Эмиль Джураев – специально для Elgezit.kg.
После очередной встречи президента Сооронбая Жээнбекова с прессой и второй по счету его итоговой годовой пресс-конференции возникает вопрос: в чем был смысл этой пресс-конференции? В самом серьезном и прямом смысле: насколько команда президента вообще ставит перед собой какие-либо задачи перед выходом к прессе? Ей бы стоило предметнее подумать над этим в будущем. Оценки относительно успешности организации прошедшей пресс-конференции появились сразу и в изобилии. Будет излишним здесь тоже приводить подобные оценки. Сейчас речь не об этом.
Вообще давать так называемые итоговые пресс-конференции в конце года не является обязательным атрибутом демократической власти. Этот новоявленный институт появился не так давно, и сделал его популярным и теперь чуть ли не обязательным для всех своих поклонников президент России Владимир Путин. Его можно смело назвать автором этого жанра — всеобъемлющих и многочасовых общений с прессой, где лидер государства поражает всех своими знаниями и осведомленностью, показательной решительностью, напускной открытостью, острым чувством юмора, эффектной интонацией и эмоциями и другим. Эти пресс-конференции служат не столько для информирования общества, сколько для центрирования общественного внимания вокруг персоны президента и формирования общественного мнения согласно позициям лидера. Чтобы проводить успешные пресс-конференции путинской модели, нужно быть похожим на Путина: всесильным, всеcведущим, красноречивым и – не в последнюю очередь – авторитарным.
А в более традиционном политическом применении пресс-конференции обычно являлись – и до сих пор являются – более точечным и гораздо более регулярным инструментом власти для информирования общества по насущным, вновь возникшим, наболевшим или неожиданным событиям. Это обычно наблюдается в демократических странах и где есть действительно свободная и критичная пресса. Пресс-конференции там даются, потому что иначе нельзя. И когда их собирают, чаще всего пресса выуживает всю полноту имеющейся информации по главным темам обсуждения.
Так вот что касается этих двух моделей, то очевидно, что пресс-конференция президента Жээнбекова не примыкала ни в ту, ни в другую сторону: по форме она казалась мягкой версией путинской модели, по содержанию — претендовала на демократическую модель. Но успехов она не достигла ни с какой стороны.
На большое количество вопросов ответы у президента были примерно одни и те же – маловато конкретики, многовато общих фраз, избегание прямых ответов. Президент не прибавлял ни себе каких-либо очков, ни обществу какой-либо новой информации, а лишь еще более усугублял неопределенность, домыслы и догадки. Иногда он отвечал с чуть большей конкретикой – например, про Атамбаева, про Бабанова, или Матраимова. Но и в этих ответах оставались вуаль и пространство для домысливания. Лишь в одном ответе, кажется, он сказал предельно ясно: о том, что он против второго срока президентства и что одного достаточно.
Вышесказанное не значит, что лучше не проводить пресс-конференции. На самом деле, лучше пусть будут такие пресс-конференции, чем их вообще не будет. Можно отметить некоторые положительные моменты даже в такой скупой на информацию пресс-конференции: очевидная благожелательность президента к прессе, уделение особого внимания к критичным или неудобным вопросам (как, например, вопросы журналиста от «Азаттыка»), простота и непосредственность в общении с журналистами.
Однако следовать принципу «лучше так, чем никак» не есть хорошо. Стоит серьезно подумать, как улучшить это мероприятие в будущем. Можно набросать тут несколько возможных моментов к вниманию команды, которая будет их готовить.
Пресс-конференции в формате «итоги года» имеет смысл перестать проводить. Во-первых, Путин – он один такой, и почти любой другой человек не сможет пожинать плоды такого мероприятия, какие может только он. Во-вторых, в путинской модели все обрабатывается и готовится гораздо тщательнее, чем это видно невооруженным глазом. В-третьих, в таком формате и при свободном ходе конференции, как у нас, это не будет итоговая пресс-конференция – вопросы будут лишь о том, что актуально на момент пресс-конференции, за редкими исключениями. Повернуть ответ на любой вопрос в русло подведения итогов – это, опять же, надо иметь навыки, схожие с путинскими.
Если и делать что-то вроде подведения итогов, то делать это лучше в другом формате: либо президент дает итоговый отчет или обращение к народу, можно в Жогорку Кенеше, и подведет итоги года какими он их видит, и подчеркнет темы, которые ему кажутся наиболее важными. Либо, если предпочтут более открытый, динамичный формат, можно пригласить лишь маленькое количество журналистов – выбрать жеребьевкой, скажем, десять изданий – и побеседовать с ними обстоятельнее, где каждый журналист полноценно получит ответы, и не останется в гештальте как сейчас, задав один вопрос и не получив на него ответ. Вообще всеобъемлющие пресс-конференции, где на каждую большую тему задается лишь один вопрос, и повторение рассматривается как дурной тон, являются очень плохим методом информирования.
У Жээнбекова есть свои собственные «козыри» и преимущества, нужно использовать их. Пресс-конференции нужно проводить, и нужно сделать их более регулярными, ежемесячными или хотя бы ежеквартальными. Такие пресс-конференции должны помогать прояснять процессы и события в стране на тот момент, позволять руководству страны информировать общество о своей политике и позициях по разным вопросам. К таким пресс-конференциям пресс-службе президента нужно тщательно готовиться, помогать президенту подготовиться, вплоть до того, чтобы назначить человека записывать вопросы в ходе конференции. По самым острым и обсуждаемым вопросам, президенту нужно заранее сформулировать свою позицию, чтобы в ходе конференции не раздумывать вслух, как отвечать.
Пресс-конференции также нужно созывать согласно возникающим ситуациям и событиям. Если есть в администрации ориентация на открытость к прессе и обществу – а иначе никакие пресс-конференции не нужны – то именно в такие моменты, когда что-то важное случается в стране, они нужны больше всего. Такие конференции могли бы проводить руководитель пресс-службы, руководители разных отделов, соответственно теме обсуждения, либо руководители разных ведомств.
Стоит помнить, что любое мероприятие, и особенно пресс-конференции, должны преследовать какие-то ясные цели. Если информирование общества по всем вопросам является главной целью, то быть готовыми давать информацию, подготовиться, собрать данные. Если целью является укрепление имиджа президента, поднятие его рейтингов – то нужно подготовиться на эту цель, выделить определенные идеи, ответы на наиболее вероятные вопросы и заявления по общественно важным темам, которые могут позитивно резонировать в обществе, и тем самым поднять рейтинг президента. Если же главной целью является сообщение позиции президента и власти по конкретным вопросам, то нужно просто подготовить тщательное заявление по таким темам.
На этом перед Новым годом пожелаем того, чтобы помимо всего другого, в 2020 году общество Кыргызстана получало еще более качественные, содержательные пресс-конференции, а президент страны, давая такие конференции, эффективно продвигал свои аргументы, идеи и позиции и тем самым формировал общественное мнение как поддерживающее его, так и критичное.
Редакция ответственности за содержание публикации не несет и мнение автора может не разделять.