Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Удивляюсь тому, как мы до сих пор — прошло уже больше 30 лет — не можем реформировать парламент и политические партии. Некоторые страны, как КНР, Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Чили, Тайвань за это время превратились в современные развитые общества с сильной демократией, мощной экономикой и высоким уровнем жизни. Чего у нас не так? Руки и ноги не оттуда растут? Или головы нет?
Когда я попал в Жогорку Кенеш депутатом и увидел, как небрежно и непонятно принимаются законы, мне просто стало плохо. Это было совсем не то, что требует теория парламентаризма. Но мои попытки привести в соответствие теорию и практику встретило ожесточенное сопротивление. Никто не хотел менять привычный уклад жизни, который был далек от парламентской деятельности. Дело оказывается не только в консерватизме и отсутствии хороших знаний о демократии, рыночной экономике и их механизмах. Но и в чудовищном нежелании меняться. После десятилетнего существования Жогорку Кенеш не знал, как надо правильно ратифицировать международные договоры, принимать законы в 1, 2 и 3 чтении, контролировать правительство и другие властные институты. Способом контроля был обычный ор с парламентской трибуны, хамство, ругань, скандалы, наезды на подотчетных и докладчиков. Министры неделями сидели в ожидании своих вопросов, чтобы доложить законопроект и так далее. Даже название Жогорку Кенеша было неправильным. Парламент — это собрание народа, а не совет. А при Совете, о чудо, было два собрания — законодательное и народных представителей, а не наоборот.
В IV созыве с помощью парламентского проекта ЕС-ПРООН и группы экспертов- энтузиастов и депутатов удалось серьезно подтянуть уровень законодательной и контрольной работы, парламентских процедур и механизмов. Жогорку Кенеш заработал, как современный парламент. И перестал смешить иностранных доноров и экспертов. Казалось, еще один созыв и реформа парламента будет доведена до конца, и он научится управлять страной. Но две так называемые «революции» и приход в парламент новых лиц, далеких от политики, серьезно отбросили отечественный парламентаризм назад. Трудно представить, что это могло произойти с Жогорку Кенешем, где раньше было немало умных и опытных депутатов, экспертов, сотрудников.
Сейчас, к счастью, есть масса литературы о парламентаризме, чего не было раньше. Не надо метаться, ломать копья между 5 процентами и 7 процентами избирательными порогами. Что выбрать, от чего отказаться? Все давно придумали до нас. Спасибо древним грекам, римлянам, индусам, вавилонянам, византийцам, англичанам, французам, американцам и так далее. Благодаря им обобщен и развит парламентский опыт, создана теория парламентаризма. А в учебниках по парламентаризму есть не только положительный, но и негативный опыт, скажем, некоторых африканских стран. Может быть, и мы там тоже есть. Помню, как спорили с одним политиком высокого ранга, и он в качестве примера для подражания приводил опыт… Верхней Вольты. Лучше всех, конечно, идеально скопировали опыт парламентаризма японцы, сингапурцы и южные корейцы… Загляденье. Потому что у них это национальная черта — копировать только самое лучшее. Плохой опыт они сразу выкидывают на помойку.
А мы возимся, возимся с хламом и тратим время попусту. А потом удивляемся, что ничего не получается. «Крокодил не ловится, не растет кокос»… Сколько можно обсуждать одно и то же по несколько раз?
Что теперь делать с нашим парламентаризмом? С чего начнем проектировать его? Сейчас общественное мнение в целом недовольно тем, как работает Жогорку Кенеш, и предлагает разные варианты его реформирования. Предложений тьма, одно глупее другого, как будто у нас парламент появился только вчера. А ведь у него есть много разных моделей. Это не только 5 или 7 процентов, мажоритарные или преференциальные выборы. Это еще и политические партии, население, культура, мораль, менталитет, характер экономики и так далее. Демократия и парламентаризм — это продукт городской культуры. Нужно, чтобы население страны было преимущественно городским. Желательно, в четвертом поколении. Экономика должна быть индустриальной или хотя бы индустриально-аграрной. А не как у нас сейчас — аграрно-сырьевая. Такая экономика воспроизводит феодальные отношения, а не демократию.
Партии должны быть демократическими, а не как у нас — все вождистские. Причем в стране должны быть подлинные консервативные, либеральные и социал-демократические партии. Президент Руанды Поль Кагаме сейчас над этим активно работает. Впервые создает в Африке такие партии и уже добился некоторых успехов в экономическом развитии. Потому что парламент стал работать, а не отсиживаться, и предлагать разные идеи, проекты, альтернативы. Не путайте с нашим СДПК и российским ЛДПР. Проблема нашего парламентаризма — это и малочисленность личностей. Нет хороших знаний, личностей, сильных характеров, железных принципов, высокой морали – значит, не будет парламентаризма. Хоть убейся.
Теперь какая модель нужна нам?
1. Парламент как представительный орган, где должны быть представлены разные интересы и группы населения. Таким был советский Верховный Совет – парламент рабочих и крестьян, мужчин и женщин, стариков и молодежи и тому подобных, которые утверждали партийные директивы в виде законов. Здесь мозгов особо не надо.
2. Парламент как законодательный орган, это другое. Здесь преимущественно должны быть квалифицированные юристы (в частности, адвокаты) и экономисты, так как большинство законов посвящены экономике. Здесь нужны мозги и опыт.
3. Парламент как клуб джентльменов, то есть собрание ведущих политиков страны, которые ведут народ в будущее. Здесь другие критерии отбора, здесь каждый депутат — это потенциальный премьер-министр. Здесь нужны лидерские качества, мозги и опыт.
4. Парламент как орган общенациональных интересов. Это когда из парламента хотят сделать орган власти, который имеет признаки всех вышеотмеченных моделей – то есть это одновременно представительный, законодательный орган и собрание ведущих политиков. Значит нужно всего понемногу.
5. Есть и другие модели – автономный парламент, как в Англии, или подчиненный парламент, который мы имеем сейчас. Последние характерны для развивающихся стран, где слабы демократические институты и нет условий для превращения парламента в высший орган власти, как в парламентских демократиях.
Не знаю, какие предпочтения интересуют наших граждан, среди которых широкий разброс. Есть такие, которые против парламента, требуют упразднить его вообще. Можно, конечно, так было при феодализме. А некоторые за курултай, который тоже является парламентом, но эпохи начала человечества, древности и средневековья. В Туркмении, например, есть такой парламент, который называется Халк маслахаты, состоящий из 2, 3 тысяч депутатов. Он полностью управляется президентом, поскольку финансирует и обеспечивает его деятельность. В Туркмении вообще три парламента, кроме названного, есть еще Совет старейшин – собрание племен и Меджлис, состоящий из 50 депутатов.
Чтобы поставить обсуждение будущей модели парламентаризма на серьезную основу, скажу следующее. При выборе модели парламента, да и вообще при любом проектировании, необходимо поставить цель, которую мы хотим достичь. В нашем случае, думаю, всех удовлетворит следующая модель – Жогорку Кенеш должен быть высокопрофессиональным и эффективным органом, который обеспечил бы процветание страны и повышение материального благосостояния населения. А это значит, что в нем все из вышесказанного должно быть помаленьку.
Написал этот исторический очерк потому, как наблюдаю, что мы стали мелочными и суетливыми, хотим все и сразу, без труда и приложения усилий, не настраиваемся на длительную и кропотливую работу, в том числе и над собой, поэтому ничего дельного и толкового не получается и не можем понять, почему не получается. «Давай, давай» не работает. В таком режиме живем все — и власть, и гражданское общество. Поэтому надо изменить отношение к делу, стать серьезнее, собраннее и целеустремленнее. Об этом данный урок.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.
Фото: Sputnik Кыргызстан
Два слова не специалисту: 1. Поменять название Жогорку Кенеш на Эл Курултайы (ответ на заявления нынешних депутатов что в парламент могут придти только богатые). 2. Установить квоты на места депутатов: 20% — для юристов, экономистов, бизнесменов; 80% — для фермеров, рабочих и др. трудовых специальностей (именно трудовой класс знает накопившиеся проблемы на местах). 3. Отменить частную собственность, ввести государственную, поднять роль государства как единственного представителя как защитника интересов народа. 4. Создать карательные органы по беспощадной борьбе с борьбе с коррупцией. ОБОСНОВАНИЕ: На лицо нарастание антагонизма и непонимание власть имущих проблем населения, отрыв власти и неспособность решения насущных проблем государства и народа — отсутствие гос программы по социальной поддержке населения, зависимость экономики от внешних факторов и траншей, рост гос долга и отсутствие какой -либо положительной перспективы на будущее.
В материале Курманова З. изложены проблемы парламентаризма, но я не уловил социальные проблемы и интересы народа, как единственного фундамента Кыргызского государства. За 30 лет можно сделать вывод. Анализ деятельности наших политиков научил всех нас верить не словам, а тому что у тебя находится в холодильнике.