Сере ЧАЛКАНОВА — специально для Elgezit.kg.
В последнее время депутаты Жогорку Кенеша и представители различных профессиональных сред, от экспертной до шоу-бизнеса – претенденты на мандаты в следующем парламенте, удвоили активность в информационном пространстве. Основной посыл – «мне уже предложили место в списке, но какая партия – не скажу».
Для субъектов без депутатского значка такой контекст вполне допустим. Но когда в подобном игривом ключе высказываются действующие депутаты — это уже политический моветон. Ведь все они имеют партийную принадлежность. По крайней мере приходили в парламент по партийным спискам. Хотя сами они ничего дурно пахнущего в этом своем кокетстве не видят и даже уверены, что такими «вбросами» набивают себе цену.
Партии-симулякры
Самопрезентации накануне выборов, пусть даже и по партийным спискам, говорят о том, что у нас почти за 30 лет независимости так и не появилось партий по идеологическим основаниям. Все наши партии собираются в основном на скорую руку вокруг какого-нибудь политика или бизнесмена или группы политиков-бизнесменов. Поэтому даже названия партий в Кыргызстане не несут никакой смысловой идеологической нагрузки. Понять, где либералы, а где демократы, где социалисты, а где анархисты, в кыргызской политике невозможно. Да и сами кыргызские политики в большинстве своем вряд ли могут точно ответить, какие ценности они проповедуют.
Их ценностные ориентиры меняются в зависимости от момента. Но есть базовые вещи. С партиями-симулякрами Кыргызстан получает полную профанацию самих выборов по партийным спискам и проекта парламентской республики.
Политическая партия – это, по сути, единственная возможность для народа принять участие в управлении государством и реализовать свои социальные инициативы. Но если партии превращены в некие «илитарные» клубы без идеологического фундамента, куда доступ простым смертным закрыт, то через какие организованности народу выражать свою волю?
Предстоящие парламентские выборы будут демонстрировать великое кочевье в том смысле, что политики будут кочевать из партии в партию. Руководствуясь при этом разными принципами – куда пошлют стратеги из аппарата президента, куда позовут или где возьмут и где подешевле и тому подобное. Короче говоря, чем угодно, только не общими принципами и ценностями.
Все так плохо?
Нет, не все. Общество стремительно меняется, и старая управленческая элита за новыми общественными трендами не успевает. Молодежь совсем не хочет оставаться пассивным наблюдателем и начинает понимать, что надо нести ответственность за свою судьбу и судьбу страны. Популизм перестает удовлетворять новое поколение. Оно захочет реального повышения качества жизни, а не бесконечных обещаний лучшего будущего. И возникает дилемма — каким способом выразить свое мнение по поводу управления страной? Это можно сделать через бунт, а можно через участие в политике через политические партии и выборы. У бунта слишком много побочных эффектов и, как показывает история Кыргызстана, он оказывается бесполезным для изменения системы. И это понимание в социуме есть. Поэтому можно рассчитывать на появление реальных политических партий с идеологическим фундаментом. Процесс смены элит займет, конечно, какое-то время, но будет идти гораздо быстрее, чем можно предположить. Так что выборы в новый парламент, в который попытаются продвинуть всех тех, на которых у общества явная аллергия, может стать как раз тем самым толчком, после которого изменения уже просто ворвутся в политическую жизнь Кыргызстана.
Примечание. Симуля́кр (от лат. simulacrum < simulo — «изображение» от «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, знак, не имеющий означаемого объекта в реальности.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.