Аскар Атабаев специально для Elgezit.kg
Знаете ли вы, что женщинам, защищающим права женщин приходится слышать угрозы? После каждого мероприятия им в личку приходят десятки устрашающих сообщений с угрозами жизни, проклинают и грозят адом, желают гадости. Мы поговорили с одной из тех, для кого дискриминация женщины не пустой звук. На вопросы редакции ответила Араева Жанна, программная координаторка Бишкекских Феминистских Инициатив (БФИ).
— Жанна, расскажите, пожалуйста, когда Вы впервые осознали, что в нашей стране распространено гендерное насилие?
— К большому сожалению, понятно стало ещё в детстве, на фоне общей дискриминации в отношении женщин и девочек, особенно ярко это стало заметно в школе из рассказов одноклассников и соседей. Шутки о камче, которую нужно подарить жениху, чтобы воспитывал жену, были всегда. Виктимблейминг, слатшейминг, толерантность и оправдание насилию встречаются повсеместно. Проблема насилия не появилась внезапно, насилие в отношении женщин существовало всегда, и при СССР, и в 90-е, и в начале 2000-х, но с возрастом и опытом стало понятнее, что эта проблема существует и системно поддерживается на всех уровнях. С развитием Интернета и независимых СМИ, социальных сетей, случаи насилия стали активнее предаваться огласке и обсуждаться, поэтому нам кажется, что сейчас его стало больше. Лично для меня не стало открытием, что насилие в отношении женщин существует, но с того момента, когда я начала работать в организациях гражданского общества и с появлением фемоптики, стали яснее видны масштабы бедствия.
— Что в связи с этим Вам хотелось предпринять?
— Любой человек, приходящий в активизм прежде всего борется за свои собственные права, за справедливость и доступ к правосудию. К сожалению, в нашей стране очень сложно надеяться на правосудие, на демократические процессы, поэтому в нашей стране все процессы инициируются гражданским обществом, и как бы ни обвиняли активисток и активистов, не придумывали мифические западные гранты, несмотря на всю подмену ценностей, именно благодаря гражданскому обществу в нашей стране все еще существует хотя бы какое-то соблюдения прав человека. Конечно, хотелось бы все поменять сразу, но процесс осознания населением займет еще какое-то продолжительное время, поэтому наша организация старается информировать как можно больше людей о том, что права женщин нарушаются и о том, что это большая преграда на пути развития общества.
— Почему, на Ваш взгляд, у нас до сих пор оправдывают домашнее насилие и обвиняют жертв, подразумевая, что женщины, якобы, заслуживают такого отношения?
— Виктимблейминг – обвинение женщин в якобы неправильном поведении и толерантность к насилию исходят из патриархальных устоев, которые укоренились в обществе и постоянно подпитываются разговорами о «традициях», неправильной трактовкой религии – а именно тем, что цитаты не проходят осмысления с точки зрения прав человека и исходя из требований современного общества, необразованностью и низким уровнем критического мышления. В патриархальных сообществах развита культура объективации женщин, женоненавистничества, в том числе и со стороны женщин.
Мизогиния стала частью культуры, её можно отследить и в фольклоре, и в целом в отношении к женщинам. Женщина в кыргызском обществе – функция, объект, она не равноправный человек с целями и мнением, и как объект или недочеловек, она не имеет права перечить «хозяину» — мужчине. К тому же, в нашем очень патриархальном обществе, на протяжении долгого времени существуют гендерные стереотипы, и любая попытка выйти за рамки этих стереотипов вызывает агрессию со стороны как мужчин, так и женщин. Можно очень долго разбирать причины такого отношения к женщинам, и об этом написано много книг, статей и научных публикаций, но мне кажется, основная проблема в том, что женщин в нашей стране до сих пор не считают полноправными, равными людьми, а чтобы начать осознавать уровень дискриминации, нужно просто принять для себя, что женщина – это тоже человек. Тогда сразу становятся видны губительные последствия гендерных стереотипов, объективации и традиций типа Алакачуу – когда к девушкам относятся хуже, чем к скоту, и прикрывают это «традициями».
Еще одно явление, которое часто бросается в глаза – это навязывание женщинам необходимости быть в брачных отношениях с мужчиной. То есть с детства девочкам внушается чувство неполноценности, статус временного пребывания в собственной семье, навязывается подчинение мужчине – набор патриархальных правил, выгодных исключительно мужчинам – и в итоге мы получаем множество людей не одобряющих неподчинение данным правилам, хотя они во всем противоречат здравому смыслу, давно устарели и в современном мире совершенно не нужны. Мне кажется, неспособность принять изменения исходит и из политики правящих – патриархальных- сил, и из традиций и особенно из нехватки смелости осознать и принять тот факт, что женщины – полноценные люди. Если бы в целом общество принимало женщин, как полноценных людей, никто не навязывал бы им брак, и тогда многие женщины выбирали бы образование, карьеру, обретали независимость и не терпели бы плохого отношения, меньше держались бы за брак, а если бы государство и общество их в этом поддерживали, то мы бы давно уже стали более развитым государством и с экономической и с социальной точки зрения.
— Какие меры Ваш союз [БФИ-прим.редакции] предпринимает против домашнего насилия?
— Наша организация занимается образовательной и просветительской деятельностью и гражданским активизмом, мы выходим на марши, митинги и пикеты в поддержку жертв насилия, рассказываем женщинам про их права и распространяем знания о феминизме и правах различных ключевых групп населения. Одна из наших задач – привлечение общественного внимания к проблеме дискриминации женщин. Очень важно, чтобы женщины не молчали и сами боролись с дискриминациями, знали свои права, и знали, в чём права нарушаются, обретали феминистскую оптику и оценивали всё происходящее вокруг не через призму патриархальных ценностей, а через понимание важности борьбы за свои личные права и за права всех женщин, как половины населения страны.
— Кто и как в нашей стране, за исключением кризисных центров, готов реально и эффективно поддержать тех, кто столкнулся с насилием в семье?
— Помимо кризисных центров существует ряд неправительственных организаций, которые занимаются правовой и психологической поддержкой жертв насилия. Но, конечно, напрямую с данной проблемой чаще работают кризис-центры, но жительницы регионов могут обращаться за поддержкой и к локальным организациям, работающим в сфере прав женщин. Существует сеть организаций, работающих в этой сфере, и внутри этой сети организации и активисты обмениваются информацией и перенаправляют обращения, стараются помочь членам сети.
— Как вам в БФИ удалось создать сестринство и благоприятную среду, способствующую тому, что женщины начинают говорить и выступать за свои права?
— БФИ существует достаточно давно, и традиция собираться в кругу союзниц и поддерживать подруга подругу достаточно устоявшаяся. Для активисток очень важно получать моральную поддержку, поэтому мы стараемся проводить встречи для людей, осознавших всю важность этой борьбы и для тех, кому хочется больше узнать о своих правах, найти единомышленниц и соратниц, иногда просто выговориться и понять, что ты не одинока. Одной из основных задач БФИ, является создание безопасной среды для женщин, в которой они могли бы делиться идеями, объединяться и получить поддержку от единомышленниц.
— Как бы Вы объяснили необходимость борьбы против против домогательств на рабочем месте, насилия в семье и жестокого обращения тем, кто стоит в стороне и уверен, что её/его это не касается и не коснётся?
— Дискриминация женщин касается или в какой-то момент коснётся всех. К сожалению, женщины в нашей стране остаются незащищенными, и даже если кому-то кажется, что если она будет играть по правилам (установленным мужчинами), то ее эта проблема обойдет. На деле же иногда оказывается поздно. Общество настолько сильно оправдывает любые, даже преступные, действия мужчин, что чем раньше придет осознание в необходимости укрепления своих прав, чем раньше люди займутся борьбой с дискриминациями и собственным просвящением в сфере прав человека, тем лучше мы все подготовимся и тем проще жертвам дискриминаций станет бороться за свои права и тем менее толерантным по отношению к насильникам станет общество. Игра по патриархальным правилам не гарантирует защиты, она только ограничивает свободу.
— К какому инсайту Вы пришли, выступая против гендерного неравенства?
— Инсайтов очень много и их с каждым днём всё больше, но наверное основные выводы: очень важно беречь себя, выстраивать и отстаивать свои границы; только женщины вправе решать, что нужно женщинам; активизм, марши, митинги, акции очень важны в продвижении повестки; нельзя быть мудрой, женственной и нежной, когда женщин вокруг убивают. Только активное противостояние дискриминациям, активизм, дискуссии на всех уровнях создадут платформу для укрепления прав. Женщины – это половина населения, и если мы все объединимся и встанем на защиту себя самих и других женщин – нас никто не рискнёт обидеть.
— Какие, по-Вашему, несёт последствия для нашего общества в целом неприятие проблемы гендерного неравенства и участившиеся случаи насилия в отношении женщин (девочек)?
— Я не думаю, что случаи участились, скорее они стали чаще предаваться огласке, и это уже шаг на пути к борьбе с неравенством. Дискриминационные практики ведут к деградации общества, из-за них ухудшается уровень жизни населения в целом: государство, в котором половина населения не имеют доступа к базовым правам, неспособно к процветанию, в нем не будет стабильного развития, общество, в котором женщины лишаются качественного образования, доступа к правосудию и защите жизни, здравоохранению, банально доступа к воде и санитарии (слышали, наверное, истории, когда келинкам запрещают мыть руки мылом, в целях экономии), профессиональному развитию, политическому участию – обречено на провал.
Только там, где каждый член общества может развить свой потенциал и иметь настоящую свободу выбора возможно говорить о развитии. У нас любят громко говорить о демографии, о том, что нужно рожать больше детей, дают обещания о всяких соцвыплатах, но при этом не дают доступа к знаниям о планировании семьи, нет доступа к контрацепции и все забывают о демографическом дивиденте – о том, насколько качественной будет жизнь у этих детей. Если мы сейчас не будем бороться с гендерными дискриминациями, откинув все свои страх и предубеждения, то всё больше людей будет вынуждено покидать страну в поисках безопасного места для жизни и более благоприятных условий для личного, творческого и профессионального развития.
— С начала пандемии увеличилось количество женщин, столкнувшихся с домашним насилием и дополнительной психологической нагрузкой, вызванной необходимостью выполнять неоплачиваемую работу по дому и ухаживать за детьми, которые оставались дома, потому что школы не работали. Как бы Вы поддержали их, проявив солидарность?
— Прежде всего, помните, что вы не одни, что нас много, и что вместе – мы сила. Не молчите о своей проблеме, ищите поддержки, объединяйтесь, не терпите, не бойтесь. Очень часто кажется, что никто вас не поймет, но вокруг очень много других женщин, готовых помочь и оказать поддержку. Не проходите мимо ситуаций, когда другой женщине трудно, очень важно объединяться и помогать другим женщинам, показывать всем, что женщины способны постоять за себя и других женщин, способны принять без осуждения и поддержать в тяжелой ситуации. Объединив усилие мы сможем победить насилие. Также очень важно выражать свои требования на мирных маршах, митингах и принимать активное участие в политических процессах, голосовать и баллотироваться, создавать инициативные группы и группы самоподдержки.