В Кыргызстане 21 декабря не стало удивительного Человека – талантливого кинорежиссера, писателя, народного артиста Киргизской ССР и СССР Болота Шамшиева.
Огромный вклад, который внес он, один из создателей «кыргызского чуда» в кино, в современный и мировой кинематограф, неоценим. Уход Мастера – невосполнимая потеря не только для искусства и культуры страны, но и для всего народа. С нами остаются щемящее чувство горечи и обиды от того, что Болотбек Толонович в последние годы не снял свои новые фильмы по своим же блестящим сценариям и книгам, не поделился с молодыми кинематографистами бесценным опытом, знаниями и мудростью. Он словно не дожил свою творческую жизнь, а мы не договорили с ним о чем-то важном и главном.
Сегодня Elgezit.kg предлагает перепечатку интервью с Болотом Шамшиевым, сделанного журналистом Каныкей Манасовой и опубликованного на сайте телеканала «Апрель» в июне 2018 года. Это была беседа не на сиюминутные темы, а о вечном – Чингизе Айтматове, профессии, славе, миссии искусства, предназначении человека, судьбах родины, своем творчестве и другом.
Болот Шамшиев: Мои размышления об Айтматове — своеобразная медитация, растянутая во времени
В Кыргызстане и ряде стран в этом году широко отмечается 90-летие со дня рождения народного писателя Чингиза Айтматова. 12 января юбилейным мероприятиям дан старт на малой родине писателя в селе Шекер Кара-Бууринского района Таласской области. Отрадно, что в 2018 году проходит много выставок, конференций, симпозиумов, акций, посвященных мастеру и его творчеству. Богатое литературное и творческое наследие писателя, в основе которого непреходящие нравственные и духовные ценности, вера в гуманистические начала, сегодня продолжает вдохновлять людей на поиск ответов на многочисленные вызовы современности.
Редактор April.kg побеседовала с известным кинорежиссером, народным артистом СССР Болотбеком Шамшиевым, которого на долгие годы с Чингизом Айтматовым связало не только совместное творчество, но и крепкая дружба.
— Говорят, большое видится на расстоянии. Как вы сейчас воспринимаете литературный мир, созданный Чингизом Торекуловичем, и свои работы с ним?
– Я никогда не перестаю думать об Айтматове, его произведениях. Своеобразная медитация, растянутая во времени. Мне почему-то постоянно хочется додуматься до того, что я раньше не понимал или по рассеяности пропустил. А так как я мысленным лучом шарю в темноте своей памяти, то происходит кристаллизация ранее прочитанного. Хочу выделить главное, особенное, даже можно сказать, разгадать некий секрет творчества Айтматова.
– И вы разгадали секрет творчества Айтматова?
– Скажу «да» — буду выглядеть хвастуном. Поэтому отвечу: приближаюсь к точке Х. Точке Абсолюта. Когда достигну, неизвестно. И достигну ли, еще вопрос! Вообще познание неизведанного, есть суть всякого думающего человека. А творчество Айтматова, конечно, рассчитано на думающего и, извините, подготовленного читателя. Хорошая художественная проза — обязательно емкая, имеющая глубину, продукт человеческой мысли. Заглядываешь за первый слой, а там второй, третий и так далее. Феномен Айтматова, безусловно, заключается в том, что он родился и вырос в глухой, даже для Кыргызстана, глубинке. У него не было в роду академиков, профессоров. Его детство не было окружено обилием книг, он не был воспитан ученой интеллектуальной средой. Он вырос в среде простых пастухов, а Учителем жизни и души была чон эне, мать его отца. Жаль, что академическая наука у нас в замороженном состоянии и при жизни писателя никто не удосужился начать всестороннее научное исследование творческого гения Айтматова и причин, истоков появления среди кыргызов западной части Таласской долины такого феноменального писательского таланта.
– А как вы сегодня оцениваете свои работы, созданные в соавторстве с Чингизом Айтматовым?
– Нормально. Момент истины наступит через 50 лет. Моя первая работа была по рассказу Айтматова «Случай на реке Байдамтал». Ученическая работа для Айтматова. И, как оказалось, и для меня тоже. Я снял фильм «Эхо любви» легко и просто. Над ним, как над другими картинами, не мучился. Эта работа прошла для меня экспромтом. Сценарий Эльги Лындиной я переписал одним махом за полмесяца. Потом снял, кажется, весь фильм за полтора месяца. В 1973 году. Мне нужно было построить декорацию к «Белому пароходу», и я взялся за черно-белый фильм для Центрального телевидения в Москве. В 2018 году «Эхо любви» исполняется 45 лет выхода на экран. Через 5 лет – 50! Вот тогда и буду судить о фильме – выдержал испытание Временем или нет?
— Что вас объединяло с Айтматовым, и в чем вы были разными?
– Хороший вопрос. Я всегда задавал себе нечто подобное. И через 60 лет после нашего знакомства могу ответить. Нас, во-первых, объединяло то, что мы оба Драконы по китайскому (кыргызскому) календарю. С разницей в 12 лет. Чингиз Торекулович родился 12 декабря, я — 12 января. И его, и мою бабушку, воспитавшую меня, звали Айим апа. И души наши были, мне кажется, родственными. Многое, что любил Айтматов, я тоже обожал. С разницей в 12 лет. И еще, очень важно, он, по-моему, писал под диктовку своей родовой памяти. Я себя поймал на мысли, что тоже сегодня при написании своих кинороманов черпаю вдохновение из того же источника – родовой памяти!
— Сегодня представить нашу литературу и экран без героев айтматовского микрокосмоса просто невозможно. В то же время нужно двигаться дальше, создавать новое. Как это сделать?
– Родиться вторым Айтматовым. Говорят, гении рождаются один раз в сто лет. Вполне возможно. Айтматов, например, родился через сто лет после Льва Толстого. Максим Горький – ровно через 50 лет, в 1878 году. Значит, кто-то родившийся в Кыргызстане в 1978-м будет относительно Айтматова обладать степенью таланта, как Горький к Толстому. Я, конечно, шучу. Но, как говорится, в каждой шутке есть серьез. Так что, журналисты, ищите в нашей стране кыргызского Горького, а в 2028 году должен появиться на свет аватар Айтматова.
— Будь у вас возможность, какой бы вы предложили план по проведению юбилейного года писателя?
– Возможность предложить есть. Только вот прислушаются ли власти к моему мнению, сомневаюсь. Прослеживается одна закономерность: как только кто-то из моих соотечественников попадает во власть, то сразу становится слепым и глухим. Настолько возрастает чувство своего превосходства над простыми смертными, что они теряют элементарный инстинкт самосохранения. Уметь слушать других, уметь выуживать из сотен посторонних мнений самое ценное и важное, оказалось недоступным, недосягаемым для многих руководителей нашей страны.
– У кыргызов говорят, кочевье выравнивается в пути (көч бара-бара оңолот). Человек всегда питается надеждой на будущее. И у нас со временем будут классные управленцы, достойные мировых стандартов.
– Молодым легко говорить о будущем. А мне в моем возрасте хотелось бы увидеть «будущее» уже сегодня. В мое время была серьезная и основательная кадровая система. А сегодня каждый подбирает свою команду. Если руководитель тупой, то и команда у него такая же. Если так будет продолжаться, то мы скоро профукаем свое государство. С нами сегодня мало кто считается, наше государство некоторые недоброжелатели называют «химерой».
– Так все-таки что вы думаете о юбилейных мероприятиях?
– Пора подходить к айтматовскому наследию с практической стороны. Мы все знаем, что он — гений. И тысячу раз повторять с трибун одно и то же многим надоело и вряд ли правильно. Надо, по-моему, говорить о духовном наследии великого писателя. Чем выделялся писатель Айтматов среди своих писателей-современников? Я говорю не только о кыргызских писателях, но и писателях всего бывшего Советского Союза. Своей удивительной способностью видеть в людях светлое и доброе. Айтматов был изобретателем «чуда в простом, даже обыденном». Например, портфель в руках мальчика из «Белого парохода». Он его так оживил, что стал важной чертой, звеном в драматургической коллизии его повествования о событиях на лесном кордоне. И таких примеров много. Не буду перечислять.
Мне кажется сегодня важно, чтобы айтматовская литература участвовала в воспитании нашей молодежи. Как это сделать? Меня однажды пригласили в одну бишкекскую школу по Логвиненко за церковью и показали детский спектакль по одному из произведений Айтматова. Я был очарован игрой школьников. Столько выдумки, импровизации они показали, что у меня возникла мысль, почему бы не распространить опыт одной школы на другие учебные заведения страны и провести фестиваль школьных и студенческих спектаклей по Айтматову. Работа над текстами заставляет углубленно изучать творчество писателя, понимать мысли, заложенные в его произведения. Человека делает человеком – книга! А сегодняшние дети только, уткнувшись в телефоны, смотрят тупые игры. На наших детях блогеры зарабатывают не миллионы, а миллиарды. Мы же равнодушно наблюдаем, как наши отпрыски стремительно деградируют.
Короче, мое предложение заключается в том, чтобы используя феномен Айтматова, приучать наших детей к чтению, к обсуждению прочитанного, созданию интеллектуальной среды. Надо учить детей умению мыслить. А для этого должна создаваться творческая атмосфера в школах и институтах. Сегодня добрая половина учителей и преподавателей — пусть не обижаются — нацелены только на одно: как можно больше заработать, придумать, каким-нибудь мудреным способом вытащить копейку из кармана родителей. Без государственного подхода ситуацию не переломить. Нужна программа внеклассного изучения литературы. Частные кружки дерут большие деньги. Поэтому без государственной, социально ориентированной работы в школах и институтах не обойтись. У меня большая практика дискуссий в школах и институтах Западной и Восточной Европы. Такая государственная программы там существует десятилетиями. Там я четко еще 40 лет назад понял: они обучают своих детей умению МЫСЛИТЬ.
— Расскажите, чем вы заняты в настоящее время, о своем новом написанном романе, в частности. Как зародился его замысел?
– Я написал роман для кино. На четыре серии. И 12 серий для кыргызского телевидения. О нашем феноменальном силаче и Человеке с большой буквы – Кожомкуле ате. Нужен нам в эпоху разброда и путаницы в головах такой национальный герой? Конечно, нужен!
Это очень важный проект, ИСТОРИЧЕСКИЙ, о жизни на Центральном Тянь-Шане в течение 80 лет! Судьба не только рода Куручбек, породившего феномен Кожомкула, но всего кыргызского народа, живущего испокон веков в огромном и прекрасном Горном крае.
— У вас есть другие произведения, написанные ранее, кроме вышесказанного о Кожомкуле ате. Что вы собираетесь делать с ними? Почему не опубликуете для широкой общественности?
— Да, я много написал. На два или три тома. Почему не отдал в издательство? Дело в том, что киносценарии в книжном варианте обычно публикуют после выхода фильма на экран. Как бы для сравнения, что написал автор и что из этого сотворил на экране режиссер. А мне в течение долгого времени власти Кыргызстана устроили форменную блокаду, откровенную дискриминацию, причины которой до сих пор мне непонятны. Я ни в каких партиях, группировках не участвую, антиправительственной деятельностью не занимаюсь. Но, увы, и подхалимажем тоже. Зачем? Если ты сильный и во власти, тебе подхалимы не должны быть нужны. Подхалимы необходимы временщикам, пустым личностям, у которых повышенное, болезненное самомнение о себе.
Нас ждут интересные, неожиданные повороты, головокружительные коллизии. Потому что все еще идет формирование государственной власти. Мы как бы отбросили ненужный хлам советского государственного строительства и начали с нуля после прихода к власти большевиков в 1917-м году. Но тогда кыргызское государство пытались строить романтики, пассионарии, сплошь погибшие в мясорубке борьбы за власть в Москве между Сталиным и Троцким, а сегодняпришло поколение разночинцев и охлократов. У них нет понятий патриотизма, желания работать на общество. Ими движет только желание собственного обогащения. Но государство на противоречиях интересов не строится. Такое государство обречено на развал, самоуничтожение. Поэтому кыргызское общество после стресса развала СССР и паники выживания любым способам сегодня приходит в себя и скоро предъявит гамбургский счет своим лидерам. Соответственно должны появиться лидеры, отвечающие требованиям эпохи.
– А фильмы?
– Соответственно и фильмы. Ведь кинематограф – зеркало! Зеркало собственного общества. Каково общество, таковы и фильмы.