Нам нужны новые больницы! Таково мнение специалиста Республиканского научно-практического центра инфекционного контроля НПО «Профилактическая медицина» при Минздраве Алексея Кравцов, который участвовал в расследовании случаев инфицирования COVID-19 в Кыргызстане. Журналист Елена Баялинова задала ему ряд других вопросов.
— Мы платим за обсервацию, закупаем средства индивидуальной защиты (СИЗ) и тому подобное, а что дальше? Какие уроки мы должны извлечь из пандемии COVID-19 в Кыргызстане?
— Во-первых, «Пандемия в Кыргызстане» — это неправильное определение. Пандемия — в мире, а у нас — эпидемия, и мы являемся частью этой пандемии.
Решением вопроса со средствами индивидуальной защиты в плане безопасности, конечно, сыт не будешь. Нам очень много надо вкладывать в инфраструктуру лечебных учреждений, обеспечивать меры коллективной безопасности, строить новые больницы либо реорганизовывать существующие сети. Например, у нас в больницах нет приточно-вытяжных вентиляционных систем, которые нам крайне необходимы, нет специализированных боксов, а ведь всё это — требования современного дня.
Понятное дело, что только на наследии советского здравоохранения нам не прожить. А вы вспомните, сколько советское здравоохранение вкладывало в само здравоохранение?
Чтобы что-то требовать от медицинских работников, нужно обеспечить исполнение этих требований. А это очень большие деньги, вплоть до покрытия расходов на скрепочки, тряпочки, которых иногда нет, а у нас сегодня люди сами себе стирают халаты…
— Это можно исправить или опять скажем, что у нас нет денег?
— Все можно исправить, если не воровать, и будет больше порядка и эффективности в работе.
Трудно рассчитывать на результат, если не будет инфраструктуры и адекватных больниц. Все нуждается в обновлении и восстановлении. Проведенная в рамках реформирования оптимизация привела к тому, что число врачей и среднего медперсонала уменьшилось, а народонаселения наоборот увеличилось. Это значит, что возросла нагрузка, чего в принципе допускать нельзя, потому что в таком случае человек не может эффективно и профессионально исполнять свои обязанности.
— Что касается подготовленности кадров и того, что вы увидели на местах, все всё знают и всё умеют?
— Не все, конечно. Некоторые запаслись СИЗами, но не знали, как ими пользоваться. Это можно сравнить с той ситуацией, когда вы приходите учиться автовождению и через несколько месяцев вас запускают в час пик в центр города и дают задание проехать из пункта А в пункт Б. Да никто не проедет нормально так, чтобы ничего не произошло!
Наши медики проходили обучающие туры по линии Республиканского центра карантинных особо опасных инфекций с помощью противочумных костюмов советского образца, но хотя бы так… Но еще не факт, что каждый медработник проделывал это на себе, надевал и снимал эти костюмы. В некоторых случаях это обучение было построено только на уровне демонстрации.
— Каково настроение медиков на местах, ведь некоторые из них уже переболели COVID-19 и, по слухам, подумывают, нужно ли им возвращаться на прежнюю работу?
— Есть такое настроение, что после окончания коронавирусной ситуации некоторые не хотят возвращаться на свои рабочие места, потому что очень мало стимулов и пока еще мало примеров, что их труд будет оплачен по достоинству. Ведь прежде чем получить дополнительные выплаты, надо пройти три волокитные комиссии, проверку на подлинность инфицирования и тому подобное.
— Получается, мы так и будем медленно ползти вверх по количеству вновь заболевших коронавирусом, ведь эпидемия в одночасье не остановится?
— Эпидемический процесс идет, и он никуда не денется. Воздушно-капельная инфекция из группы инфекций, которая имеет очень быстрое распространение, ее можно сдержать только путем естественного инфицирования и иммунизации. И может совсем не обязательно было удерживать взаперти молодое население, потому что у него есть иммунитет и способность превратить этот дикий, более патогенный штамм в менее дикий патогенный.
Пока не переболеет минимум 70-80 процентов населения, и у нас не будет коллективного иммунитета, эта инфекция так и будет периодически циркулировать, и мы будем получать подъем заболевания на разных территориях. А если плюс еще улучшат диагностику, то картина станет еще более развернутой. Официальное число зарегистрированных надо умножить, как минимум, на десять, чтобы представить реальную ситуацию.
Смертность от этого заболевания у нас в стране равняется примерно одному проценту. Люди умерли от COVID-19, и именно он являлся причиной смертей, но их количество не так велико, хотя, конечно, дорога каждая жизнь. А сколько у нас умерло за этот период от инсультов и других заболеваний?!
В эпидемиологии нет понятия волн, а есть понятие «подъем». Коронавирусы существовали давным-давно, они распространены по всему миру и циркулируют среди млекопитающих. Это просто одна из его разновидностей, которая вызвала заболевание у людей и мутировала до такого состояния, что люди начали заражать друг друга.