Коронавирус буквально «загнал» весь мир в онлайн. И очень своевременным оказалось объявление кыргызской властью второй год подряд одним из приоритетов цифровое развитие страны. Кое-что в этом направлении уже сделано, но, честно говоря, все движется медленно и выдающимися успехами, так же, как и другими прорывными проектами в сфере диджитализации Кыргызстан похвастаться пока не может.
Впрочем, если изучить опыт Эстонии — одного из признанных мировых лидеров диджитализации и IT-технологий, становится понятным, что путь в «цифру» требует сложения многих факторов и поступательного движения.
Первые шаги в этом направлении Эстония сделала еще в середине 1990-х. Именно тогда сегодняшняя родина таких известных сервисов, как Skype, Transferwise и Taxify (сейчас известного как Bolt), приступила к созданию «электронного правительства». Этому предшествовал ряд кардинальных реформ в системе госуправления, которые провел тогдашний премьер-министр Март Лаар. Государственный аппарат был радикально сокращен. Почти все госслужащие уволены и вместо них пришли чиновники, отобранные по конкурсу. Параллельно осуществлены радикальные рыночные реформы, успех которых резко увеличил рост прямых иностранных инвестиций.
На этом фоне с инициативой под названием «Прыжок тигра» выступил в 1996 году Томас Хендрик Ильвес. В то время он был послом Эстонии в США, а в 2006-м стал президентом страны. Суть «Прыжка тигра» заключалась в том, чтобы сделать информационные технологии обязательным инструментом образования. Для этого за короткий срок все школы Эстонии должны были быть подключены к интернету и обеспечены компьютерами. И уже в 1997 году программа «Прыжок тигра» стала государственной, с солидным бюджетом.
Так же, как первые шаги на пути к созданию «электронного правительства», это было смело и даже дерзко. Ведь в то время треть Эстонии вообще никогда не пользовалась интернетом, а доступ к компьютерам был у меньшинства.
Но Эстонии везло с политиками-реформаторами. В 1995 году там была создана Партия реформ (RE), буквально через четыре года вошедшая в коалицию большинства, а с 2002-го и возглавившая правительство. Лидер RE Сиим Каллас, став премьер-министром, вместе со своей командой, активно продвигал проект цифровых преобразований. При поддержке парламентского большинства удалось принять закон об электронном удостоверении личности, что позволило гражданам Эстонии не только использовать электронную подпись, но и подавать электронные налоговые декларации, а также обеспечило доступ к собственным медицинским картам и даже онлайн-голосованию на выборах. Первый эксперимент по онлайн-выборам прошел в Эстонии в 2005 году. Тогда эстонцы голосовали за депутатов в местные парламенты. А уже в 2007-м состоялись первые онлайн-выборы в парламент страны.
Конечно, первые шаги цифровые реформы население встретило с недоверием. Власти пришлось приложить немало усилий, чтобы обеспечить массовую компьютерную грамотность и на деле показать преимущество цифровых технологий в сфере управления. Но когда эстонцы на деле убедились, что диджитализация является действенным инструментом в борьбе с коррупцией, то власть получила карт-бланш для дальнейших реформ в этом направлении.
И вот, в 2008 году правительство Эстонии реализует программу e-Health. Благодаря этой программе без бюрократических проволочек удается получать оперативный доступ к персональным данным пациента, что крайне важно в критических ситуациях, когда счет идет на минуты.
В 2014 году в Эстонии появляется цифровой портал для владельцев авто e-Portal.
Несмотря на то, что Партия реформ за это время успела побывать даже в оппозиции, преемственность в продвижении цифровизации остается. В прошлом году RE, которую теперь возглавляет дочь Сиима Калласа – Кая Каллас, одержала победу как на национальных выборах в парламент, так и на выборах в Европейский парламент. Что это, как не свидетельство безусловной поддержки эстонцев стратегии «государства в смартфоне», которую так мечтает реализовать в Украине и президент Владимир Зеленский.
Эстонии это удалось на 99 процентов. Практически все услуги со стороны государства, в том числе голосование на выборах, налогообложение, управление бизнесом и другое доступны онлайн.
Кроме того, сейчас активно продвигается программа так называемого «цифрового гражданства»- e-residence, что позволяет регистрировать бизнес в Евросоюзе. Аналитики уверены, что уже к 2025 году количество е-резидентов Эстонии перешагнет отметку в 10 миллионов человек.
Так что, пример Эстонии в области цифровизации наглядно демонстритует, что нет ничего невозможного, если есть ясная цель и четкая дорожная карта по ее достижению.
Редакция Elgezit.kg по материалам СМИ
Нет ничего невозможного.