Интервью с одним из координаторов общественного движения «Мы – Кыргызстанцы», доктором юридических наук, профессором Автандилом Арабаевым.
— Автандил Анисович, 2020-й президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым объявлен Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей. Каково ваше видение будущего страны?
— Конечно, предметное определение приоритетов текущего года следует рассматривать как некую линию внутренней политики государства, базовых ориентиров деятельности государственного аппарата и показателей их результативности. При этом надо отдать должное политике президента, которая характеризуется своей последовательностью и преемственностью при определенной новизне предметной тематики. Понятно, что проблемы развития регионов, как и цифровизации, не решаются даже в рамках одного года, а требуют достаточно долгого времени.
Однако при всей позитивной привлекательности главного лозунга страны было бы преждевременным однозначное упование на эффективную его содержательную реализацию.
— А что не так? Какие проблемы могут помешать этому?
— Видите ли, планка социальных ожиданий от президента и государственного аппарата в целом весьма высока. Все ждут решительных правительственных мер, действий, реформ. Пока что видим только одного активного актора. Это президент Сооронбай Жээнбеков. А где правительство, его полпреды, акимы? Почему не видно их работы? Возможно, премьер, министры «вкладываются», как говорится, в полную силу. Но общество, граждане судят по тому, что они видят, слышат, чувствуют «на своем теле». А общественное мнение-то критическое. Именно поэтому отдельные политики даже укоряют президента в присвоении полномочий исполнительной власти.
— Может, выход из такой ситуации заключается в замене кабмина? Как вы думаете?
— Это не выход из положения. Хотя нельзя отбрасывать и такой вариант. Проблема здесь кроется глубже. Во-первых, необходимо в корне изменить систему формирования правительства и организации его работы. Оно должно формироваться по принципу единой команды. Работу организовать по принципу «от тактики к стратегии» и наоборот. Иначе оно утонет в «текучке», бюрократии. Что и видно сегодня. Правительство должно заниматься не последствиями, а выстраивать системную и последовательную работу в рамках исполнительной политики.
Во-вторых, надо научиться жить по-закону. Законодательством правительству предоставлены большие полномочия и рычаги ответственности. Надо ими пользоваться. В-третьих, нужно усилить кадры. Я не против молодых кадров. Надо им доверять, дать дорогу. Но в сегодняшних условиях мы не можем позволить себе увлекаться этим. Тем более что креатив и молодость не срабатывают. Дилетантов много. В то же время опытные профессионалы, менеджеры, ученые остаются невостребованными. Почему бы таких опытных личностей, как А.Муралиев, Ж.Акималиев, А.Тагаев, А.Костюк, Н.Турганбаев, К.Ашыралиев не пригласить советниками премьера, министров. Надо будет, можно попросить поработать на благо страны и А.Жумагулова. Мы на словах уважаем своих аксакалов, но в законе установили предельный возраст в госслужбе 65 лет. По Конституции 70-летний уже не может стать ни президентом, ни судьей. Это наше отношение к тем, кто набрался опыта, мудрости и еще может служить государству. Так нельзя. Посмотрите зарубежную историю — Ли Куан Ю, Махатхир Мохамад. Уинстон Черчилль в 80 лет успешно работал премьер-министром Великобритании.
Поэтому нужно усилить кадровый потенциал министерского корпуса и правительства в целом институтом советников. Пусть опытные советники помогают и воспитывают молодых. Это ведь проверенный десятилетиями советский опыт наставничества.
— И этого достаточно, по-вашему?
— Нет, конечно. Это только часть проблем государственного аппарата.
Но меня больше беспокоят проблемы общественные. Ведь как бы и что бы мы не говорили, никакая государственная политика не может иметь успеха без общественной поддержки.
К сожалению, в нашем обществе сформировались негативные тенденции.
Во-первых, в борьбе с коррупцией мы так увлеклись, что забыли про законы, элементарные нормы морали, этики. Посмотрите сами, на основе журналистских расследований, сомнительных «доказательств» мы начали вешать ярлык «виновного» нашим гражданам. Ведь есть же законы, процессуальное производство, правоохранительные органы, в конце концов. Пока следствие в законном порядке не докажет, не будет предъявлено обвинение и суд не вынесет обвинительного приговора, никто не считается виновным в совершении преступления. Никто не имеет права «без суда и следствия», как говорится, обозвать кого-то вором, преступником. Таков смысл презумпции невиновности, которая закреплена в нашей Конституции.
И президент здесь ни при чем. Тем более что Сооронбай Жээнбеков с первого дня своей работы однозначно говорит, что не будет вмешиваться в дела судебных органов. Это не слабость президента, а правомерная его позиция. Хорошо или плохо, у нас есть законы и суды. Все должно происходить в рамках закона. Даже если это Райым Матраимов, на которого сегодня ополчились. Когда президент говорил: «Дайте факты», то имел в виду, чтобы те факты, претензии к законопослушности кого-либо, были переданы в соответствующие правоохранительные органы. Требуя от кого-то выполнения закона и установления справедливости, мы сами должны соблюдать закон и быть справедливыми.
Во-вторых, все больше в обществе обостряются проблемы «север — юг», непримиримость к идеям, взглядам и позициям других. Этого мы видели и по истории с «фемминале» и по шествию «ак элечек» и так далее.
Между тем такие проблемы возникают не на пустом месте. Отчасти они исходят из неосторожных, необдуманных выступлений и действий отдельных политиков. Отчасти вызваны чрезмерной политизированностью нашего общества, где в политику активно вмешались не только СМИ, но и НПО, религиозные деятели.
Но главный фактор здесь все-таки — недостаточная работа со стороны государственных институтов, а также политических партий.
Государственным органам необходимо вести целенаправленную и последовательную работу среди населения. Есть Национальная стратегия развития, одной из главных целей которой являются гражданская интеграция и национальное единство. Есть утвержденная государством Концепция укрепления единства народа Кыргызстана. Но они пока что остаются на бумаге. Почему? Зачем тогда их принимали? А ведь они должны стать основной основ внутренней политики. Мы все время говорим, что у нас нет национальной идеологии. По-моему, в этом и есть суть нашей идеологии. Гражданская интеграция народа Кыргызстана, основанная на национальном единстве.
— Вы упомянули также о политических партиях. Какова их роль?
— Дело в том, что миссия всякой политической партии заключается в формировании политической воли граждан и реализации и защите их политических интересов. Без этого сущностно-функционального качества партия безучастна в политической борьбе, ради которой она и учреждается. Более того, партиям Кыргызстана Конституция предоставляет исключительное право формировать Жогорку Кенеш, городские кенеши, а также правительство. Не говоря уж об их законном участии в формировании других центральных органов – суды, ЦИК, Счетная палата и так далее. Нет другой такой организации, которая имела бы аналогичную компетенцию. Поэтому партии и должны нести как юридическую, так и моральную ответственность за их работу. Вернее, за ненадлежащую работу всех тех органов, в формировании которых они и участвовали. И прежде всего, за работу правительства.
Между тем, политические партии обязаны вести самую активную работу в обществе, среди населения. Этого требуют и наши законы, и уставы самих партий.
— А теперь скажите, пожалуйста, несколько слов о вашем движении. Какая платформа? Какие планы?
— Наше движение объединяет идеологическая платформа «Мы – кыргызстанцы!» Почему такой посыл? Потому что наше общество расколото на «акаевских», «бакиевских», «атамбаевских» и «жээнбековских», на «северян» и «южан». Появляются националистически настроенные лица, ратующие за исключительность кыргызской нации и языка. Растет число сторонников верующих уже в средних школах… Такие «показатели» заставляют задумываться всех, кому небезразлична судьба кыргызстанского общества. Почему так получается? Неужели не можем объединиться и «оздоровить» наше общество?
Да, есть проблемы в организации власти. Есть кадровые проблемы. Жогорку Кенеш, правительство не в силах эффективно работать. Суды надо реформировать.
Но есть вопросы, которые касаются каждого человека, каждого из нас. Это наша с вами общая жизнь. Тот участок государственной и общественной жизни, который требует нашей с вами активной гражданской позиции.
Президент Сооронбай Жээнбеков перед Жогорку Кенешом говорил о том, что мы все должны действовать как единое целое, единый народ и единая страна.
Поэтому каждый из нас, независимо от своей национальности, языка, веры, вправе жить достойно в Кыргызстане. А для этого нам нужно объединиться, консолидировать наше общество и сделать все, что зависит от нас самих. Консолидация ради созидания. Только в таком случае мы можем добиться гражданской интеграции и национального единства народа Кыргызстана.
— В дополнение к тому, что вы уже обозначили. Может, у вашего движения есть план конкретных действий?
— Безусловно, у движения есть план действий, причем он постоянно дополняется. За это время мы успели провести ряд международных научных форумов, посвященных 90-летию Чингиза Айтматова, 100-летию Мустая Карима, 180-летию Николая Пржевальского. В постоянном контакте работаем с Ассамблеей народа Кыргызстана, общественными институтами, вузами и научными учреждениями как внутри страны, так и за рубежом. Недавно открыли собственный сайт движения. В настоящее время готовимся провести международную конференцию по проблемам Евразийской интеграции. Но главную свою миссию мы все-таки видим в консолидации нашего общества. Поэтому все наши мероприятия нацелены так или иначе именно на это.
— Спасибо за интервью.
Действительно, другого пути для развития страны, кроме, как консолидации усилий всех слоев общества, всех национальностей, различных вероисповеданий, базирующихся на реализации положений Конституции страны, просто нет.
нужны реформы и это правильно и в первую очередь кадровая политика и законность