Доктор исторических наук, профессор Зайнидин КУРМАНОВ — специально для Elgezit.kg.
Великий Ганнибал Барка (что означает «Молния») в девятилетнем возрасте поклялся своему отцу бороться с владычеством Рима и сдержал свою клятву до конца. Он победил Рим в полном смысле слова, но Рим не сдавался. Его армия 20 лет гуляла по Италии и, казалось, Риму пришел конец. Но Ганнибал не торопился идти на Рим. Он двинулся в сторону Рима, подошел близко к Риму, но штурмовать его не стал. Он ждал подкрепления из Карфагена, но Карфаген был равнодушен к его победам. Карфагенская знать боялась его усиления как политика и не помогала ему. Всю эту 20-летнюю войну он вел на свои средства, поддерживаемый своими близкими братьями и родственниками, которые все погибли в этой войне. В 211 году Ганнибал стоял у ворот Рима. В осажденном городе раздался клич — HANNIBAL ANTE PORTAS («Ганнибал у ворот»), который посеял страшную панику. Но он не штурмует. Он продолжает маневрировать, потому что не получил подкрепление.
Проиграв все мыслимые и значимые сражения Ганнибалу, Рим постепенно приходит в себя. Это оказалось великой способностью римлян перестраиваться, обучаться, сохранять мужество. У карфагенян была наемная армия. Это были профессиональные наемники – галлы, испанцы, африканцы.
А у Рима был другой принцип формирования армии. Солдаты были гражданами Рима, это была гражданская община, которая ощетинивается для защиты своих интересов. И этот дух оказал решающее значение на судьбу войны. Здесь превосходство было на стороне римлян. Маневры Ганнибала, брошенного родиной, не приносили успеха. Римляне наносят Карфагену удары в Испании, теснят со всех сторон. Ганнибал не разбит, но чувствуется, что перевес сил склоняется в сторону Рима. Потом Ганнибал сказал свои исторические слова– «не Рим, а карфагенский сенат победил Ганнибала».
А в Карфагене продолжает крепнуть мыслишка, не станет ли опасным для в целом карфагенской страны, республики такой овеянный славой полководец? Карфагенская торговая олигархия встревожилась, ибо олигархия предпочитает, чтобы все были более или менее адекватны друг другу, чтобы они вместе единым жадным корыстным кулаком правили. А личность, возвышающаяся над ними, их смущала и пугала.
Они вредят Ганнибалу, который ощущает невозможность нанести решающий удар по Риму. К тому же у римлян появляется талантливый командующий – Публий Корнелий Сципион-младший, который получит затем почетное прозвище Африканский. Будущий победитель Ганнибала. Это тоже очень важно. И в 204 году карфагенский сенат отзывает Ганнибала в Африку на защиту отечества.
Он прибывает в Африку. Он прежний великий Ганнибал, он сейчас снова победит. В 204 году ему 43 года, а в 202-м будет битва при Заме, его единственное и крупное поражение, ему 44 года. Это овеянный славой, еще полный сил человек. И, кажется, он может победить. Но случилось поражение, которое положило конец могуществу Карфагена, его мировой лидирующей роли. Почему? Эти уроки поучительны и важны для нас. За 20 лет войны Рим многому научился. Рим, в сущности, не просто выиграл войну. Рим выиграл у самого себя, как потенциального на это время абсолютного и непобедимого лидера тогдашнего мира. Научившись воевать с таким могучим соперником как Карфаген, научившись мобилизовывать все свои силы, когда, казалось, все кончено, научившись перенести гибель своих правителей (консулов), потери десятков тысяч людей, самые настоящие разгромы, страдания и рыдания матерей — преодолев все это, Рим сделался адекватным самому себе. От таких ужасов они консолидировались и стали сильнее.
Потом Ганнибал на короткое время после этого поражения был избран суффетом, первым должностным лицом Карфагена. Он не был убран, он не исчез из политики, не был тайно уничтожен.
И что он делает? Он начинает бороться с продажностью тех, кто наживался на войне, тех, кто подыгрывал врагам продажностью и коррупцией, мошенничеством. И быстро восстановил боевую мощь и экономическое могущество страны. Но из-за предательства коррумпированных элит, которые хотели выдать его Риму, был вынужден в 195 году до н.э. бежать от опасности. До 183 года, 12 лет, это жизнь эмигранта, который остался верен своим принципам и клятве, если так можно выразиться по-современному. Сначала он бежал в Сирию к Антиоху III, которого хотел все время подговорить, подтолкнуть к борьбе с Римом. Потом он был у правителей Армении, Вифинии. Он занимается не просто спасением своей жизни, он старается подтолкнуть правителей малазийских и южно-европейских государств к борьбе с Римом. Может быть, хотел создать новую коалицию и вернуться к делу своей жизни. Он даже принимает участие в нескольких не очень значительных, не очень крупных сражениях против Рима, нигде не терпит поражения, но это не тот масштаб. Рим был уже настолько сильнее, настолько страшнее всех этих государств, пытавшихся сохранить свою независимость, что ему всюду угрожала опасность быть выданным.
В очередной раз он получил информацию, что правитель Вифинии в Малой Азии царь Прузий, сравнительно небольшого государства, которое тоже маневрировало между разными соседними правителями, который долгое время притворялся его другом, готов выдать его римлянам.
Яд из перстня Ганнибала прервал его жизнь. И Марк Тулий Цицерон потом говорил: «Сограждане изгнали его, а у нас, мы видим, он враг наш, прославлен в писаниях и в памяти». Его непримиримые враги — римляне ненавидели его, но они же и сохранили великую память о нем для потомства.
Этот урок очень важен для Кыргызстана, который переживает сейчас нелегкие годы, которые можно сравнить со временами Смуты, когда рухнули ориентиры и ценности. Если судить по истории нашей страны по временам года, то у нас с 1917 года на долгое время задержалась зима (классовая борьба, гражданская война, репрессии). Затем наступила послесталинская оттепель, весна, затем наступило золотое лето, пик которого приходился на середину 1970-х годов. Затем наступила осень — пора, когда начинает умирать природа. Это крушение советского государства. Затем весь этот цикл снова повторяется. И сейчас после зимы мы снова переживаем весну. Возрождение от авторитаризма и власти коррупционеров. И урок противостояния Карфагена и Рима нам в преодолении этих исторических тупиков и ловушек, в которых до сих пор блуждает большинство населения, как никогда кстати. Исходя из уроков данного исторического противостояния, кыргызская власть, народ, наконец, должны научиться преодолевать трудности и побеждать своих заклятых врагов, каковыми являются коррупция, жадность, преступность, незнание, расхлябанность, бюрократизм, глупость, бедность, падение нравственных норм.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.