Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg.
Взрыв креатива в социальных сетях вызвало безошибочное произношение спикером Жогорку Кенеша Дастаном Джумабековым названия немецкого города Франкфурт-на-Майне. До этого при рассмотрении в парламенте законопроекта «О финансировании между КР и Германским банком развития (KfW) по проекту «Финансирование аграрных производственно-сбытовых цепочек», подписанного 18 сентября 2017 года в городе Франкфурте-на-Майне Дастан Джумабеков дважды — 7 декабря прошлого года и 16 января этого года — назвал место подписания документа неправильно — Франкфунт жана Маяне и Франкфурт-на-Маяне. Оговорка спикера сразу же, что называется, ушла в народ и стала поводом для шуток не всегда безобидных.
Над кем смеемся, господа?
На самом деле феномен «Франкфурта-на-Маяне» совсем не в том, что спикер кыргызского парламента испытывает затруднение в правильном произношении названия немецкого города на неродном ему языке. Вряд ли депутаты Бундестага смогут с легкостью выговорить названия многих кыргызских населенных пунктов. Да и члены Государственной думы, вполне допустимо, могут ошибаться в произношении не только названий сел Кыргызстана, но и некоторых фамилий и имен.
Кстати, среди депутатов высшего законодательного органа России тоже есть те, кто, погнавшись за желанием покрасоваться на публике жонглированием иностранных слов, стали в результате объектом для насмешек. Так, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, выступая с парламентской трибуны, перепутал стрит-арт с артритом.
А депутат Елена Мизулина, известная своими неоднозначными законодательными инициативами, выступая на форуме по безопасности интернета, заявила, что: «Среди десятков жанров детской порнографии на втором месте — это инсайд». Очевидно, что Мизулина имела в виду кровнородственную сексуальную связь, то есть инцест.
Но российским депутатам до своих кыргызских коллег, особенно представителей VI созыва Жогорку Кенеша, далеко.
Когда не до смеха
Обилие шуток на предмет оговорки спикера Жогорку Кенеша свидетельствует о том, насколько высок запрос у социума на повышение общего образовательного уровня депутатов Жогорку Кенеша.
Народ устал от обсуждений депутатами внешнего вида чиновников, которых приглашают на заседания парламента, вместо задавания вопросов по существу, от некомпетентности при дискуссиях, от явных провалов в элементарных знаниях общеобразовательных предметов на уровне средней школы. А главное, мягко говоря, удивительных законодательных и иных инициатив. Например, запретить русскоязычным СМИ давать негативную информацию о происходящем в стране, чтобы не отпугивать туристов, рекомендовать правительству обратиться к «черным», то есть к криминалу, чтобы они помогли найти якобы вывезенные Бакиевыми миллионы долларов, купить вертолет для отстрела волков в Нарыне, установить отдельные светофоры для пешеходов, чтобы они «не преграждали дорогу автомобилям», потому что права водителей тоже надо защищать, и еще много чего в таком же духе.
Конечно, в каждом созыве были и есть свои чудаки с шокирующим избирателей образовательным и интеллектуальным уровнем. Но VI созыв Жогорку Кенеша побил все рекорды.
А ведь в итоге это способствует возникновению закономерных мыслей – и этим людям мы сами доверили распоряжаться судьбами страны! И сомнениям в продуктивности выборов по партийным спискам, то есть в базе для парламентской республики. Потому что при нынешней избирательной системе решает, кто станет депутатом, не социум, а партийные боссы, которым размер кошелька претендента на попадание в список намного важнее, чем его IQ.
Но предстоящие выборы – это своего рода рубикон. Как бы честно они не прошли по данным Центризбиркома, если у будущего парламента, его подавляющего большинства не будет легитимности для избирателей, то ситуация в стране может вспыхнуть мгновенно. Поэтому стратегам из «Белого дома» и держателям партийных акций надо крепко подумать, прежде чем включать в свои списки, образно говоря, инициаторов светофоров для пешеходов. А то и Акела рискует промахнуться, и Атилла, и все гунны вместе взятые.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.