Музей имени Гапара Айтиева. В нем не соскучишься

Аналитика,Лента событий,Общество,Статьи 23 Июл 2019 16:15
0 отзывов

Каныкей МАНАСОВА — специально для Elgezit.kg

В разговорах о современном искусстве люди часто спрашивают, нужны ли музеи в век интернета. На что искусствоведы неизменно отвечают, что, несмотря на развитие технологий, музеи не потеряли свое значение в сфере не только культурного, но и общего развития человека как полноценной личности. Знакомство с историей и культурой своего и других народов расширяет мировосприятие человека, внушает уважение к жизни и творчеству его предков, к культуре и истории других народов – толерантности, побуждает творить самому. Именно с такими целями в каждой советской республике много лет назад открывали множество музеев. Кыргызстан не был исключением.

Из истории главного музея ИЗО страны

А знаете ли вы, что современное здание Кыргызского национального музея изобразительных искусств имени Гапара Айтиева построено в 1974 году? Соответственно ему в этом году исполняется 45 лет.

Музей был основан как Национальная картинная галерея 1 января 1935 года. Основой коллекции стали 72 произведения русских художников, поступившие из Государственной Третьяковской галереи и Наркомпроса РСФСР, лично отобранные основателем музея, основоположником кыргызской живописи Семеном Чуйковым.

На сегодня музейное собрание насчитывает более 18 тысяч единиц хранения. Структурное деление коллекции ведется по видам изобразительного искусства – фонды живописи (около 4 тысяч экспонатов), графики (около 9600), скульптуры (около 1 тысячи), декоративно-прикладного искусства (более 3 тысяч).

Главный национальный музей изобразительных искусств найти в Бишкеке просто – он расположен на одной из центральных улиц города, напротив театра оперы и балета. Однако и такое удачное расположение не каждый день завлекает массы посетителей в залы музея.

Слухи о мародерстве…

За 84 года своего существования музей испытывал и взлеты, и падения. Сильно изменилась жизнь учреждения после обретения Кыргызстаном независимости — сократилось госфинансирование, перестали пополняться коллекции живописи и Золотого фонда музея. Случались и инциденты. В 2010 году после апрельских событий распространился слух, что музей подвергся мародерству. Но тогда же дирекция учреждения официально опровергла эти разговоры. Так что слухи о мародерстве оказались сильно преувеличенными.

«Старики-разбойники» по-бишкекски

Следующее, теперь уже настоящее происшествие произошло в конце декабря 2013 года. Картина известного художника Ивана Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» размером 47 на 53,5 см, написанная русским художником в 1866 году, была похищена в ночь на 27 декабря. Стоимость полотна, по некоторым, около 2 миллионов сомов (свыше $40 тысяч). По данным следствия, накануне вечером в фойе на первом этаже здания музея шла вечеринка по случаю празднования Нового года, а наутро в одном из залов на втором этаже была обнаружена пропажа картины. 23 января 2014 года кусок полотна, грубо вырезанный из картинной рамы, в редакцию газеты «Дело №» принес неизвестный мужчина. Картина, конечно, была сильно повреждена. До сих пор в этом происшествии удивляет один момент – как нетрудно далось грабителю вырезать полотно из рамы, свернуть, засунуть за пазуху (как он рассказал позднее следователям) и вынести холст наружу. И никто не увидел это, не остановил его.

Тогда в музее заработала государственная экспертная комиссия, которая стала проверять подлинность картин в зале русской живописи XVIII-XX веков, потому что прозвучали обвинения в том, что музее ИЗО имени Г.Айтиева давно нет подлинников – дескать, проданы. К слову, результаты работы этой спецкомиссии так и остались неизвестны широкой общественности. Зато все узнали, что в музее отсутствует современная система видеонаблюдения за залами и учреждением в целом. Тот самый Русский зал, откуда злоумышленник вынес картину Айвазовского, как оказалось, вообще не подпадает под видеонаблюдение. За другими залами можно было наблюдать через камеры, но в режиме реального времени, без ведения видеозаписи. И это в XXI-то веке в главном музее столицы независимого государства!

А воз и ныне там

По всей видимости за пять лет система охраны и безопасности музея не улучшилась. 21 мая 2019 года за стены учреждения вылился новый скандал. Директор музея Юристанбек Шыгаев написал заявление с последующим увольнением после того, как его обвинили в том, что он вынес из хранилища два подлинника — один кисти Николая Сверчкова «Лошадь с собакой» (1875), другой «Портрет Бакунина» (1871) Николая Ге — и вернул их поврежденными. В настоящее время следствие по данному делу продолжается. Работает также экспертная комиссия, которая проверяет подлинность картин, висевших в кабинете экс-директора Шыгаева.

Сложно утверждать, какова степень вины в произошедшем Юристанбека Шыгаева. Пусть этим занимаются следственные органы и спецкомиссия. В свою защиту бывший директор музея написал в соцсети, что его голословно обвиняют в подмене подлинных картин на копии. «Стоит отметить, что подлинность картины может быть установлена только соответствующей экспертизой. А виновность лица в совершении какого-либо противоправного действия может быть установлена только вступившим в силу решением суда. На сегодняшний день заключения какой-либо экспертизы нет, следствие со стороны правоохранительных органов не проводилось. <…> Буду ждать результатов проверки, и, если необходимо, результатов следствия. Я уверен, что они не смогут доказать то, о чем сейчас голословно заявляют», — отметил он.

22 июля, выступая на пресс-конференции, министр культуры Азамат Жаманкулов сообщил, что в музее нужно проверить около 4 тысяч картин. По его словам, комиссия уже проверила 250 работ в категории «Живопись». Всего в ней около 4 тысяч картин. Второй этап проверки начнется в сентябре. Вслед за этим ведомство планирует провести инвентаризацию во всех музеях страны. Работа, которую ведомство должно было провести как минимум лет 20 назад. Но пусть она будет сделана поздно, чем никогда, правда?

А что сейчас?

19 июня директором музея имени Г.Айтиева назначили Миру Джангарачеву, известную кыргызстанцам по работе на постах вице-мэра Бишкека, депутата Жогорку Кенеша, экс-вице-премьера страны, министра труда и соцзащиты, замгубернатора Чуйской области, сотрудник ПРООН и другим. По ее словам, она так же, как и другие кандидаты на эту должность, подала необходимый пакет документов в Минкультуры, и ее выбрали.

В интервью на одном из отечественных кабельных телеканалов Мира Джангарачева назвала себя риск-менеджером, а в списке своих первоочередных задач перечислила материально-техническое оснащение музея, безопасность, сохранность, оцифровка экспонатов. На приглашения к беседе от других СМИ, в том числе Elgezit.kg, директор музея отказывается, ссылаясь на то, что в учреждении идет проверка, и о многом она пока не имеет права рассказывать. «Да и много других вопросов, которые нужно решать здесь и сейчас. Нет ни единой свободной минуты», — говорит она.

Не будет открытием Америки предположение, что новый директор музея ИЗО уже столкнулась с извечными вопросами, где взять деньги на ремонт здания и помещений, на какие средства все-таки установить повсюду в музее современную систему видеонаблюдения, а также оснастить залы и хранилища экспонатов техникой, соблюдающей нужный температурный баланс. Много лет в околомузейных кругах ходят слухи, что и в запасниках музея ИЗО не все в порядке – картины портятся, приходят в негодность из-за несоблюдения условий их хранения. Так ли это на самом деле, никто из музейщиков никогда не комментировал.

Складывается твердое убеждение, что с какими бы благими намерениями человек не пришел работать в музей ИЗО, его энтузиазм быстро начинает иссякать. Молодые специалисты с музейным образованием не хотят идти туда работать за копеечную зарплату, и их можно понять. Остаются только смотрительницы-пенсионеры, отработавшие там не одно десятилетие, да и тех не хватает. Как ни крути, получается, что причина упадка музея – в финансировании и нехватке кадров. При этом недостатка в ярких идеях, креативе и талантливых художниках Кыргызстан никогда не испытывал. Во всей этой истории, связанной с порчей и заменой подлинников в музее имени Г.Айтиева, сменой его руководства, никто из Минкультуры и правительства так до сих пор и не сообщил, сколько денег будет выделено на ремонт, техническое оснащение главного хранилища предметов искусства Кыргызстана и когда? В противном случае лет через десять республика может вообще лишиться национального музея ИЗО с его сокровищами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.