Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
С границы с Таджикистаном, после некоторого неспокойного затишья, снова пришла трагическая весть о вооруженной стычке, в результате которой погиб еще один кыргызский пограничник. Другой ранен. Казалось были высказаны все аргументы за, ударились по рукам, обнялись, поклялись. Но на границе снова льется кровь.
Даже возможная угроза войны с афганскими талибами не может образумить горячие головы. Что еще нужно сделать, как еще выкрутиться наизнанку, чтобы граница между двумя народами снова стала дружелюбной, как в 17-18 вв., когда бухарцы и кыргызы вместе сообща защищались от джунгарского вторжения? Может быть также поможет напоминание о нашей общей борьбе за возрождение своей государственности?
После победы русской февральской революции 1917 г. туркестанская интеллигенция, разделенная в советской историографии на «пантюркистов» и «панисламистов», предлагали два варианта деколонизации региона. Панисламисты создать республику, в которую вошли бы все мусульманские народы России от Кавказа до Сибири. Пантюркисты — создать автономию тюркских народов Туркестана.
В Коканде в ноябре 1917 г. по горячим следам революции была провозглашена Тюркская автономия, которая приветствовала Советскую власть. Ее власть распространялась на некоторые территории современного Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. Ее архитекторы, главным образом «джадиды» (мусульманские либералы) и партия «Шуро-Исламия» (мусульманские консерваторы) видели республику в составе демократической России.
Первый премьер казах Мустафа Чокаев считал, что полноценной независимости пока не может быть из-за отсутствия подготовленных кадров и других необходимых условий. Она получила наименование «Кокандской автономии» и просуществовала до марта 1918 г., была разгромлена военной силой Советов из Ташкента, настроенных шовинистически. Это привело к возникновению политического движения как «басмачество», последние отголоски которого были подавлены Советами лишь к 40-х гг. ХХ в.
Другая Тюркская автономия «Алаш» была провозглашена в г. Семипалатинск и просуществовала с декабря 1917 г. до весны 1920 г. Она тоже мыслилась как республика в составе демократической федеративной России. На ее месте большевики создали в 1920 г. Киргизскую АССР со столицей в г. Оренбург, обманув алашевцев, что они тоже будут участвовать в строительстве казахской государственности.
В Пишпеке существовал кыргызский филиал партии «Алаш», который активно поддерживал идеи казахских алашевцев. Но после образования Казахской АССР, большевистское руководство республики стало выступать за присоединение кыргызских территорий путем их поглощения. На такое кыргызские алашевцы не согласились. Они были за равноправный союз всех народов Туркестана, а не за поглощение. В результате этого, в 1921 г. бывшие лидеры пишпекских алашевцев (партия была ликвидирована после подавления Беловодского восстания в 1918 г.) Абдыкерим Сыдыков и Ишеналы Арабаев выступили с инициативой образования Кара-Кыргызской Горной области.
Ленин в то время предлагал разделить Туркестан на 3 республики: Киргизию, Узбекию и Туркмению. Под киргизами в то время русские понимали казахов. Этот проект по ряду причин не удался. Но советское руководство поручило более детально изучить этническую карту населения, в результате которого выявились еще 3 крупных этноса: кара-кыргызы, каракалпаки и таджики. С учетом этого и было проведено национально-государственное размежевание Средней Азии.
Вместо Туркестанской АССР, Бухарской НСР и Хивинской НСР были образованы 5 республик и областей: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Кара-Кыргызская АО в составе РСФСР, Каракалпакская АО в составе Казахской АССР и Таджикская АССР в составе Узбекской ССР.
Таким образом, в образовании советской таджикской и каракалпакской государственности большую роль сыграли кыргызские политики, которые своевременно подняли вопрос о возрождении своей национальной государственности и тем самым подстегнули советскую власть лучше изучить этническую карту Средней Азии. Хочу также обратить внимание наших читателей на политическое многообразие среднеазиатских политических партий со своей идеологией, хотя речь идет о событиях вековой давности.
А почему мы молчали раньше? Почему твкие важеые сведкния не знаем. На переговорах надо напомнить, чтобы не забывались.