Алмаз Баратов — специально для Elgezit.kg.
На днях The Wall Street Journal и Politico со ссылкой на источники в администрации Дональда Трампа сообщили, что там намереваются ужесточить визовые правила для семи стран: Эритреи, Мьянмы, Судана, Нигерии, Танзании, а еще Беларуси и Кыргызстана.
Об ограничениях планируют объявить как раз в третью годовщину знаменитого антимигрантского закона о запретах на въезд в США 27 января.
Первый исполнительный указ Трампа, запрещающий въезд в Америку большинству жителей семи мусульманских стран, был отклонен федеральным судом и впоследствии отозван. Второй указ был издан в марте 2017 года и так же отменен судом. Судьба третьего варианта подобного указа, опубликованного в сентябре 2017 года, сложилась удачнее. Его редакция прошла Верховный суд, и с июня 2018 года им был ограничен въезд в США граждан Ирана, Ливии, Сирии, Сомали, Йемена, Северной Кореи, а также политиков и чиновников из Венесуэлы.
И вот теперь список собираются расширить, включив в него в том числе и две страны СНГ – Кыргызстан и Беларусь.
Инсайдеры из Белого дома утверждают, что это вовсе не означает, что гражданам стран из списка запретят въезд в Америку. Ожидается, что будут введены ограничения для некоторых типов виз, например, для туристических и бизнеc-виз. Кроме того, некоторым странам может быть запрещено участвовать в лотерее грин-карт.
По данным Wall Street Journal, список стран неокончательный. Возможно, он будет расширен за счет еще одной или даже двух стран. Не исключено, что в него могут добавить Узбекистан. Прежде всего, потому, что Сайфулло Саипов, устроивший в 2017 году в Хэллоуин теракт на Манхеттене в Нью-Йорке, в результате которого погибли 8 человек, был уроженцем Узбекистана. В 2010-м он приехал в Америку после выигрыша в лотерею грин-карт.
Вероятно, из-за участия уроженцев Кыргызстана в терактах в США наша страна тоже попала в список «неугодных». Достаточно вспомнить братьев Тамерлана и Джохара Царнаевых, выходцев из Кыргызской Республики, устроивших теракт на Бостонском марафоне в 2013 году. Правда, если администрация Трампа действует по этому принципу, то непонятно, почему ограничения могут коснуться Беларуси.
Еще одной причиной в американском Департаменте национальной безопасности называют высокий процент просроченных терристических виз среди граждан стран, рискующих оказаться в «черном списке». Всех стран, кроме опять-таки, Беларуси и Кыргызстана. Всего 4,1 процента белорусов «пересиживают» свои туристические визы. Кыргызов и того меньше — всего 3,7 процента. Для сравнения среди эритрейцев такой процент составляет – 26,46 процента, среди нигерийцев — 15,18 процента, а среди граждан Судана — 12,5 процента.
Что касается грин-карт, то Кыргызстан и Беларусь демонстрируют высокое количество желающих эмигрировать, но по сравнению с другими странами оно не такое сокрушительное. Например, в 2018 году в лотерее участвовали 171 тысяча 134 гражданина Беларуси и 72 тысячи 450 кыргызстанцев. В то же самое время в лотерее приняли участие более 2 миллионов узбеков и 1,5 миллиона граждан Украины.
Если усматривать в новом указе Трампа политическую составляющую, то здесь тоже весьма странная логика.
Например, с Беларусью у США в последнее время значительно улучшились отношения. Лукашенко дал добро на въезд в Беларусь американцам без визы на 30-дневный срок. Кроме того, белорусские власти сняли ограничение на количество американских дипломатов, которые могут находиться в стране. Был запланирован визит в Минск и государственного секретаря США Майка Помпео. Его пришлось перенести из-за эскалации ситуации с Ираном. К слову, и в американских визах белорусам отказывают только в 21,9 процента случаев. Для сравнения кыргызстанцам американцы отказывают в 67,7 процента случаев.
Такая же ситуация и с Мьянмой. Почти десять лет Америка пытается вызволить Мьянму из-под влияния Китая, примерно, как Беларусь из-под влияния России. И вдруг Мьянма тоже оказывается в списке потенциальных системных «отказниках» в американской визе.
Изменилась ситуация и в Судане, где недавно был свергнут давний недруг США Омар аль-Башир, и новую власть Вашингтону стоило бы поддержать.
Впрочем, возможно, что Кыргызстану удастся избежать попадания в ограничительный указ. По крайней мере, как заявил на пресс-конференции министр иностранных дел Кыргызстана Чингиз Айдарбеков, посол США в нашей стране Дональд Лу не подтвердил информацию западных СМИ о введении в отношении Кыргызской Республики визовых ограничений.
Редакция ответственности за содержание публикации не несет и мнение автора может не разделять.
Фото: pixabay.com