Кыргызстан в большой геополитической игре

Аналитика,Лента событий,Статьи 08 Янв 2020 22:00
0 отзывов

С 7 на 8 января, сразу на следующий день после похорон Касема Сулаймани Иран нанес ракетный удар по американским базам в Ираке.

«Все хорошо!» — отреагировал Дональд Трамп на атаку Ирана в своем Twitter’е. «Сейчас происходит оценка потерь и ущерба. Пока что все хорошо! У нас пока самые мощные и хорошо оснащенные вооруженные силы в любой точке мира!»

Аналитики в разных столицах мира, в том числе и в США, оценивают такую реакцию Трампа как оптимистичную и вместе с тем воинственную. И от этого еще более непонятно, что же будет дальше предпринимать хозяин американского Белого дома.
Телеканал CNN, оппозиционный к Трампу, заявляет, что иранский ракетный удар – это прямой вызов американскому президенту. Ведь всего за несколько часов до того, как были обстреляны базы в Ираке, Трамп угрожал Тегерану: «Если Иран сделает что-то, чего не должен делать, он будет страдать от последствий и очень сильно».

Экс-директор ЦРУ и экс-глава Пентагона Леон Панетта в своей колонке в The Washington Post написал: «Трамп сталкивается с величайшим испытанием своего президентства. В течение последних трех лет он ставил под сомнение роль США как мирового лидера, критиковал альянсы и часто игнорировал советы своих более опытных военных и дипломатических советников… Судьба его президентства и судьба нации зависят от того, сможет ли Трамп, наконец, серьезно отнестись к угрозе войны и своим обязанностям главнокомандующего. Одной военной мощи будет недостаточно».
А буквально за несколько часов до того, как Тегеран отдал приказ нанести ракетный удар по американским военным базам в Ираке глава Пентагона Марк Эспер в интервью CNN заявил: «Мы не стремимся к началу войны с Ираном, но мы готовы завершить войну».

В свою очередь министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавар Зариф в своем Twitter’е подчеркнул: «Мы не стремимся к эскалации или войне, но будем защищаться от любой агрессии». По его словам, «Иран принял пропорциональные меры в целях самообороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН, ударив по базе, с которой было совершено трусливое нападение на наших граждан и высокопоставленных чиновников».

Конфликт между Ираном и США и Кыргызстан

Если посмотреть на новую ситуацию, стремительно разворачивавшуюся на Ближнем Востоке после убийства Касема Сулеймани исключительно из Кыргызстана, то действительно кажется, где мы и где они.

Особой динамикой кыргызско-иранские отношения не отличаются, несмотря на подписанные двусторонние соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, транспортной сфере и таможне. Товарооборот между нашими странами растет, но цифры, по сравнению с другими странами, не впечатляют. Иран импортирует мясо и зерно и экспортирует в Кыргызстан одежду, орехи и лако-красочные материалы. Всего у нас в стране действуют 180 предприятий с иранским капиталом.

Но если посмотреть на ирано-американский конфликт из евразийской рамки, то очевидно, что им будет нанесен существенный ущерб проекту Большой Евразии. У Ирана есть много крупных проектов с Россией и КНР, реализация которых может изменить мировой торговый и энергетический баланс и систему евразийской безопасности.  

Так, Иран является центром формирования коридора «Север — Юг». В перспективе он должен связать через территорию России Балтийское море и Индийский океан. В соглашение входят не только Россия, Иран, но и Индия, а также Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия. В рамках соглашения уже построена .

Помимо этого, Иран как активный участник глобального китайского проекта «Один пояс — один путь» вошел в соглашение о свободной торговле с ЕАЭС и стал кандидатом на вступление в ШОС. Ясно, что если на Ближнем Востоке начнется очередная война с участием Ирана, многочисленные выгодные экономические проекты с участием России, Китая и других стран региона окажутся надолго замороженными.

Геополитика

По мнению ряда ведущих аналитических изданий, атаки США на Иран скорее всего преследуют дальнюю цель сформировать «дугу войны» от Ирака до Афганистана с выходом на Кавказ, страны Центральной Азии и границы Китая.

Эта угроза не стала новостью для России, которая еще в июле 2019 года подписала меморандум с Ираном о взаимопонимании и расширении сотрудничества в области безопасности. А КНР договорилась о том, что охранять китайские проекты в Иране будут около 5 тысяч китайских сотрудников службы безопасности. Укрепляется и военно-техническое сотрудничество между Россией и Ираном.

В общем, из евразийской рамки понятно, что Кыргызстан и другие страны Центральной Азии могут оказаться втянутыми в противостояние между Ираном и США хотя бы по географическому признаку, и как участники разных евразийских проектов.

Редакция Elgezit.kg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.