Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg.
Очень хотелось, чтобы у Зеленского получилось. Чтобы на пространстве СНГ появилась еще одна страна, помимо Грузии, доказавшая миру, вопреки всему, что реальные реформы в бывших республиках СССР возможны, не дожидаясь естественного ухода с авансцены поколения политиков, начинавших свое становление еще при Союзе. Так же, как радикальное обновление управленческой элиты, а главное — избавление от системы так называемого глубинного государства (deep state – англ.). Когда группа политиков, высокопоставленных чиновников связана с группой олигархов или криминала («воры в законе» в Грузии). И только с учетом их интересов, часто абсолютно не считаясь с интересами страны, вырабатывалась ее внутренняя и внешняя политика. И плевать все хотели на демократически избранную власть. Впрочем, и та власть, верховная власть, избиралась тоже с оглядкой на глубинное государство и по его прямой «наводке».
У нас в Кыргызстане тоже есть свое, глубинное государство, мешающее нам развиваться и являющееся самой большой проблемой для страны. Только мы чаще употребляем термины «семейно-клановое правление», «клановая экономика», «трайбализм» и тому подобное. Мы попытались избавиться от этих рудиментов и что-то поменять реально только один раз в своей новейшей истории. Не получилось. Старая, не столько по возрасту, сколько ментально, зубастая элита оказалась сильнее (сразу оговорюсь, что попытка изменений – это не перевороты в 2005 и 2010 годах).
Не получается пока и у Зеленского. Он вынужден был отправить в отставку кабинет министров Алексея Гончарука, олицетворявшего, пусть не опытную в дворцовых интригах, но молодую, модерновую, технократичную новую украинскую власть. Как говорят эксперты, романтический период президенства Зеленского закончился. Команда Гончарука перешла дорогу Коломойскому и ее просто «снесли», заменив на Дениса Шмыгаля, которого считают фигурой компромисса между Зеленским и олигархами. Да и все правительство Шмыгаля – это правительство компромиссных фигур. Кто-то – ставленник Ахметова, кто-то Коломойского и так по кругу.
Можно ли ставить крест на Зеленском и записывать его в ряд политиков, не оправдавших надежд, таких, как Арсений Яценюк? Наверное, пока еще рано. Хотя часть своей легитимности с отставкой Гончарука Зеленский потерял. Так же, как потерял и в рейтинге. Скажем так, первый тайм в битве за обновление Украины Зеленский проиграл.
Какие уроки может извлечь Кыргызстан из украинской ситуации? Во-первых, баланс между опытом и молодостью нужно искать уже сейчас. Так же, как продумать систему воспроизводства управленческой элиты. Чтобы потом не пришлось давать задний ход. Во-вторых, глубинное государство намного прочнее, чем можно предполагать. А у нас оно даже не пытается закамуфлироваться. И это на фоне ускоряющегося выхолащивания сути демократических институтов и инструментов.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.