На территории Бишкека чрезвычайное положение было введено 25 марта. К концу апреля Республиканский штаб сформировал особый поэтапный порядок возобновления экономической деятельности. В рамках этих мер с 1 мая режим смягчили и некоторым видам бизнеса позволили начать работу. Разрешение на оказание услуг получили и городские таксомоторные службы, которые должны работать на основе патента и пропусков на авто, выданных в комендатуре Бишкека.
При этом работники служб такси обязаны соблюдать строгие санитарно-эпидемиологические правила. Так, водитель и пассажиры должны быть в маске и перчатках. Каждый водитель должен 3 раза в день проводить уборку и дезинфекцию салона авто, установить санитайзеры. Посадка разрешена не более двум пассажирам и одному ребенку. Водитель такси не должен по своей инициативе посещать какие-либо другие места, кроме АЗС.
Со дня разрешения возобновления работы таксомоторных служб прошла неделя. Какой она была? Уже на второй день работы такси в соцсети Facebook появился большой пост с жалобой и критикой в адрес патрульных на постах столицы. Пользователь Увасип Аманбаев сообщил, что «после того как убрали блокпосты, наша доблестная милиция начала охоту на таксистов».
— 01.05.2020 дали «ослабление карантина», работайте… Но начали требовать патент, Соцфонд, техосмотр (в хорошее время не требовали) и, как всегда, штрафовать в сумме 3 тысячи сомов. В других странах государство оказывает денежную помощь, а наши представители закона таким образом нагнетают и так не легкую обстановку. Я обращаюсь к нашим представителям власти, дайте им немного заработать, не нагнетайте ситуацию, если не даете работу. У многих семьи, которые ждут ежедневного заработка, надо платить за квартиры, аренду авто и, если таксист заработает в день тысячу сомов (с утра до ночи), 600-700 сомом идет на затраты авто и семье остается 300 сомов. И самое главное — наша доблестная милиция не смотрит, как оснащена машина и соблюдаются ли условия, а им только нужен патент и техосмотр, — отметил Увасип Аманбаев.
В комментариях к сообщению мнения пользователей разделились. Было достаточно много голосов в поддержку ужесточения контроля за службами такси.
— А в чем проблема по закону работать? Нас обязали получить патент, суммы не неподъемные там, и тоже трудные времена были. С обочины подбирать людей и подвозить их за деньги такое себе, но если хочет работать по белому, то соответственно пусть и оплачивает налог. А чтобы не было на дорогах скотовозок, которые от малейшего удара могут лишить здоровья или жизни, нужно проходить техосмотр, — считает пользователь Паша Гладков.
Корреспонденты Elgezit.kg решили напрямую узнать мнение у работающих водителей такси и для этого воспользовалась услугами сервиса «Яндекс.Такси». Стоит сразу отметить, что по первому заказу прибыла не указанная синяя автомашина Honda Fit с женщиной-водительницей, как указывалось в мобильном приложении, а совсем другие авто и водитель с несвежим салоном, без санитайзера, в одной только маске на лице.
История первая. Водитель Сыргак
35-летний Сыргак (имя вымышленное) работал в такси и до карантина недолго – с декабря 2019 года. По его словам, сейчас милиционеры не часто задерживают его, а если и остановят, то взять с него нечего – не заработал еще на штрафы.
— Они [власти, комендатура] сами виноваты – должны были предупредить заранее. 13 тысяч человек, как мне сказали ребята, подали заявки на получение пропуска для поездок по городу, из них только 800 получили его. Комендатура практически не успевает их выдавать. Я тоже подавал вместе со всеми от «Яндекса», но мне не выдали пропуск, — говорит он.
На вопрос, сколько дней прошло с тех пор, как он вышел на линию после 1 мая, мужчина ответил, что работает всего лишь второй день.
— Вот вчера, например, я заработал 800 сомов. А до введения режима ЧП и карантина в день выходило примерно 1,5 тысячи сомов. На что хватит этих 800 сомов, когда нужно и бензин заливать, и на баланс закинуть, чтобы быть на связи, и на продукты оставить? Как заработать на покупку патента, прохождение техосмотра? – задается он вопросами.
Однако при вопросах, почему у него в салоне отсутствует санитайзер, на руках нет перчаток и как часто он проводит дезинфекцию салона авто, боевой пыл Сыргака поугас. На вопросы он не ответил, замявшись. На том и распрощались.
История вторая. Водитель Тазабек
По второму заказу в том же сервисе «Яндекс.Такси» приехала также автомашина Honda Fit, только теперь серого цвета. Она разительно отличалась от предыдущей чистотой салона, в нем было сразу несколько емкостей с санитайзером и натянута самодельная пленка, разделяющая водителя от пассажира. По словам водителя – 44-летнего Тазабека (имя вымышленное), перегородку смастерил он сам из прозрачной клеенки для ванной комнаты.
— Купил ее на базаре. До этого, когда на блокпостах начали останавливать и голову морочить с перегородкой, я полез в интернет, искать ее. А там ее уже по 1 тысяче сомов продают. Пришлось самому сделать ее из пленки, — говорит он.
На вопрос, как у него обстоят дела с патентом, пропуском для поездок по городу, Тазабек неожиданно обрадовал ответом, сказав, что они есть у него.
— На патент — а он на наш вид деятельности стоит 1335 сомов – я занял деньги и купил его. Онлайн-пропуск я тоже получил. Через сайт комендатуры Бишкека. С первого раза не получилось. Я сделал попытку второй раз и получилось. Скачал онлайн-пропуск к себе в телефон. Так что, сегодня второй день езжу и работаю, как положено, с документами, — просто и буднично рассказывает он.
Тазабек сожалеет, что справки о прохождении техосмотра только у него нет.
— Денег на него не было. Как только заработаю, накоплю – сразу поеду и пройду техосмотр, — говорит он.
— За полтора дня работы много раз останавливали патрульные на блокпостах? – спрашиваю его.
— За вчерашний день – 9 раз проверяли, сегодня 6 раз остановили за полдня. Спрашивают, требуют предъявить все: патент, пропуск, санитайзеры, перегородку в салоне, дезинфекцию… На пересечении проспекта Чуй и Набережной (рядом с базарчиком «Таалай»), например, проверяющий заявил мне, что я должен проехать в горГАИ и взять разрешение на логотип «Яндекс.Такси», нанесенный на мою автомашину. Я ему объясняю, что это фирменный знак компании, что это не реклама, знак наклеен для того, чтобы мы возили клиентов. А он настаивает, что я должен в горГАИ за 3 тысячи сомов взять разрешение на этот знак. Я вышел из машины, подошел к остальным трем стоявшим на посту и сказал, что занял деньги на патент и что у меня нет других денег, на техосмотр я тоже еще не заработал. А поводу логотипа я им сказал, чтобы звонили в компанию «Яндекс.Такси». И до такой степени они меня довели этим, что давление поднялось. Я им в сердцах сказал: «Вот вам ключи от моей машины, забирайте ее!» После этого они отстали от меня, сказав: «Ладно, ладно, байке», — вспоминает Тазабек.
Он добавил, что за вчерашний день работы – выехал из дома в шесть утра, заехал в девять вечера – не считая бензин, он заработал 400 сомов. В день нашего разговора он выехал из дома в шесть утра, и к полудню у него был только шестой заказ.
— Все равно буду работать. Жить и кормить семью-то надо, — не отчаивается Тазабек.
История третья. Водитель Максат
На третий заказ также приехала машина из службы «Яндекс.Такси». Салон был чистым, опрятным. Водитель первым дело предложил обработать руки санитайзером. Максат оказался приятным и общительным человеком, с которым получилось даже сделать мини-интервью.
— Служба такси начала работать с 1 мая, я же только через 5 дней. Кое-как получил электронный пропуск. Говорили, что дадут пропуск без проблем, но начали запрашивать техосмотр, патент, другие документы. Но я человек, который привык работать по закону, люблю, чтобы все было по порядку. Тем более наша доблестная патрульная милиция потом сдерет в три раза больше, чем я заплатил за патент и техосмотр.
— Значит, вы все правила соблюдаете? Что насчет дезинфекции?
— Раз в день с утра салон автомобиля дезинфицирует наша фирма. Берут за это 50 сомов. Сам же я после каждого пассажира протираю салон намоченной в хлорке тряпкой.
— Что насчет санитайзера? Тоже фирма выдает?
— Нет, купил сам. Сам постоянно пользуюсь, предлагаю пассажирам.
— Патрульная милиция останавливает, проверяет?
— Раз двадцать за день. Почти на всех крупных перекрестках. Сначала спрашивают пропуск. Потом документы, санитайзеры. Сильно придираются. Один патрульный докопался до того, что у меня нет перегородки между водителем и пассажиром. Оказывается, «Намба-такси» ввела такие шторки. Я патрульному сказал, что от них толку нет, все равно в шторках есть щели. Потом потребовал показать закон, по которому я должен поставить эти шторки. После этого он отстал от меня и отпустил.
— А маски спрашивают?
— Иногда. Вот недавно на перекрестке Ибраимова и Кулатова останавливает гаишник. Все спросил. В конце требует показать маски. Я ему говорю: вам какие маски показать — с респиратором или обычные, марлевые (демонстрирует мне несколько масок). Инспектор что-то пробурчал себе под нос и недовольно цыкнул: «Езжай отсюда».
— То есть вы думаете, они хотели от вас денег?
— Конечно! Все они шабашат. Пытаются срубить с таксистов денег. Иногда стоят группами и останавливают всех подряд, иногда встречаются одиночные патрули. Вчера остановили меня и параллельно еще одного моего коллегу. У меня все документы в порядке, а у коллеги ни пропуска, ни техосмотра, ни маски, ни санитайзера. Коллега говорит, мол, техосмотр не успел пройти, все СТО закрыты, а без него и пропуски не дают. Инспектор показывает на меня и спокойно так отвечает: «Вон у твоего коллеги все документы в порядке, нужно брать пример с него». Меня отпустили, а его задержали, сказали будут оформлять. Не успел я отъехать и 50 метров, вижу в заднее зеркало, коллега мой тоже поехал. Значит, сняли с него «отметку» и отпустили.
— Но заработок, наверное, у таксистов сократился?
— Примерно раза в два. Раньше я зарабатывал 1000-1500 тысяч сомов в день, что называется чистыми. Сейчас кое-как набираю 500-700 сомов. Но все же лучше, чем сидеть дома без работы. У меня жена и двое детишек. За период карантина проели все, что откладывали на черный день. Точнее откладывали на новую мебель, но теперь какая мебель. На еду бы денег хватило.
— Пассажиры не стали нервными? Не повлиял на них карантин?
— Еще как повлиял. Много нервных стало, я бы даже сказал, неадекватных. Раньше если сдача оставалась примерно 5-10 сомов, то оставляли, типа не надо. Сейчас забирают до последнего сома. Трудно людям. Одни стали сверхподозрительными, носят перчатки, каждые 5 минут обрабатывают все вокруг санитайзерами. Другие наоборот смеются, мол, все это чепуха и никакого вируса нет. Маски не носят, перчаток тоже. Рассказывают мне про всякие теории заговоров.
— Скандалы уже происходили?
— Два раза. Один раз женщина возмутилась, что счетчик намотал слишком большую, по ее мнению, сумму. По-моему, в районе 165 сомов. Стала кричать, что я мошенник, начала звать на помощь прохожих, звонить в милицию. Я спокойно ей сказал: «Женщина, а сколько по-вашему должно было выйти по счетчику?» Она смутилась и сказала, что у нее есть всего 100 сомов. Я взял эти 100 сомов и пожелал ей удачи. Было видно, что ей очень неудобно за учиненный скандал, и она быстро убежала в сторону своего подъезда. Если бы она просто сказала, что у нее только 100 сомов, я бы вошел в положение.
— А второй раз?
— Второй раз тоже женщина бурно возмущалась, что я не надел маску. Хотя она была у меня на соседнем сидении и я снял ее, пока ждал клиента. Всю дорогу она обвиняла меня в том, что из-за таких, как я, инфекция коронавируса растет, и нам еще долго не выбраться из карантина. Причем через слово ее речь была нецензурной. И деньги она дала мне не в руки, а швырнула в окно.
— Нелегко приходится вам…
— Очень нелегко. С одной стороны, я понимаю, что все люди устали от карантина и эмоции довлеют над ними. Но с другой стороны, очень хочется, чтобы мы оставались людьми.
В это время таксист остановился перед группой парней, которые прямо на дороге предлагали водителям держащих орозо бутыли с водой, на которые были скотчем приклеены по несколько фиников. На вопрос, в какую они цену, ребята рассмеялись и сказали, что бесплатно. Просто от души помогают водителям. Может быть, на нашей планете еще не наступила Эра милосердия, о которой писали братья Вайнеры, но люди с человеческими качествами и нас были, есть и будут. Несмотря ни на какие пандемии и карантины.
Три истории таксистов – три типа работы. Первый опыт вождения и отношения к работе, скорее, не самый честный. Но кто в Кыргызстане поможет таким, как второй и третий водители службы такси? Кто сделает так, чтобы у него и ему подобных – а их, честных, трудолюбивых, желающих работать по закону, немало – не опустились руки?
Подготовили Каныкей МАНАСОВА, Семетей АМАНБЕКОВ.