В преддверии первого зарубежного визита президента Садыра Жапарова — в Россию — пресс-служба Министерства иностранных дел Кыргызстана взяла интервью у главы ведомства Руслана Казакбаева. Министр рассказал об основных темах переговоров двух президентов, о предложениях и об ожиданиях кыргызской стороны.
— Первый официальный визит президента Садыра Жапарова в Москву эксперты называют стратегически верным, поскольку Россия является одним из основных партнеров и союзником Кыргызстана. Вы можете назвать основные темы переговоров президентов двух стран, что важно решить в первую очередь для официального Бишкека?
— Полностью поддерживаю мнение экспертов о важности первого зарубежного визита президента КР Садыра Жапарова в Россию и считаю это вполне объяснимым.
Россия — наш надежный союзник и долгосрочный стратегический партнер. Кыргызстан и Россию связывает общая история в составе одного большого государства. В Кыргызстане всегда с огромным уважением и интересом относятся к общему историческому наследию, культуре и традициям российского народа. Вместе пройдя через множество судьбоносных испытаний, мы смогли сохранить культурно-духовные ценности наших предков, служащие прочной основой для дальнейшего углубления нашего взаимовыгодного сотрудничества в духе дружбы, союзничества и стратегического партнерства. Традиционно мы рассматриваем Россию в качестве ключевого партнера по вопросам международной политики, безопасности, экономического и культурного развития. Мы выступаем с единых позиций в рамках международных организаций и региональных интеграционных объединений. Это прежде всего СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. На протяжении всего периода независимости данный курс продолжает оставаться неизменным во внешнеполитических приоритетах Кыргызстана.
В Кыргызстане благодарны и высоко ценят гуманитарную и техническую помощь и поддержку, оказываемые Россией, а также содействие в урегулировании поствыборного политического кризиса 5-10 октября 2020 года в нашей стране. Российская сторона в очередной раз оказала поддержку республике в тот сложный транзитный период.
Отдельно хотел бы отметить, что Кыргызстан является одной из немногих стран бывшего Советского Союза, где статус русского языка официально закреплен в Конституции и законах. В республике русский язык — официальный, он представлен во всех сферах жизнедеятельности: в медийной сфере, системе образования, здравоохранения, культурной жизни. Мы делаем многое, чтобы русскоязычное население в нашей стране могло в полной мере удовлетворить свои духовные, социальные, культурные и научные запросы. В начале прошлого века именно русский язык стал для кыргызов инструментом познания мировой литературы и науки, через него кыргызы приобщились к сокровищнице мировой культуры. Это невозможно отрицать, и мы дорожим тем, что Кыргызстан и Россия по сей день продолжают находиться в едином языковом пространстве.
Первый визит главы государства в Россию, конечно, будет направлен на укрепление дружбы двух народов, развитие долгосрочных союзнических отношений, установление прямых контактов и закладку основ для дальнейшего развития стратегического партнерства, выстраивания взаимодействия в атмосфере полного взаимопонимания и доверия. В повестке дня нынешних кыргызско-российских переговоров на первый план вынесены актуальные вопросы в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной сферах, взаимодействия в области безопасности, а также вопросы многостороннего сотрудничества. Мы намерены провести инвентаризацию имеющихся договоренностей и определить стратегические ориентиры дальнейшего сотрудничества в указанных сферах. Естественно, отдельной темой переговоров станут наши культурно-гуманитарные связи, которые обе стороны настроены только укреплять и обогащать, а также вопросы миграционного взаимодействия.
Основными вопросами, которые члены нашей делегации намерены поднять в ходе пребывания в Москве, будут предоставление грантовой помощи, кредитных средств по линии ЕФСР, технической помощи в рамках ЕАЭС, взаимодействие в борьбе с распространением пандемии COVID-19. Планируем также обсудить вопросы снижения тарифов на природный газ и перехода во взаиморасчетах в национальных валютах, возобновления проектов строительства гидроэнергетических объектов, дальнейшего продвижения поэтапного развития железнодорожной сети на территории КР.
Кроме того, в повестке дня активизация промышленной кооперации, в том числе путем создания совместных предприятий и торгово-логистических центров на территории КР, полноценное возобновление регулярного авиа- и железнодорожного сообщения, а также ряд других вопросов, которые будут подниматься с нашей стороны в ходе предстоящих переговоров. Необходимо отметить, что, несмотря на ратификацию международных договоров и серьезный переговорный процесс, отдельные проекты с российской стороной в энергетической области не были финансово подкреплены и ввиду этого приостановлены. В рамках предстоящего визита мы намерены обсудить возобновление работы в данном направлении.
— Мы регулярно просим помощи у разных стран, в том числе у России. Намерен ли в этот раз президент Садыр Жапаров просить ее и на какие нужды?
— Нестабильная политическая ситуация в нашей стране, отсутствие радикальных реформ, глубокое проникновение коррупции и криминалитета во все сферы жизни и систему госуправления не позволяют сделать нам быстрый качественный рывок в социально-экономическом развитии. Эти факторы вынуждают нас опираться на международную помощь для обеспечения своего развития. Но нужно сказать откровенно, мы не должны казаться вечными иждивенцами перед мировым сообществом.
Каждый гражданин Кыргызстана должен осознавать, что наше развитие, наше благополучие в наших руках. Только честным каждодневным трудом, своим потом и собственными силами мы сможем поднять Кыргызстан. При этом нужно начинать с того, что каждый власть имущий в нашей стране должен защищать права и интересы бизнеса, инвестиций, наших предпринимателей. Мы должны дать им свободу, максимально быстро либерализировать наше законодательство для малого и среднего бизнеса. Как известно, флаг политики держит экономика, мы не должны забывать об этом. Поэтому новое руководство страны решительно настроено на кардинальные реформы, для проведения которых мы рассчитываем на международную поддержку.
Мы признательны нашим партнерам, и прежде всего России как нашему союзнику и ближайшему другу, за оказываемое практически с первых дней нашей независимости многоформатное содействие. Например, недавно российская сторона приняла положительное решение о выделении безвозмездной технической помощи Кыргызстану для развития системы налогового администрирования и создания системы маркировки товаров средствами идентификации.
В целом же на повестке стоят вопросы предоставления Евразийским фондом стабилизации и развития кредитных средств в размере 100 миллионов долларов в виде льготного кредита. Финансирование из средств этого фонда позволит содействовать осуществлению антикризисных мер по поддержке экономики, социального сектора и нивелирования рисков для финансовой и макроэкономической стабильности. Кроме того, российской стороной ежегодно выделяется грантовая помощь в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями, которая используется нами для реализации социально-экономических проектов и стабилизации экономики. Есть договоренности между различными ведомствами об оказании финансовой, технической, экспертной поддержки. Вся эта помощь очень важна для нас, ведь мы понимаем, что для начала реформ в стране должна быть стабильность, в том числе экономическая и социальная.
— Проблема смога волнует жителей страны. Ситуация с каждым годом становится опаснее. Будет ли обсуждаться на переговорах вопрос снижения цен на газ, которые установил для нашей страны «Газпром»? Общеизвестно, что стоимость кубометра голубого топлива для Кыргызстана самая высокая из всех стран ЕАЭС.
— С учетом ярко выраженной динамики снижения мировых цен на энергоресурсы вопрос снижения тарифа на природный газ является одним из главных на кыргызско-российских переговорах. Мы также намерены предложить обсудить возможности перехода на расчет в национальной валюте вместо доллара. Кыргызская сторона неоднократно поднимала этот вопрос перед российской стороной в ходе состоявшихся в 2020 году встреч на высшем и высоком уровнях, в том числе в ходе моей встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в Москве 23 октября прошлого года.
Кроме этого, переговоры ведутся на уровне компетентных ведомств двух стран. Вопрос к настоящему времени остается открытым, необходимо продолжить переговоры в этом направлении. Как известно, прошедшая зима обнажила экологические проблемы в столице. Для обеспечения экологической безопасности изучается вопрос перевода ТЭЦ Бишкека на голубое топливо. В этой связи группе компаний «Газпром» предлагают рассмотреть возможность совместной реабилитации столичной ТЭЦ и ее перевода на природный газ.
— Кыргызстан, пожалуй, остается единственной страной в СНГ, где еще не началась вакцинация от коронавирусной инфекции. Наши чиновники периодически сообщают о той или иной вакцине для кыргызстанцев. Россия одной из первых предложила «Спутник V». Насколько продвинулись переговоры, что мешает ускорить ее доставку? Есть ли какие-то особые условия для доставки вакцины в КР, если да, то какие?
— Кыргызстан заинтересован в получении российской вакцины «Спутник-V», успешно прошедшей клинические испытания и уже зарегистрированной во многих странах. Российская наука в очередной раз подтвердила лидирующие позиции в научной сфере и продемонстрировала всему миру свой потенциал. Особо хотел бы отметить, что традиционно в Кыргызстане продукты российского производства пользуются доверием. Это важно, тем более, когда речь идет о здоровье и жизни человека.
Вопрос поставок в Кыргызстан вакцины обсуждался на уровне государственных органов Кыргызстана и России в сфере здравоохранения в декабре прошлого года. Проводились консультации на различных уровнях. В январе этого года в адрес президента России Владимира Путина было направлено послание от имени и. о. президента, торага Жогорку Кенеша КР Таланта Мамытова относительно выделения для нужд Кыргызстана 500 000 доз вакцины от COVID-19. В настоящее время Минздравом ведет работу по сертификации российских вакцин «Спутник-V» и «ЭпиВакКорона». После завершения процедуры наши компетентные ведомства продолжат дальнейшую проработку вопросов, связанных с организацией поставок вакцин, в том числе с транспортировкой и хранением. Кроме этого, ответственными госорганами рассматривается вопрос направления наших специалистов в Россию для изучения российского опыта по производству вакцин против COVID-19.
— В правительстве КР вновь вернулись к обсуждению вопроса о необходимости создания биологической лаборатории. У этого проекта есть сторонники и противники. Будет ли обсуждаться этот вопрос в Москве?
— Страны ЕАЭС постоянно сталкиваются с новыми вызовами. В 2020 году пандемия коронавируса кардинально изменила практически все аспекты жизни не только в странах нашего региона, но и без преувеличения каждого жителя нашей планеты. Поэтому вполне понятно, что все страны сегодня на ведущее место ставят вопрос биобезопасности. Одновременно все чаще звучат вопросы об искусственном или о природном происхождении COVID-19. Тема биобезопасности все больше актуальна и для стран ЕАЭС, а в формате ОДКБ и ШОС этот вопрос поднимался в декабре 2020 года.
Насколько известно, на территории некоторых стран бывшего СССР уже работают иностранные биолаборатории. При этом вспышки эпидемий в этих республиках нередко связывают как раз с присутствием таких лабораторий. Есть мнение, что некоторые биолаборатории используются не только учеными, но и военными биологами, и в них получают и тестируют штаммы различных опасных инфекционных заболеваний.
В Кыргызстане с начала пандемии коронавируса группа ученых и общественных деятелей также вновь начала поднимать вопрос целесообразности активизации работы с западными партнерами по строительству в нашей стране биолаборатории третьего уровня. Однако у общественности, ученых и интеллигенции возникают большие сомнения в целесообразности и, главное, безопасности строительства таких объектов. В частности, они приводят такие доводы, как опасность утечки и возникновения вспышек той или иной эпидемии, а также возможность того, что за биолабораториями стоят военные или геополитические интересы отдельных стран. Если такие доводы имеют основание, то появление подобной биолаборатории в Кыргызстане потенциально может привести к катастрофическим последствия для страны и Центральноазиатского региона в целом. Причин много: нестабильная внутриполитическая ситуация в нашей республике, тяжелое экономическое положение, низкий уровень подготовки специалистов на всех уровнях.
Как все мы удостоверились в 2020 году, эпидемии не имеют границ. С учетом этого к возможному факту появления биолаборатории в Кыргызстане очень настороженно относятся и наши ближайшие соседи, для которых этот вопрос, как и для нас, является в том числе вопросом национальной безопасности. Мы это понимаем. С 2018 года российская сторона ведет переговоры со странами СНГ, на территориях которых расположены биолаборатории. Сегодня обеспечение биобезопасности на евразийском пространстве является приоритетным вопросом и в более широком региональном разрезе, в том числе для ОДКБ. Думаю, что он также будет внесен в повестку дня очередного саммита ШОС. Он будет одним из основных и в рамках нового межгосударственного диалогового формата «Россия — Центральная Азия».
В свою очередь Кыргызстан поддерживает инициативы России по обеспечению биобезопасности на постсоветском пространстве. Мы вместе с союзниками должны приложить все усилия и принять необходимые меры для того, чтобы обеспечить безопасность всех стран, входящих в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС. Хотя вопрос конкретно о биолабораториях в Кыргызстане в повестке дня предстоящего визита главы государства в Москву не стоит, я не могу исключать, что в целом вопрос биологической безопасности с учетом его высокой актуальности все же будет обсуждаться в том или ином контексте между лидерами наших государств.
— Есть ли в повестке дня двусторонних встреч на высшем уровне вопрос об открытии границ между нашими странами?
— Вы, наверное, под закрытием границ имеете в виду трудности, с которыми сталкиваются наши граждане, намеревающиеся направиться в Россию. Вопрос о полноценном возобновлении авиасообщения между КР и РФ на протяжении нескольких месяцев является одним из основных в двусторонней повестке. Безусловно, в ходе визита он будет обсуждаться. С 8 февраля в ходе достигнутых договоренностей с российской стороной увеличено количество регулярных авиарейсов между КР и РФ, что стало возможным благодаря стабилизации эпидемиологической ситуации в КР, а также усилению превентивных мер, направленных на недопущение завоза и распространения нового штамма COVID-19, в том числе введению обязательного требования о наличии справки об отсутствии заболевания (отрицательный результат ПЦР-теста на COVID-19) для всех въезжающих в республику пассажиров, в том числе граждан КР.
Кыргызская сторона считает, что полноценное двустороннее сотрудничество наших стран, а также экономическая интеграция в рамках ЕАЭС невозможны без свободного перемещения наших граждан. В связи с этим мы считаем, что для начала нам нужно как можно скорее вывести количество авиарейсов между городами КР и РФ на прежний уровень, когда они составляли более 100 в неделю.
— Десятки тысяч соотечественников, ранее имевших возможность зарабатывать в России и кормить свои семьи в Кыргызстане, остались без работы. Вместе с тем в Кремле не раз отмечали необходимость создания условий для приезда трудовых мигрантов на заработки — самые разные отрасли нуждаются в рабочей силе. Будет ли обсуждаться этот вопрос, чтобы помочь гражданам КР?
— Защита прав и интересов соотечественников во всех странах для нас самый актуальный и приоритетный вопрос. Ограничения на въезд граждан Кыргызстана в Россию были сняты в октябре 2020 года. Но проблема полностью еще не решена и заключается в малом количестве авиарейсов между странами, в закрытом режиме наземных пунктов пропуска российских границ, а также территорий транзитных стран. Решение проблемы занятости наших трудящихся в России в целом зависит от возобновления полноценного транспортного сообщения между нашими государствами.
Данный вопрос является приоритетным и выносится как на двустороннюю, так и на многостороннюю повестку переговоров на всех уровнях. Мы придерживаемся позиции, что экономическая интеграция на евразийском пространстве невозможна без свободного движения рабочей силы. Минздрав совместно с Государственным комитетом информационных технологий и связи КР ведет работу по техническому обеспечению присоединения страны к программе «Путешествуй без COVID-19», что также позволит обеспечить поездки наших граждан в страны ЕАЭС, а также увеличить количество регулярных авиарейсов и соответственно снизить цены на авиабилеты
Хотел бы отдельно отметить большой вклад трудовой миграции в экономику наших стран. В рамках визита мы обязательно будем обсуждать вопросы в сфере миграционного взаимодействия, в том числе решение проблемы по оформлению обязательного медицинского страхования, постановки на миграционный учет наших граждан в России, выводу граждан Кыргызстана из так называемого «черного списка». Стремление к улучшению правового и социального положения соотечественников за рубежом было одним из главных мотивов присоединения Кыргызстана к ЕАЭС. В вопросе трудовой миграции кыргызская сторона заинтересована в продвижении и развитии сотрудничества в целях улучшения условий осуществления трудовой деятельности и социальной защиты трудовых мигрантов из КР, а также в реализации всех нормативно-правовых договоренностей, достигнутых в рамках евразийской интеграции.
— Вы, как глава МИД, чего ждете от этих переговоров?
— Прежде всего установления прямых контактов на всех уровнях, решения вопросов повестки в атмосфере доверия и взаимопонимания и в духе союзнических отношений и стратегического партнерства. Перед нашими странами стоит задача эффективного использования всех незадействованных механизмов, более полного раскрытия и реализации имеющегося потенциала.
Если конкретно, в рамках визита мы рассчитываем на поддержку российской стороны в вопросах проведения кардинальных реформ в нашей стране, снижения тарифов на нефте- и газовую продукцию, поставок в КР российских вакцин, возобновления проектов строительства гидроэнергетических сооружений, продвижения вопроса выделения кредитных средств по линии ЕФСР и другой помощи, полноценного восстановления регулярного авиасообщения, продвижения промышленной кооперации и межрегионального взаимодействия.
Я считаю, что союзнические, партнерские, братские отношения между нашими государствами предполагают открытый, последовательный и доверительный диалог, а также взаимную поддержку интересов и инициатив обеих сторон в двустороннем и многостороннем форматах.
Надеюсь, что первый зарубежный визит президента КР Жапарова в Российскую Федерацию станет дополнительным фактором, стимулирующим укрепление отношений союзничества и всестороннего стратегического партнерства наших стран, и придаст новый импульс поступательному развитию всего комплекса двустороннего сотрудничества.