Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков 23 марта своим указом отменил выборы в пяти городах – Оше, Караколе, Балыкчи, Токмаке и Майлуу-Суу и 25 аймаках из-за пандемии коронавируса. Депутатов местных кенешей в этих населенных пунктах жители должны были избрать 12 апреля.
В ЦИК отмечали: кампания начнется с того этапа, на котором была приостановлена. Но вот когда голосование? С датой еще не определились. Кто-то высказывается за объединение местных выборов с парламентскими. Они намечены на 4 октября. Кто-то – категорически против, аргументируя это тем, что, во-первых, технически накладно, во-вторых – избирателя запутает.
Член Центризбиркома Атыр Абдрахматова считает – совмещать надо. В интервью редакции Elgezit.kg она объяснила это тем, что дважды выводить граждан к урнам в условиях не сдающего позиции коронавируса, рискованно. Она также рассказала, как некоторые поправки в избирательное законодательство превратили Центризбирком в карателя и дракона.
— Дата местных выборов до сих пор не определена. Высказываются предложения – совместить две кампании и избрать 4 октября депутатов Жогорку Кенеша и кенешей на местах. Вы считаете, что это целесообразно? А как же опасность, что большинство бюллетеней может быть испорчено, и итоги голосования на участках из-за этого просто аннулируют?
— Отмечу сразу: однозначной позиции пока по этому вопросу у меня нет, но в большей степени я — за объединение. Объясню, почему. На мой взгляд, в период высокого риска заражения граждан коронавирусом и ограниченных возможностях нашей системы здравоохранения, дважды приводить кыргызстанцев на избирательные участки весьма опрометчиво. Правительство сейчас не может найти средства на поддержку бюджета страны, поддержку социально-уязвимых групп населения, не говоря уже о компенсационных выплатах медицинским работникам и милиционерам. О всеобщей поддержке граждан или хотя бы малого и среднего бизнеса за счет государства я уже и мечтать не смею. Поэтому предусмотренные в бюджете средства на два вида выборов, на мой взгляд, необходимо тратить эффективно. Зачем дважды расходовать деньги налогоплательщиков либо донорскую помощь на закупку средств индивидуальной защиты для членов участковых комиссий? На антисептики, маски, на их доставку? А потом в ЦИК солидные суммы тратятся на командировки, различные поездки по проверке и мониторингу подготовки избирательных участков, нанимаются огромные команды дополнительно привлеченных специалистов. Поэтому разумнее будет один раз потратиться, а от некоторых расходов совсем отказаться. Сэкономленные же средства, пусть небольшие, направить на поддержку наших медиков хотя бы, ведь они оказались на передовой и беззащитными.
На сегодня по стране мы создаем около 2 тысячи 394 избирательных участков, а за рубежом с учетом новых поправок в избирательное законодательство можем открыть около 50 участков. Автоматических считывающих урн в распоряжении ЦИК 6 тысяч экземпляров, часть из которых дополнительно была закуплена в 2016 году при совмещении референдума по изменениям в Конституцию и выборов депутатов в 444 местных кенеша.
Как видите, если мы смогли совместить всенародное голосование по Конституции с выборами депутатов, то говорить о затруднениях в технической организации совмещения парламентских выборов и местных 30 кенешей я считаю необоснованным. Да, в тот год, было достаточно большое количество недействительных бюллетеней, но они в большей степени были выявлены по референдуму, что показывает отсутствие особого интереса народа к нему и более ответственный подход к выборам своих представителей на местах.
— На этапе подготовки к местным выборам-2020 в январе-феврале в городах Оше, Караколе, Балыкчи и Токмаке случилось «массовое переселение народов». Речь о приезжих сельчанах, получивших городскую прописку. Они теперь смогут голосовать? Ведь правоохранительные органы так и не довели разбирательство до конца.
— Потому что Генеральная прокуратура и МВД саботируют решение вопроса по массово прописанным в городах, где должны состояться выборы. Уже четыре месяца надзорный орган говорит об одном и том же. Неизвестно, вынесены ли уведомления о подозрении в совершении преступления по факту массовой регистрации в течение полутора месяца 40 тысяч граждан в южной столице, 7 тысяч — в Токмаке и почти 4 тысяч — в Караколе.
По данным той же ГРС, в Оше уже четверть массово прописанных успели поменять паспорт или вбить новые данные в чип в ID-карт, а значит по закону они будут включены в список избирателей. Почти аналогичная ситуация в других городах. Поэтому, на мой взгляд, предвыборную кампанию местных кенешей нельзя запускать с того этапа, на котором она была приостановлена. Были допущены серьезные нарушения. Правоохранительные органы должны выдать свое четкое решение: сколько прописано незаконно, кто прописал, какие партии в этих манипуляциях замешаны. ЦИК должен отменить регистрацию всех кандидатов и, соответственно, партий, вовлеченных в этот процесс. Тогда лишь мы можем обеспечить чистоту, справедливость и достоверность результатов выборов.
— Еще такой вопрос. Не касательно прописки. Но затрагивает он напрямую избирателя. Депутатская инициативная группа предлагает штрафовать гражданина за предоставление заведомо ложных сведений. К примеру, относительно перемещения по избирательному адресу. На ваш взгляд, логична ли эта норма? Не возникнет ли проблем с правоприменением?
— Законопроект, инициированный экс-депутатом Аидой Исмаиловой, о котором вы говорите, был разработан в стенах Центральной избирательной комиссии и в рабочей группе при президенте по реформированию избирательного законодательства. Это результат плохой работы по реформе избирательного законодательства. Отсутствие комплексного анализа, широких общественных дискуссий, закрытость самой рабочей группы для всех заинтересованных лиц в равной степени, а в особенности для нас, специалистов в избирательном процессе с почти 20-летним опытом, и ревностное отношение к иным мнениям привели к тому, что так громко заявленная избирательная реформа, предложенная ими и буквально «протащенная» в парламенте летом 2019 года, привела к тому, что теперь в избирательном законодательстве очень много недоработок, противоречий во всех законах о выборах всех уровней — и президента, и парламента, и местных кенешей.
Рабочая группа заменила собой целый парламент, который во всем этом процессе мог только нажать «за» при голосовании. Это не только печально, но и, как вы видите, привело к еще большей дискредитации парламентаризма. А теперь, если условно объяснить, уже при запущенной ракете, в полете власти пытаются залатать или подлатать свои же несовершенства.
Знаете, к чему такая работа ЦИК и рабочей группы при президенте по реформированию избирательного законодательства привела? К тому, что под прикрытием усиления позиций женщин для избрания в айыльные кенеши ужесточили вертикаль власти через Центризбирком, который будет штрафовать теперь и кандидатов, и политические партии, и избирателей, и средства массовой информации. В любое время, без ограничений, когда вздумается. Проще говоря, снимать с выборной гонки «неугодных» кандидатов или партии за то, что не принесли какую-либо бумагу, штрафовать СМИ за заведомо ложные, по мнению исключительно ЦИК, материалы о кандидате, лишать их аккредитации. В связи с тем, что во главе реформы избирательного процесса был сам Центризбирком, были внесены такие новшества, которые сделали из ЦИК карательный орган – этакого всемогущего дракона.
Я против введения вышеназванных излишних полномочий ЦИК. Касательно наложения штрафов на избирателей — картина будет интересной. Ведь ЦИК уже ввел требование, что бумага, на которой печатаются эти заявления, должна быть защищенной, только ЦИК ее печатает, и только на участках ты можешь получить бланк и заполнить форму №2, заявив свой избирательный адрес. На прошедшем в 2016 году референдуме и в 2017-м на президентских выборах именно эти особо защищенные бланки вызвали скандал. Не все избиратели их смогли получить на участках, и были озвучены мнения, что бланки были использованы для укрепления административного ресурса. Было много жалоб от избирателей, что они не писали подобные заявления, но были переброшены на другие участки и не смогли проголосовать.
Куда еще больше усложнять жизнь простых граждан? Меня удивляет, когда этот исключительно чиновничий подход всех сажать, штрафовать и ограничивать все права и возможности, не создавая при этом адекватных условий жизни или того же голосования, уже «лопнет»? Посмотрите, как развивается в мире ситуация с голосованием: никаких лишних заявлений, паспорт гражданина страны — и в любой точке мира ты можешь проголосовать, голосование через интернет и много других удобств в первую очередь для избирателя. А мы все усложняем и устрашаем.
— Ну да, «кошмарить» избирателя у нас любят. А как насчет партий? В период режима ЧП некоторые политобъединения, заявившие об участии в местной кампании, продолжали заниматься агитацией, невзирая на предупреждение ЦИК. Кандидаты в депутаты мыли подъезды, развозили продукты. Это нарушение? И будут ли эти политические организации привлечены к ответственности?
— Все те партии, кандидаты, которых, пользуясь форс-мажорной ситуацией под видом помощи нуждающимся, занимались благотворительной деятельностью с элементами агитации либо откровенно продолжали агитировать и, раздавая продукты питания, напоминали избирателям: «Не забудьте, кто принес вам муку и масло», должны быть сняты с предвыборной гонки. 9 апреля ЦИК своим решением уже признал все эти действия подкупом и злоупотреблением правом ведения агитации. Я уверена: прокуратура, милиция уже работают по всем фактам псевдоблаготворительности партий и кандидатов.
Отменив регистрацию кандидатов, партий, осуществивших подкуп голосов, либо воспользовавшихся административным ресурсом при распределении гуманитарной/благотворительной помощи и проводивших незаконную агитацию во время карантина, мы сможем гарантировать беспристрастность, законность в действиях Центризбиркома, что повлияет на доверие избирателей к выборам.
— Считаете ли вы правильным, учитывая все вышеперечисленные нарушения, продолжать предвыборную кампанию с того момента, на котором она была приостановлена? Не будет ли объективно и лучше объявить ее заново?
— Вопрос продолжить местные выборы с того момента, где они были приостановлены, либо отменить все предыдущие действия и начать заново, зависит от позиции членов Центральной избирательной комиссии, от их беспристрастности, независимости от аппарата президента либо парламента. Ведь до продолжения местных выборов в 30 кенешах ЦИК должен отменить регистрацию кандидатов, политических партий, замешанных в массовой прописке — раз, в подкупе голосов и незаконной агитации в период карантина – два. После этого надо принимать решение о возможности продолжения избирательной кампании.