Комендант Бишкека Алмазбек Орозалиев 11 мая сложил полномочия. Режим чрезвычайного положения в столице вместе с комендантским часом отменен. Но объявленный 22 марта режим ЧС остался. А вместе с ним и некоторые ограничения. В том числе карантин, запрет на свободное передвижение, публичные мероприятия и сборища.
Но, несмотря на действующие рамки, социально-экономическая активность, парализованная коронавирусом, постепенно набирает обороты. С 1 июня, как обещает Республиканский штаб, будут разрешены все виды экономической деятельности. Однако при этом остается непонятным, что будет с санитарно-карантинными постами на въезде в столицу, по-прежнему ли нужны справки с места работы с печатью фискального органа и будут ли городские власти штрафовать за не ношение масок, как грозились? Юрист-эксперт Эрик Рыскулбеков утверждает: предъявляемые мэрией Бишкека требования не соответствуют действующему законодательству. В комментарии редакции Elgezit.kg он объяснил, почему.
— В начале беседы вы сказали, что в отношении простых граждан, не обремененных властью, и чиновников действуют два основных принципа. Что они из себя представляют?
— Поясню. Согласно действующей Конституции в отношении граждан действует принцип «разрешено все, что не запрещено законом», а в отношении чиновников — принцип «разрешено то, что предписано законом». Теперь непосредственно перейдем к самим нормативно-правовым актам, регулирующим нашу с вами жизнь.
Начнем с Конституции. В ней есть две статьи. Статья 18, которая гласит, что «каждый вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных настоящей Конституцией и законами» и статья 5, в третьем параграфе которой сказано, что «государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законами». Режим ЧС, как вы знаете, был введен 22 марта по распоряжению правительства и по сей день не отменен. Согласно этому документу, разработан план. В нем всем госорганам даны четкие инструкции, что нужно делать, в каком порядке и так далее. В рамках этого плана определены и санитарные нормы. За их нарушения предписаны штрафы согласно уже Кодексу о нарушениях и Кодексу о проступках. Я не буду перечислять все эти пункты, они в широком доступе, каждый может ознакомиться. Но я не понимаю, зачем мэрия Бишкека изобретает велосипед.
— То есть вы хотите сказать, что все эти предписания, справки в частности, не более, чем имитация бурной деятельности и никакого отношения к требованиям, предписанным законом, не имеют?
— Именно. Прочитайте распоряжение кабмина о введении ЧС, план и вы там не найдете ни строчки, даже напечатанной мелким шрифтом, о справке с печатью налоговиков. Это требование не соответствует действующему законодательству. Согласно полномочиям налоговых органов, права заверять справки с места работы у них нет. Кроме того, в полномочиях представителей ОВД, военнослужащих и медработников также такого права нет. Это даже не имитация, это самоуправство.
— А маски? Разве при эпидемии соблюдение масочного режима необязательно?
— Скорее, это относится к вопросу о личной социальной ответственности гражданина. Права же инспектировать – носит человек маску или нет — ни у сотрудников ОВД, ни у военнослужащих, ни у представителей Санэпидстанции нет. И уж тем более нет нормы, позволяющей штрафовать за отсутствие этого средства индивидуальной защиты. Это такой же произвол, как и установка карантинных блокпостов по распоряжению айыл окмоту.
— Но, тем не менее, наши читатели не перестают жаловаться, что если вышел без маски, без маршрутного листа и без справки и нарвался на патрульного, то жди штраф. А то и задержать могут.
— Полномочия патрульных инспекторов четко определены в их должностных инструкциях. Права требовать справки или другие документы, связанные с работой, у них нет. Их обязанность — обеспечить соблюдение правил дорожного движения и следить за порядком. Как понимаете, в маске хулиган или нет, патрульных должно волновать в последнюю очередь.
— Хорошо, с этим разобрались. А вот как быть с тем, что не разрешают работать торговым центрам, магазинам одежды, маленьким торговым павильонам? В то же время базары так и не закрывались на весь период действия ЧП, и сейчас там бойко продолжается торговля.
— Я тоже не вполне понимаю, почему не закрывали рынки. Все равны перед законом, а это значит, что подходы должны быть единые ко всем.
— Еще такой вопрос: законно ли требование справки с места работы для нянечек, домработниц, репетиторов? Речь о тех, кто ищет заработок, давая объявления. Они не состоят при агентствах по найму и патента у них нет.
— Я уже говорил: требования эти абсурдны сами по себе, поскольку не прописаны в действующих законах и в распоряжении о режиме ЧС их также нет. Есть определенные органы, которые проверяют, есть ли у вас разрешение на работу, оплачен ли патент. Но это никак не мэрия и не милиция.