Темирбек Орозбаев – специально для Elgezit.kg.
В последние недели ситуация со столичным воздухом стала настолько проблематичной, что кажется, все горожане начали задумываться о перспективах своего дальнейшего жития-бытия в Бишкеке. Нет необходимости в каких-то измерителях чистоты воздуха, чтобы убедиться – все очень плачевно. Сердце каменеет от разных сообщений в соцсетях, от роликов, демонстрирующих сплошное черное пятно над тем местом, где должен был быть город. Мы-то знаем, что он там и есть, но какой-нибудь гость, конечно, не разберется. Жить под таким страшным зонтом – совсем не в радость. Еще тоскливее становится от реальных цифр загрязненности.
Теперь-то мы уже все знаем, что все измеряется уровнем РМ2.5. Это такой некий «обобщенный» воздушный загрязнитель, состоящий из твердых микрочастиц и жидких микрокапель. Все, что мы выбрасываем, там – и мельчайшие кусочки сажи, асфальта и автомобильных покрышек, и частицы минеральных солей (сульфаты, нитраты), и соединения тяжелых металлов (в основном оксиды), и биологические загрязнители (некоторые аллергены и микроорганизмы).
И вот нам говорят, что по нормам ВОЗ среднегодовой уровень РМ2.5 должен составлять не больше 10 мкг/м³, а среднесуточный — не больше 25 мкг/м³. В национальном законодательстве страны — 35 мкг/м³. Именно он взят для расчетов в Кыргызстане.
У нас в последние дни этот показатель стабильно держится на уровне 90-100 мкг/м³, а в особенно критические дни доходит до 400-500 мкг/м³. Это все по данным разных источников, будь то из датчика, установленного в американском посольстве, или замерам экологической организации «МувГрин».
Бишкек трудно назвать мегаполисом в общепринятом значении. У нас в городе нет практически крупного промышленного производства, старых автомобилей не больше, чем в других больших городах бывшего СССР, угля, наверное, также не сжигаем больше, чем в условных Караганде или Кемерове. Так в чем же дело, почему именно Бишкек стал настолько грязным городом?
Пока нам власть не дала своего разъяснения, основанного на масштабном и всестороннем изучении проблемы, сгруппируем в одно целое те версии и предположения, что выдвигаются самими горожанами.
- Вокруг Бишкека плотным кольцом расположились жилые массивы – новостройки. Практически все дома в этих районах отапливаются углем. Дым и сажа от печей и «буржуек» – главная причина загрязнения воздуха.
- На дорогах Бишкека слишком много дешевых старых автомобилей, естественно, со старыми двигателями и топливными системами. С каждым годом их становится больше, соответственно, выбросов в атмосферу — тоже.
- Реконструированная ТЭЦ использует не совсем качественный уголь, что ранее, при старом оборудовании, не было возможно. Есть еще версия о том, что одна из труб ТЭЦ стала намного короче, поэтому дым и грязь буквально мгновенно опускаются на крыши городских домов и на все городское пространство.
- Бишкек расположен в предгорной зоне и обдуваем ветрами, имеющими определенную как бы направленность. Но ситуация в градостроительстве такая, что новые высотки преградили пути проникновения в столицу идущих из гор воздушных масс.
- В Бишкеке – чрезвычайное скопление частных объектов швейного производства. В процессе работы появляется огромная масса отходов токсичных по своему составу тканей. Ими топят дома, бани, просто сжигают.
Есть еще масса разных версий — глобальное потепление, изменение климата, таяние ледников.
Что же говорят нам правительство или хотя бы городские власти, первейшей задачей которых является информирование своих граждан по любому волнующему их вопросу?
Пока ничего. Более того, как выяснили коллеги из других СМИ, наш главный профильный государственный орган — Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства не признает данные счетчиков от разных экологических и других структур. Потому что эти измерители не сертифицированы. Но не скрывают того, что и по их замерам воздух столицы отравлен.
Правительство, несмотря на призывы и критику депутатов Жогорку Кенеша, никакой своей позиции по вопросу не обнародовало. Непонятно, есть ли у него вообще какое-то видение того, что происходит с воздухом Бишкека, и как теперь оно намерено решить этот вопрос. Сегодня единственную подсказку жителям дают активисты экологических движений в виде рекомендаций в отдельные дни пользоваться респираторами или, на худой конец, простыми повязками.
Нет, конечно, никакой статистики о том, насколько воздух Бишкека повлиял на болезни дыхательных органов или органов кровообращения, насколько увеличился процент онкобольных. Но утверждать, что это невозможно, никто не может. Что же нам теперь делать?
Есть широкая мировая практика разрешения такой ситуации. Это потребует принятия целой государственной программы, каких-то мер экономического стимулирования для сторонников экологичного производства, поощрения деятельности производителей альтернативной энергии. Есть опыт разных стран — Турции, Китая, не говоря о европейском. Такой путь прошли многие города-мегаполисы. Потребовались годы, но ведь в Пекине реально воздух стал чище. А ведь он в десятки раз больше Бишкека, а его производственный потенциал однозначно больше раз в тысячу.
Наша столица, не имеющая металлургического завода, угледобывающих пригородов, химического производства, расположенная в продуваемой всеми ветрами долине, вблизи гор, в бассейне чистейших рек – и такая ситуация. Нужно ее решить, нужно действовать.
И уже сегодня без всякой подготовки и разных формальностей можно осуществить ряд действий:
— официально известить население о том, что проблема есть, и довести до его сведения степень сложности проблемы. И вселить уверенность, что проблема может быть решена. А не упорно отмалчиваться;
— проводить ежедневные замеры и мониторинг состояния воздуха и сделать их результаты общедоступными, в необходимых случаях рекомендовать жителям тех или иных районов не подвергать свое здоровье риску;
— обнародовать календарь погодных изменений, с тем, чтобы люди могли планировать свои дела;
— рассказать, наконец, какой категории лиц вообще следует отказаться от прогулок по городу в неблагоприятные дни;
— организовать бесплатную раздачу респираторов через больницы и клиники, центры семейных врачей тяжелобольным, а также неимущим и бездомным гражданам;
— организовать сбор и безопасную утилизацию отходов швейного производства по всему городу, возможно, при содействии самих «швейников»;
— организовать «горячую линию» для добровольных информаторов о точках и источниках сильного загрязнения и сформировать бригады муниципальных служащих для работы с ними.
Таким образом, мы были бы честны с горожанами и гостями столицы и каким-то образом, но все-таки проявили свою озабоченность этой ситуацией. Она действительно не так проста, чтобы делать вид, что это не первостепенно.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.
Фото: www