«Партия «Ата-Мекен» давно требует привлечения к уголовной ответственности Атамбаева»

Аналитика,Интервью,Статьи 02 Апр 2019 14:51
2 отзывов

О российском влиянии на политические процессы в Кыргызстане, почему парламент возглавляет «антирейтинг» доверия к власти и многом другом в очередных диалогах Elgezit.kg с Омурбеком Текебаевым.

-Ташиев, Кулов,Сариев в последние дни «хайпят» Атамбаева, высказываясь, против давления на него. Можно было бы не особо обращать внимание на эти высказывания. Наши политические тяжеловесы, к которым, без сомнения можно причислить и эту «троицу», любят заключать временные союзы и неожиданно выходить из них, если это несет моментную выгоду. Но есть одна общая траектория, которой и Ташиев, и Кулов, и Сариев следуют достаточно последовательно уже несколько лет. Все трое – пророссийские политики. Кроме того, проатамбаевские высказывания были ими сделаны в дни подготовки и визита Путина в Кыргызстан и, вряд ли, это было простым совпадением. С другой стороны, на прямые вопросы о том, будет ли Кремль каким-то образом пытаться повлиять на конфликт Атамбаева и Жээнбекова все российские эксперты, и пресс-секретарь Путина Песков в том числе, отметили, что в нашу внутреннюю политику Россия вмешиваться не собирается. И все-таки, как Вы считаете — то, что Кулов, Ташиев и Сариев именно сейчас высказались о недопустимости раскола СДПК при вмешательстве власти, а также о преследовании Атамбаева — это простое совпадение? Или Россия, таким образом, косвенно, пытается дать понять нашему Белому Дому, что считает эскалацию конфликта с Атамбаевым не желательным сценарием?

  • Я не думаю, что Кремль сегодня глубоко озабочен судьбой Атамбаева. Тем более, что пока конфликт между экс-президентом и Жээнбековым не выходит за рамки словестных перепалок. Причем, в основном, перевести его в острую фазу пытается именно Атамбаев. И Москва это прекрасно понимает. Там, поверьте мне, отдают себе отчет, кто такой Атамбаев.

Но, если говорить в целом, то одной из главных ошибок советского руководства нынешняя власть в России считает то, что накануне распада СССР Горбачев и Ельцин «сдали» многих верных союзников советской империи.

Приведу как пример передачу Москвой в июле 1992 года властям ФРГ бывшего главы ГДР Эрика Хоннекера. Этот случай стал эталоном предательства. И сегодня в российском руководстве считают недопустимым такое отношение к лидерам дружественных стран. Россия своих не бросает. Последние десятилетия Москва сделала этот слоган принципом своей внешней политики. Россия считает важным оказывать помощь руководителям других государств по истечении срока их полномочий, независимо от того, по какой причине эти полномочия прекращены. И будет продолжать оказывать максимальное содействие в обеспечении их личной безопасности и неприкосновенности их жизни, здоровья и имущества. Доказательством служит вывоз из Кыргызстана наших президентов Акаева и Бакиева. Так же можно вспомнить судьбу Януковича и его приближенных, перебравшихся в Россию после последнего майдана в Украине.

На фото: кадр из документального фильма «Крым, путь на родину», где В.В.Путин рассказывает, как руководил операцией по эвакуации В.Януковича из Украины в Россию.

В Кыргызстане открыто и настойчиво муссируется вопрос об уголовном преследовании Атамбаева, его аресте. Естественно, если это будет не заочный суд, а Атамбаев реально окажется за решеткой, такое развитие событий нежелательно для России. С другой стороны, именно Атамбаев создает сегодня проблемы в этом плане для России, а вовсе не новая власть. Россия, думаю, была бы не против принять Атамбаева, она бы гарантировала ему безопасный выезд и безопасное проживание. Но ведь Атамбаев не хочет. И он не хочет, как тот же Серж Саргсян, бывший президент Армении, сидеть тихо в своем поместье, как он и обещал всей стране, не вмешиваться в политику, а писать песни и учиться играть на фортепиано. Нет, Атамбаев хочет остаться действующим политиком, намеревается принимать участие в парламентских выборах 2020 года, нацелен на победу и намерен внести коррективы в местную политику. А это, в любом случае, учитывая психотип Атамбаева, эскалация конфликта не только с Жээнбековым, но и с другими представителями политической элиты. Значит конфликт будет нарастать и Кыргызстан опять рискует оказаться в зоне турбулентности, что, конечно, абсолютно не нужно нашим российским партнерам. Причем ситуация здесь патовая. Атамбаев будет источником смуты в любом случае. Независимо от того, будет он подвергаться уголовному преследованию или нет.

Сегодня в обществе высокий спрос на справедливость. И мы, как независимое государство, должны исходить прежде всего из своих интересов. Партия «Ата-Мекен» давно требует привлечения к уголовной ответственности Атамбаева. Поверьте, есть за что! Мы считаем, что у него нет не только абсолютной неприкосновенности, но и относительного иммунитета. Для сегодняшних властей иммунитет экс-президента выглядит непреодолимым барьером. Но, думаю, что, если будет проявлена политическая воля, никакой, так называемый иммунитет не помешает поступить с Атамбаевым по закону. Я предложил бы генеральной прокуратуре изучить деятельность Атамбаева еще до его президентства. Он, еще будучи премьер-министром, допустил множество нарушений. И тогда у него никакого иммунитета не было.

— 3 и 6 апреля пройдут два съезда партии СДПК. С Атамбаевым и без Атамбаева. Даже в этом проявляется одна интересная тенденция. Особенно характерная для постсоветского пространства. Большинство партий у нас, так называемого вождистского типа. То есть они, так или иначе, связаны с одной личностью. Почему? Мы не способны генерировать программы, вокруг которых будут объединяться граждане?

  • Думаю, что преобладание на постсоветском пространстве партий вождистского типа связано, прежде всего, с нашей политической культурой. Восприятие политической партии людьми предполагает персонификацию. И это предопределяет появление и существование вот таких вот партий. Да, кстати, партии вождистского типа вовсе не подразумевают отсутствие программы. Но лидер – это обязательное условие длительной жизнедеятельности партийной организации. И СДПК – не исключение. Помните, старый лозунг? Я его перефразирую: мы говорим – СДПК, подразумеваем Атамбаева, а когда говорим – Атамбаев, подразумеваем СДПК.

На фото: А.Ш. Атамбаев

Все достижения и провалы СДПК связаны с политической деятельностью Атамбаева. Разделить почти невозможно. И в этом смысле отобрать партию СДПК у Атамбаева нереально. Формально отобрать конечно можно. Но, в сознании людей, СДПК и Атамбаев останутся неразрывно связанными. Что касается предстоящих съездов, то, скорее всего это будет раскол партии. Одна партийная организация оформится в две самостоятельных партии. Одна – это будет партия без Атамбаева. Другая будет партией во главе с Атамбаевым.

— А наша избирательная система сегодня поощряет появление партий вождистского типа, или она просто адекватна сегодняшнему дню и, если и нуждается в изменениях, то косметических?

  • До 2007 года в Кыргызстане была мажоритарная избирательная система. Мажоритарная избирательная система использует принцип большинства. Кандидат или партия, набравшие более 50 процентов голосов, плюс один голос, получают все. А кандидат, получивший 50 процентов голосов минус один голос, не получает ничего. Здесь действует принцип — победитель получает все. Но большая часть социально-политических групп остается за бортом парламента. Такую систему считают несправедливой. Это первый недостаток такой системы. Второй недостаток – это то, что такая избирательная система не способствует формированию сильных политических партий и, следовательно, формированию парламентской формы правления. Еще один недостаток – такая система подвержена наибольшему влиянию админстративного ресусрса.

В 2007 году, еще во время Бакиева, в Кыргызстане была введена пропорциональная система выборов. В нашем случае весь Кыргызстан является одним единым избирательным округом. Каждая партия, участвующая в выборах, предлагает избирателям свои списки. Жесткие списки. И народ голосует не за конкретного кандидата, а за весь список. Но, прошло уже почти 10 лет. Такая система тоже имеет свои недостатки, свои плюсы и минусы. При мажоритарной системе главным плюсом является связь депутата с его избирательным округом. А при пропоциональной системе партийный список обезличен. Люди голосуют не за конкретных кандидатов, а голосуют за весь список. Отсюда и слабая связь депутата с избирателями.

Иллюстративное фото.

И большая вероятность партийной, политической коррупции при составлении списка. Следующим недостатком этой системы является отсутствие гарантированных региональных квот в парламенте. В условиях Кыргызстана это, как оказалось, имеет большое значение. Но, бесспорным плюсом является то, что такая система гарантирует реальное представительство различных политических групп в парламенте. Ведь победитель не получает все. Это, без сомнения, способствует появлению и усилению политических партий. И развитию, укреплению парламентской формы правления.

— Но сегодня парламент является самым непопулярным органом власти. В антирейтингах именно Жогорку Кенеш возглавляет список тех органов власти, которыми недоволен народ. Мы регулярно слышим и читаем, что в парламент прошли одни бизнесмены, одни «базаркомы» и так далее. Отсюда и недовольство политическими партиями, которые у народа часто ассоциируются с  клубом по интересам кучки богачей. И партийной системой в целом. Потому что теперь, депутату нет смысла обхаживать свой округ в течении всего избирательного цикла. Кроме того, у нас такой менталитет, что нашим людям важно поддержать «своего» земляка, парня из соседнего села и так далее. А мы их этого лишили и предлагаем голосовать за обезличенные партийные списки из которых на слуху часто лишь несколько первых фамилий. Как сделать так, чтобы у людей появилась возможность отдать с одной стороны голос за «своего парня», а с другой стороны поддержать какую-то программу и партию в целом. Может быть есть смысл вернуться к пропорционально-мажоритарной системе? И будут ли еще радикальные реформы в этом направлении?

  • Как уже сказал президент Сооронбай Жээнбеков, он не сторонник изменений конституции, а в конституции заложена пропорциональная система. Следовательно, такая система точно сохранится до 2020-го года. То есть следующие выборы в парламент пройдут по пропорциональной системе. Но существует более ста видов пропорциональной системы. Можно сочетать мажоритарную и пропорциональную систему, так, чтобы минимизировать отрицательные стороны обеих этих систем. И брать у них только хорошее. Мы предлагаем такую избирательную систему, без внесения изменений в конституцию. Кыргызстан не будет единым избирательным округом. Страна поделится на 7 избирательных округов. Политические партии будут выдвигать не единый избирательный список, а семь избирательных списков по соответствующим регионам. И списки будут не твердыми, а гибкими. То есть избиратели отдельного региона будут голосовать вначале за партию и потом они имеют право голосовать за отдельных кандидатов внутри партийного списка. Таким образом, порядок в списке будет определять не партийное руководство, а сами избиратели по результатам голосования. Это минимизирует партийную коррупцию. Это перый плюс. Второй плюс — такая система обеспечивает гарантированное представительство регионов в парламенте. То есть будет квотирование. Третье. Такая система будет способствовать укреплению региональных партийных структур. Следовательно, приведет к укреплению влияния местных партийных лидеров. Четвертое. Произойдет децентрализация партийной деятельности, что будет способствовать появлению других типов партий, кроме вождистстких. Усилится внутрипартийная демократия. Появятся новые региональные лидеры. И внутри партий появятся своеобразные социальные лифты. И, самое главное, укрепится связь депутата с избирателями в конкретных регионах. Я думаю именно такая система нужна сегодня Кыргызстану.

Редакция Elgezit.kg благодарит за помощь в подготовке интервью адвокатов Омурбека Текебаева.

Фото из WWW

2 мысли о “«Партия «Ата-Мекен» давно требует привлечения к уголовной ответственности Атамбаева»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.