Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
Как-то раз, я был с ознакомительном визитом в шведском парламенте (Риксдаге), где узнал о парламентаризме очень много нового и интересного. Но больше всего меня поразило то, с какой дотошностью шведские депутаты принимают законы. Не буду говорить о 3-х чтениях и прочих парламентских процедурах и технологиях, которые кыргызские депутаты так до конца не могут понять через десятилетия.
Расскажу о своем впечатлении, возникшем после посещения комитета по финансам. На столе перед каждым депутатом лежали две папки — тоненькая с законопроектом и толстая с заключением. Нам разрешили посмотреть эти документы. Законопроект был в одну страничку, а заключение (там же были и все расчеты) страниц в 500. Замечу, у нас картина полностью наоборот.
Сотрудники Риксдага пояснили, что к законотворчеству надо относиться очень серьезно, ибо каждый закон касается судеб людей, и необходимо посчитать все плюсы и минусы, а также последствия принимаемого закона, чтобы закон не ухудшил ситуацию в стране и не дай бог не привел к трагедии.
Это было в 2004 г. и по возвращении домой я приложил все силы, чтобы навести в законодательной работе должный порядок, усилить ответственность. Но это удалось сделать только в 2007 г., когда в новой Конституции записали норму, что законы в КР принимаются в 3-х чтениях. Но проблему в целом решить так и не удается до сих пор.
К законодательному процессу в КР относятся отвратительно безобразно с первых дней независимости и это стало вредной и неискоренимой привычкой.
Отчасти связываю наши страновые неудачи с этим. Ведь, что такое законы? Это политика. Плохие, непродуманные законы приводят к плохим результатам, к нищете и бедности, социальному расколу, переворотам и революциям, конфликтам, коррупции, безработице, росту преступности, миграции и т.п.
История изобилует негативными примерами, когда те или иные акты ввергали страны в конфликты и трагедии. И уже пора научиться извлекать уроки из этих ошибок.
В июне 1916 г. царь Николай Второй подписал указ, который в конечном счете привел к развалу империи и гибели царской семьи. Туземное население Туркестана и других национальных окраин империи привлекалось к тыловым работам. В это время на фронте произошел Брусиловский прорыв и русские стали готовиться к широкому наступлению против германцев. Потребовались миллионы рабочих рук. Но брать их было неоткуда. Все были давно поставлены под ружье. И под давлением военного министра царь подписал указ, без соответствующей проработки и разъяснения среди населения. И поехало, покатилось.
Непродуманный указ поднял целую глыбу проблем, дремавшие в российском обществе — недоверие к власти, коррупцию, социальную и национальную напряженность и т.д. В первую очередь, этим воспользовались враги империи и местная бюрократия, которая, пользуясь несовершенством закона, стала грабить население и набивать собственные карманы. Освобождение от «повинности» стоило целое состояние от 75 до 300 рублей. Корова в это время стоила 5 рублей.
А Германия и Турция сделали все возможное, чтобы в тылу России открыть «второй фронт». Но фитиль к этой бомбе был подожжен задолго до этих событий премьером Столыпиным, которого считают великим и гениальным реформатором, ставший переселять на окраины империи избыточное крестьянское население из центра страны. Причем, по-варварски и бездумно, путем ограбления местного туземного населения.
Для переселенцев был создан Земельный фонд размером в 10 млн. десятин, изъятые у туркестанцев — последнего колониального приобретения империи. Многие эти земли долго пустовали даже в советское время. Столько лишнего нахапали впрок ретивые чиновники. А каков был результат этой политики? Да, в Кыргызстане появилось несколько новых русских сел. Но одновременно возникла огромная ненависть к русским переселенцам и царскому режиму со стороны местной знати и простолюдинов. Ведь из-за того, что Туркестан был еще слабо интегрирован в империю, русские чиновники долго не решались вовлечь местное население на военную службу. А в условиях войны и «чрезвычайщины» понадеялись на русское «авось» и наделали кучу трагических и роковых ошибок.
Такую же роковую ошибку совершило советское Политбюро, где доминировали престарелые сидельцы, отдавая приказ о военном вторжении в Афганистан, руководители которого обещали построить социализм в глубоко средневековой стране. Идеологически это было заманчиво, но это было сумасшествие, которое ускорило развал СССР. Скоро будет 50 лет афганскому кризису, а конца и края ему не видно. Снова к власти пришли талибы. А причина всему этому — торопливость и необдуманность, безответственность политиков, которые принимают решения.
Трагический указ 1916 г., приведший к гибели империи и катастрофическим последствиям с огромными человеческими жертвами, принимали всего три человека — царь, премьер-министр и по совместительству министр внутренних дел Штюрмер и военный министр Шуваев. Гениями управления или политической мысли их трудно назвать даже с огромной натяжкой. А вот генерал Куропаткин, назначенный губернатором Туркестанского края, приступил к работе с разъяснения населению, что такое «тыловые работы» и что это работа не каторга и будет оплачиваться в размере 1 рубля в месяц (большие по тем временам деньги). Ибо среди населения ходили слухи, что
«тыловиков» разместят между окопами русских и немцев, а служба будет каторжной и пожизненной. Разъяснение резко снизило накал ситуации, но не остановило восстание в Семиречье и Тургайской областях.
Поэтому в основе многих управленческих ошибок и государственных переворотов, неблагополучного экономического, социального, политического и культурного развития Кыргызстана лежат именно эти причины. А «авось», как видите, не всегда помогает.
Сейчас, в который раз, мы снова видим как бюрократия, которая никогда и ни при ком не забывает своих личных интересов и плевать ей на все остальное — президента, общество и государство, штампует сырые решения, последствия которого будет пожинать народ. Президент не может все знать. Этим и пользуются инициаторы реакционных законов.
На ровном месте приняли новый закон об НКО, от которого будут страдать небольшие НКО, абсолютное большинство которых выживают и находятся в сельской глубинке, занимаясь социалкой, благоустройством, обустройством своих хозяйств, ремеслом, производством, поливной водой и т.п. Хотели наказать НКО, которые занимаются правозащитной деятельностью, а их всего по республике около 20-30 из 17 тысяч НКО, а наказали трудяг.
Президенту С.Жапарову, начавшему многие важные и полезные дела, сейчас как никогда нужна широкая поддержка населения, а тут между ним и гражданским обществом снова искусственно создают конфликтную ситуацию. Кому это нужно? Надо создавать между двумя секторами (1-м государством и 3-м — НКО) деловую обстановку. Врагов всегда легко найти.
Думаю, что это не последняя «свинья», которую чиновничество, подкладывает в наш огород. Вот откуда возникают проблемы провалов в экономике, привлечении инвестиций, судебно-правовой реформе, соглашений по Кумтору и т.д. Поэтому в ходе новых реформ, первое, очень актуально пресечь пустопорожнее и вредительское законотворчество, которое тянет страну назад, в нищету, отсталость и средневековье. Во-вторых, и это тоже очень важно, людям надо широко и популярно разъяснять, что делает власть, зачем и почему, и что это в конечном счете нам даст. По моим фейсбучным наблюдениям, удалось понять, что люди за 30 лет независимости, демократии и политики реформ, так и не поняли, что такое «демократия» и для чего она нужна; и что такое «реформы» и ради кого они делаются? В-третьих, в Академии управления, да и в других вузах не помешало бы ввести спецкурсы по демократии и демократическим реформам, чтобы будущие управленцы не были дремучими по этим вопросам.
Вот такие нерадостные получаются наблюдения.