На сцене Бишкекского городского драматического театра имени А.Умуралиева 28 сентября в рамках VI Международного театрального фестиваля малых форм «Импульс» пройдет показ моноспектакля «Пугачев. Рождение» в исполнении талантливого актера и режиссера, лауреата театральных премий и фестивалей Марата Амираева.
Инсценировку по письмам Сергея Есенина и его поэме «Пугачев» на сцене театра имени Байтена Омарова «Жас Сахна» в городе Алматы в 2018 году впервые осуществил московский режиссер Алексей Шемес. С тех пор в Казахстане и Кыргызстане состоялись по два премьерных показа. Летом 2019-го моноспектакль с успехом прошел также в городе Хмельницком (Украина). В беседе с редакцией Elgezit.kg актер Марат Амираев поделился своим взглядом «изнутри» на монодраму.
— Не так часто на театральных подмостках осуществлялся спектакль о Пугачеве по одноименной поэме Сергея Есенина. Чем постановка Алексея Шемеса отличается от предыдущих?
— Во-первых, это скорее первый моноспектакль, который встречается в истории. Была постановка Юрия Любимова – очень большая, с великим монологом Хлопуши в исполнении Владимира Высоцкого. В нашем случае это первый моноспектакль и это первое такое решение, что именно автор вдруг в себе чувствует всю силу бунта.
Лично я не видел ни одной постановки «Пугачева». Видел лишь отрывки и слушал аудиокниги. И скажу так, что не всегда я был согласен с решениями, которые я видел. Считаю, что Есенин очень серьезно и подробно подготовился к этому произведению. Последний всплеск казацкого духа – это очень интересно. Последние остатки воли, то, что отделяет художника от ремесленника. Эта способность выйти за пределы – эта мысль очень грела в постановке, поскольку мы говорили о сути художника. И если это развернуть на социальный пласт, то это всегда какой-то революционер, каким были Коперник и все остальные.
— Как вы считаете, насколько актуальны сейчас для наших современников идеи, которые затронул в своей поэме Есенин?
— Что касается актуальности, то я считаю, что вообще не имеет смысла ставить спектакль, если он неактуален в данное время. То есть все, что мы, люди театра, делаем, мы обязаны понимать, что это необходимо именно сейчас, именно для этого места, где происходит это действо. Он [спектакль «Пугачев. Рождение»] чрезвычайно актуален, поскольку в каждом из нас есть вопросы, что это окружает меня, в каком мире я живу, кто я такой, что могу и для чего я сюда пришел.
Вы знаете, на спектакле на нашей премьере в Алматы были блогеры и журналисты, которые не были знакомы с материалом. Не знакомы были с тем Есениным, который написал драматическую поэму. И написал, быть может, самое лучшее свое произведение. Они не были знакомы с таким Есениным. И они были потрясены тем, насколько он точен, ясен и корректен, насколько он актуален, насколько он понимал всю структуру мира. Они (блогеры и журналисты) все потом перечитали Есенина.
— Чтобы понять моноспектакль «Пугачев. Рождение», нужно быть знакомым с поэмой?
— Нет, это не обязательно. И так все понятно. Но если вдруг наш читатель, наш зритель хотя бы пролистает эту поэму, хотя бы немного о ней подумает, то, конечно, ему будет интересней.
— Когда случилась ваша встреча с «Пугачевым» Есенина?
— Меня познакомил с этой поэмой актер из Русского театра драмы имени Ч.Айтматова Владимир Кисляк. Я спросил его, что бы он хотел сыграть, он ответил, что в «Пугачеве» Есенина. Я сказал, что почитаю материал, познакомлюсь с ним. Дальше сделал это, он меня увлек. И около пяти лет я о нем думал. Уже находясь в Алматы в театре «Жас Сахна», мы встретились с режиссером Алексеем Шемесом. Был один проект, который он хотел сделать с ребятами, но он у него не пошел. И я ему предложил: «А давайте сделаем моноспектакль «Пугачев»?» Шемес ответил, что ему нужно почитать. Он его прочел, подумал, нашел решение. Решение простое – сейчас автор пишет письмо своему другу. И вот как раз-таки это чувство искренности к своему товарищу, своему другу, своему брату вытягивает из него все, что накопилось. А накопилась в нем поэма «Пугачев».
— Что вы испытываете, играя главную и единственную роль в этой монодраме?
— Это очень интересное чувство. Я испытываю боль за те революции, которые были у нас, боль за, что происходит в нашей стране, СНГ и вообще на земле. Ведь до сих пор люди убивают друг друга просто так. Я испытываю боль за ошские события в 2010-м, за то, что Иссык-Куль убивают, отравляя его своими ядами. Я испытываю это и не понимаю, почему в нашей горной стране нужно выращивать какую-то… вместо того, чтобы выращивать то, что дает земля, животных. Я испытываю боль за то, о чем написал Айтматов: «Мы потеряли уста, мы потеряли ремесленников, потеряли то, что делало нас кочевниками. Вместо кожаных пут появились кандалы железные». Вот, что я испытываю, когда играю Пугачева и всех остальных персонажей в этом спектакле.
— Какие слова вы скажете, рекомендуя этот моноспектакль к просмотру.
— У каждого из нас есть какие-то слова, которые мы никому не говорим. Мы как бы держим их в себе. Это основа города. В селе немного все попроще – там все заняты делом, трудом. В городе есть время для того, чтобы подумать, помолчать. Помните, как: «Если подумал — не пиши. Если подумал и написал – не подписывай. Если подумал, написал и подписал – не удивляйся». У нас есть мысли. Хороший спектакль – это всегда разговор об этих мыслях, это всегда диалог.
Беседовала Каныкей Манасова.
Революцию делают романтики, а пользуется ей жулики
Марат Амираев призывап к перевороту 2010 с театральных подмостков. Ну и радости ему полные штаны. Как говорил Станиславский я не верю.
Театр задает вопрос не более ……Театр это диалог между зрителем и актером .
Добавьте пожалуйста строчку, что фотографии мои.