На днях Жогорку Кенеш принял Кодекс о детях. Председатель Правления Детского Фонда Кыргызстана, экс-депутат парламента Галина Куликова приветствует принятие Кодекса и отмечает, что новая редакция — это большая веха для страны в подтверждении приверженности к защите прав детей.
Глава Фонда подчеркивает, что документ пересматривает подходы в регулировании установленных и сложившихся правоотношений в области защиты прав детей и направлен на улучшение законодательных механизмов по вопросам обеспечения основных гарантий прав и законных интересов детей.
Она благодарит инициаторов новой редакции Кодекса о детях — депутатов Асель Кодуранову, Наталью Никитенко, Альфию Саммигулину, Ирину Карамушкину, Айсулу Мамашеву, Айнуру Алтыбаеву, Раду Туманбаеву, Мирлана Женчороева и Аиду Касымалиеву, а также членов Рабочей группы, которые на протяжении 4,5 лет детально проработали нормы Кодекса о детях, а главное решили вопрос финансирования. Так, Минфин дал согласие на выделение 101 млн. сомов, начиная с января 2023 года, которые будут направлены на выплату зарплат 770 социальным работникам, а это значит, что как и в ИДН, и в работе с пожилыми людьми, на каждые три тысячи детей будет положен один социальный работник.
Отмечая важность документа, председатель Правления Детского Фонда Кыргызстана Галина Куликова разъясняет основные положения новой редакции Кодекса о детях:
1. Самое главное и долгожданное в новой редакции Кодекса о детях стало введение Социальной службы по защите детей. Ведь на сегодняшний день в республике полностью отсутствует институт профессиональных квалифицированных социальных работников с необходимыми навыками и ресурсами на местном уровне для выявления нуждающихся семей и детей, оказания им помощи, предотвращения насилия, безнадзорности и беспризорности, когда раннее вмешательство может помочь предотвратить разлучение ребенка с семьей или насилие.
А те социальные работники, что имеются, не справляются с нагрузкой, находятся слишком далеко от ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, у них элементарно отсутствуют деньги на транспортные расходы, чтобы выявить, сопровождать и осуществлять мониторинг ситуации ребенка и его семьи.
К примеру, в Кара-Суйском районе на 1 социального работника приходится 58 тыс. детей; В Тюпском районе- 23 тыс.детей.
Социальная служба по защите детей будет непосредственно на местном уровне, на территориях айылных округов вести практическую социальную работу по сопровождению ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации и его семьи на всех этапах, начиная с выявления такого ребенка, заканчивая снятием его с учета.
По аналогии с участковым врачом или участковым инспектором ОВД участковый сотрудник соцслужбы будет вести учет неблагополучных семей, выявлять нужды детей, готовить и исполнять план защиты. Решать вопросы с опекой, фостерной заботой. Тогда и проблемы трудовых мигрантов решатся: решили родители уехать на заработки, попросят передать временно детей в фостерную семью или под временную опеку из числа семей, стоящих в очереди. Зато этот процесс будет подконтрольным, дети не брошены у кого попало. А приёмные и фостерные семьи должны получать за этого ребенка зарплату и помощь от родителей.
2. В Кодексе появились новые понятия, новые термины как: альтернативный уход за ребенком; кейс-менеджмент, Консилиум по защите детей; дети с инвалидностью и др.
—альтернативный уход за ребенком – альтернативный уход за ребенком – это уход за ребенком вне биологической семьи, который предоставляется в формальной и неформальной форме.
Формальная форма альтернативного ухода за ребенком – уход за ребенком, предоставляемый в семейном окружении либо в детских учреждениях альтернативного ухода по официальному решению.
Неформальная форма альтернативного ухода за ребенком – уход за ребенком, предоставляемый в семейном окружении без официального решения.
-кейс-менеджмент — процесс, в котором объединяется оценка, планирование, помощь и поддержка в получении услуг, соответствующих потребностям ребенка, осуществляемый посредством общения и поиска доступных ресурсов для достижения качественных результатов;
3. Пересмотрены нормы об индивидуальном плане по защите ребенка, в который в том числе входят контроль за его исполнением и персональная ответственность.
Это будет способствовать преодолению ребенком и его семьей трудной жизненной ситуации с помощью государства и активизации собственного потенциала ребенка и его семьи.
Комиссия по делам детей преобразуется в Консилиум по защите детей, который будет созываться только по необходимости и работать в качестве консультативного и координационного органа.
Консилиум по защите детей — межведомственное совещание, инициируемое территориальным подразделением уполномоченного органа по защите детей, в случаях, требующих межведомственного взаимодействия, для разработки проекта индивидуального плана защиты ребенка и поддержки его семьи.
(В Консилиум войдут: социальный работник, педиатр, инспектор ИДН, психолог, педагог и т.д).
Не надо пугаться новых терминов: мы должны шагать в ногу со временем и быть в одном диалоговом пространстве со всем миром.
4. Введение статьи 11 “Основные гарантии прав ребенка на социальную поддержку и защиту”, что позволит наряду с детьми – сиротами, детям, родители которых неизвестны, получать равнозначные государственные выплаты и социальную поддержку.
-Родитель(и) или лица их заменяющие, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка. (Наконец-то, четко зафиксирована ответственность родителей за свое чадо!! Не школа, ни какие-то общественные организации, а прежде всего РОДИТЕЛИ!)
-Государство принимает необходимые законодательные, административные, социальные и информационные меры в целях защиты детей от всех форм насилия и эксплуатации.
-Вводится принцип “запрет на телесные наказания как формы дисциплинирования ребенка”.Очень важное дополнение, ибо на сегодняшний день в нашей стране свыше 74% детей страдают от насильственных методов воспитания в семье.
5. Раздел III посвящен защите детей, оставшихся без попечения родителей, где особое внимание уделено вопросам выявления детей, оставшихся без ухода родителей, согласно которой любое лицо выявившее обстоятельства возможной трудной жизненной ситуации ребенка и его семьи обязано незамедлительно передать информацию в любой орган в сфере обеспечения прав и интересов детей или социальную службу по защите детей соответствующей территории.
— Размещение ребенка в интернатное учреждение должно быть только в крайне исключительных случаях, в любых других случаях ребенок должен быть размещен в семейное окружение.
Необходимо постепенно искоренять детские учреждения интернатного типа (сегодня их 144 по Республике) и полностью исключить направление в них детей, а учреждения семейного типа, которые предлагаются в кодексе, не должны превышать количество более 12 детей.
Сегодня интернаты, в том виде, в котором они существуют , изжили себя. Из их стен выходят не приспособленные к жизни люди, своего рода “нахлебники, ”которые привыкли жить на всём готовом, не знающие элементарно сколько стоит булка хлеба, как обиходить себя, потому, что за них это всё уже сделали и решили.
Кстати: предоставление социальных услуг в шесть раз дешевле содержания интернатных учреждений, профессиональная приемная (фостерная) семья — в три раза дешевле, а небольшие дома семейного типа в два раза дешевле, чем большие учреждения интернатного типа.
6. Повышается ответственность родителей — трудовых мигрантов, путем введения для таких граждан дополнительного требования по оформлению нотариально заверенной доверенности.
-Такое положение позволит в том числе повысить ответственность и представителя ребенка, на которого оформлена доверенность, и временных опекунов, в случае если доверенность не была оставлена, что способствует более внимательному и бережному отношению к ребенку. При этом, предусматривается право на получение государственных и социальных выплат ребенку.
В случае если родители не смогли по каким-либо обстоятельствам оформить доверенность, то оформить такую доверенность можно будет в консульском отделе или в учреждении государственной миграционной службы за рубежом.
-Если все же никаких мер со стороны родителей по оформлению доверенности не было предпринято, то территориальное подразделение уполномоченного органа по защите детей наделяется полномочием по инициированию в судебном порядке установление опеки (попечительства) над ребенком.