Руководитель проектов Фонда Ханнса Зайделя в Центральной Азии, доктор Макс Георг Майер написал открытое письмо по закону об отчетности некоммерческих организаций в КР. Оно опубликовано на официальном сайте фонда.
В открытом письме говорится:
«С 2002 года я работаю в Кыргызстане день и ночь, всю неделю и на выходных, на севере и на юге. Так, по крайней мере, говорит моя любимая жена.
Я всегда любил работать в этой стране, любил работать с ее людьми, чтобы внести какой-нибудь вклад в ее развитие. Я наслаждался вашим гостеприимством и с гордостью говорил в Германии и Европе об «островке демократии в Центральной Азии». Я всегда чувствовал себя желанным гостем в этой стране. Кыргызстан стал моей второй родиной.
Наша некоммерческая и негосударственная организация зарегистрирована в Министерстве юстиции. Мы платим и отчитываемся в налоговую и социальный фонд. Все деньги переводятся официально через банк. Мы регулярно информируем статистический комитет. Делается аудит кыргызскими, немецкими и европейскими властями. Для каждого сома мы изо всех сил – иногда к удивлению кыргызстанских поставщиков – добиваемся накладной, квитанции. Зачем? Наши германские/европейские доноры спрашивают с нас ежемесячно. Между прочим: все наши сотрудники – кыргызстанцы, и мы очень довольны их эффективностью.
И теперь, временами ожидая «спасибо» от кыргызстанской стороны, мы сталкиваемся в парламенте с законопроектом об иностранных агентах (или как там его назовут в конце концов).
Из дебатов в парламенте мы поняли, что «некоммерческие организации в стране стали мощной индустрией… где крутятся большие деньги… индустрия (НПО наверное) обладает мощным лобби». «Западные гранты стекаются в страну без контроля».
Должен вам сказать: если за 17 лет я превратился в лоббиста, то я стал лоббистом интересов Кыргызстана.
Вашим законопроектом и вашей дискуссией в парламенте вы серьезно «ранили» меня.
Вы смотрите на меня и нашу организацию как на «НПО-банду» – непрозрачную, с сомнительной деятельностью, имеющей дело со странными людьми.
Пожалуйста, не поймите меня превратно: дело не в подаче дополнительных бумаг. Мы привыкли к бюрократии – кыргызской, немецкой и европейской.
НО: до сего момента я чувствовал ваше доверие к моей работе. Теперь это доверие заменено недоверием.
Теперь я всегда буду смотреть вокруг себя, не наблюдает ли кто-нибудь за мной с подозрением. И я должен спросить себя: нужен ли я еще этой стране?
Кстати, у нас есть маленькая, очень хорошая Кыргызско-Германская культурная ассоциация в Мюнхене. С ограниченными ресурсами они стараются внести вклад в наши двусторонние отношения. Они сталкиваются с меньшей бюрократией чем мы здесь. И никогда не придет в голову депутатам парламента Баварии принимать специальный закон для таких ассоциаций как эта. Их всегда приветствовали и будут приветствовать!»