже верили в его победу. Как известно, предают всегда свои, а не чужие. Ормон хан после пленения хана Кене не питал к нему вражды и хотел освободить как брата, но ему не позволили этого сделать его союзники и советники, напомнив, что этим будет очень недоволен русский царь. И он пошел у них на поводу, отдав хана Кене в руки его кыргызских кровников.

Ормон и ряд его сподвижников были награждены русскими медалями. Но ему было отказано в поддержке в борьбе за монарший престол. Царь, исповедовавший имперскую доктрину, что «в России не может быть двух царей», не мог потерпеть появление на его границах еще одного амбициозного хана. Сами едва справились с ханом Кене. Вскоре Ормон хан, брошенный своими союзниками, как и хан Кене, будет подло убит в плену во внутриусобной борьбе в 1854 году. А вместе с ним погибнет и самопровозглашенное «Кыргызское ханство». О чем он думал в это время? О превратностях судьбы, что он повторил участь преданного Кенесары? Или о том, что надо было объединиться с ним?

Пережив ужасную трагедию 1916 года, когда кыргызы и казахи поднялись против колонизаторов, они после разгрома восстания снова объединились в 1917 году в партию «Алаш», которая вышла к народу с идеей возрождения национальной государственности на платформе тюркского единства. Благодаря их самоотверженной деятельности в 1918-1920-х, просуществовала самопровозглашенная автономия Алаш. А когда этот проект был сорван большевиками, казахские и кыргызские алашевцы начали работать над возрождением своих государств, но уже на основе большевистской программы национального самоопределения. При этом казахские большевистские руководители, помня о нашем близком родстве, очень хотели присоединить кыргызов к себе, как «одно из казахских племен», но кыргызские политики на это не пошли. Все-таки они понимали разницу между возрождением, воссоединением и поглощением.

Вслед за созданием в декабре 1920 года Киргизской (Казахской) АССР, который прошел без участия казахских алашевцев, был короткий период существования самопровозглашенной кыргызской автономии в виде Кыргызской Горной области в 1922 году, которая не была признана советской властью. День 4 июня, когда состоялся учредительный съезд Горной области кара-кыргызов, впоследствии Жогорку Кенеш в 2015 году провозгласит как день парламентаризма. Хотя в действительности это был исторический день возрождения кыргызской государственности, который официоз никак не хочет понять. В 1924-м родилась Кара-Кыргызская АО в границах современной Кыргызской Республики. В 1936 году Казахстан и Кыргызстан стали союзными республиками, а в 1991-м с разницей в четыре месяца независимыми республиками.

В России Временное правительство в апреле 1917 года дало женщинам избирательное право. Намного раньше, чем во многих европейских странах. В США это произошло в результате отчаянной борьбы женщин за свои права (суфражисток), которые прошли через пикеты, демонстрации и тюрьмы, только в 1920 году. Где теперь мы, и где теперь они? Как будто у нас время остановилось.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.

2 мысли о “Борьба кыргызских и казахских политических элит за возрождение национальной государственности

  1. Историк

    Дайте пожалуйста свой анализ, почему наша страна не развивается. А в парламент идут базаркомы и бизнесмены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.