Несколько лет тому назад Айзада из Оша узнала, что заразилась ВИЧ-инфекцией от мужа. С тех пор дома происходили скандалы — семья была на грани распада. Однако окружающие вмешались и уговорили их примириться.
Позже Айзада забеременела. Знакомые из неправительственной организации сообщили, что если во время беременности получать ARB-терапию, ребенок может родиться здоровым. Женщина встала на учет и вовремя принимала необходимые препараты. Однако в поликлинике она столкнулась с дискриминацией— при сдаче анализов, прохождении медосмотра врачи с неохотой принимали ее.
А когда настал срок родов и нужно было сделать кесарево сечение, в роддоме вовсе отказались принимать ее — направили в областной центр. Айзада обратилась к общественной защитнице Альфие, которая отстояла ее права. В итоге Айзаде сделали кесарево сечение и у нее родился здоровый ребенок.
Кто такие общественные защитники?
С 2016 года в стране заработал проект «Уличные юристы», в рамках которого адвокаты-менторы оказывали менторские услуги для представителей неправительственных организаций: научили их оказывать первичную юридическую помощь социально уязвимым слоям населения. Уличных юристов также называют общественными защитниками. На сегодня по всей стране работают 23 общественных защитника. Они отстаивают права ВИЧ-инфицированных, представителей ЛГБТ-сообщества, наркопотребителей и секс-работниц.
Георгий – общественный защитник. Он один из тех, кто успешно прошел обучение и сегодня помогает другим. Георгий рассказывает, что раньше наркозависимые люди часто жаловались на действия милиционеров.
«Людей задерживали прямо в пунктах выдачи метадона (препарат для лечения наркозависимости – Прим. ред). Запугивали, били и закрывали. Бывали даже случаи, когда им не давали метадон во время ломки и заставляли брать на себя вину за несовершенные ими преступления. Мы такие случаи фиксировали и передавали руководству МВД. Сейчас ситуация поменялась», — говорит он.
Общественные защитники отмечают, что их подопечные постоянно сталкиваются с дискриминацией в обществе. В результате они становятся закрытыми, сами себя осуждают.
«В нашем обществе к таким уязвимым группам в большей степени негативно относятся. Некоторые даже придерживаются мнения, что ВИЧ инфицированных, представителей ЛГБТ-сообщества, наркопотребителей и секс-работниц нужно переселить на другой остров и таким образом, избавиться от них, — говорит адвокат Айсулуу Шаршеева. — Но ведь никто не застрахован от такой жизни. В подростковом возрасте совершаются разные поступки. А тот, кто не смог откупиться, просто попадает в сложные жизненные ситуации».
Айсулуу обучает, курирует общественных защитников и защищает в судах уязвимый слой населения.
Преодолевая правовые барьеры
Общественные защитники оказывают юридическую помощь в среднем более 300 бенефициарам в месяц по фактам нарушения прав.
Часто к ним обращаются за помощью из-за:
- вымогательства денег правоохранительными органами и медработниками;
- незаконного задержания;
- отказа в предоставлении документов сотрудниками ЦОН;
- неправомерного отказа или дискриминации при трудоустройстве;
- ораничения доступа к информации, находящейся в ведении госорганов;
- отказа в оказании или некачественном предоставлении медицинских услуг;
- раскрытии ВИЧ-статуса или гендерной идентичности сотрудниками ОВД и медработниками и т.д.
Повышая правовую грамотность социально уязвимых слоев населения, общественные защитники учат их правильно оформлять обращения в соответствующие госорганы, а также фиксируют правонарушения. Чаще всего права людей нарушают сотрудники внутренних дел (70 процентов), работники здравоохранения (20 процентов), а также сотрудники ЦОН и ГСИН (10 процентов). Участники проекта отмечают положительные сдвиги в поведении и отношении госорганов, рост правовой грамотности самих бенефициаров. Есть немало успешных случаев, когда их права удалось отстоять, а также добиться оправдательных приговоров в суде.
Совместные усилия
Проект по защите прав уязвимых слоев населения реализует Фонд «Сорос-Кыргызстан» (ФСК) при поддержке Глобального Фонда/ПРООН.
Директор программы «Общественное здравоохранение» ФСК Айбек Мукамбектов отмечает, что когда нарушаются права социально уязвимых групп, нужно понимать, что это оказывает вред не только работе неправительственных организаций, но и препятствует реализации программы правительства КР по преодолению ВИЧ-инфекции. “Ведь говоря об эффективной борьбе с ВИЧ, мы должны иметь в виду минимизацию правовых барьеров и изменение карательных практик. Взаимодействие с ключевыми группами населения позитивно повлияет на успешную совместную реализацию госпрограммы по противодействию эпидемии ВИЧ в КР и не будет способствовать уходу клиентов программ в «подполье», — отмечает он.
Материал подготовлен Elgezit.kg при содействии Норвежского Хельсинкского комитета в рамках проекта «Истории незащищенности: От знакомства с жертвами насилия к мерам по предотвращению насилия».