Алмаз Баратов — специально для Elgezit.kg
Выборы в столице прошли, и их результаты для экспертного сообщества неожиданностью не стали. Еще на этапе проведения съездов и конференций было очевидно, какие партобъединения имеют реальные шансы оказаться представленными в горкенеше, а какие участвуют в выборах с целью, не всегда понятной даже им самим.
Когда началась официальная агитационная кампания, тоже стало сразу видно, кто из партий сумел максимально аккумулировать все необходимые ресурсы – финансовые, человеческие, организационные, а кто положился на «авось». То, что, например, многие партии – победители включили в свои списки бывших депутатов горкенеша, при всей критике последних в социальных сетях, на самом деле дало этим партиям немало голосов. Здесь все просто – у тех, кто побывал в депутатах, так или иначе есть связь со своими избирателями. Есть рабочая сетка на местах. Они знают квартальных и домкомов, а те знают их. Они хорошо изучили городские проблемы и могут говорить о них со знанием дела, что немаловажно. Избиратели на многих участках голосовали за конкретных кандидатов и, как следствие, за партию, которую они представляют. Этим же объясняется и феномен партии «Наш народ», ядро которой представлено волонтерами и дружинниками. Бишкекчане хорошо запомнили их в период пандемии и после событий 4 октября, когда город нуждался в защите от мародеров.
Поэтому и проголосовали за них. Плюс, конечно, певица Анжелика.
Вообще составлять партийные списки – это особое искусство. Особенно для ранее нераскрученных партий. Например, НДПК рисковала, включая в свой список Илима Карыпбекова и Гулю Алмамбетову. У обоих есть как своя устойчивая группа поддержки, так и группа ярых противников. Но риск, в итоге, оказался оправданным. Потому что, сразу две ярких медийные персоны в любом случае привлекли внимание к партии.
Немаловажный аспект и грамотная активная и даже агрессивная рекламная кампания. Кого из партий было больше всего в СМИ и социальных сетях, кто, как тот же Нариман Тюлеев, охватил большинство каналов коммуникации, чтобы рассказать избирателям о своей программе и раздать обещания, тот и оказался в результате в «дамках». «Эмгек», «Ак-Бата», НДПК были в ведущих СМИ и социальных сетях практически каждый день в течение месяца. Немного по представленности отставал «Ынтымак», но он тоже регулярно присутствовал в медиа. Сильным ходом стали дебаты между НДПК и «Реформой», с прямой трансляцией в Фейсбуке и на Ютуб. НДПК не побоялась зайти на традиционно лояльную к «Реформе» «территорию» и не смотря на разные комментарии после дебатов, свой «хайп», безусловно, «словила».
Да, выборы — это всегда деньги. Так не только в Кыргызстане, так во всем мире.
Деньги нужны на рекламу в медиа, на агитаторов, на то, чтобы заплатить гонорар политтехнологам и пиарщикам и т.д. Деньги — это ресурс и естественно, что партии, у которых они есть имеют больше шансов, чем те, у которых их нет. Тем более, если в списке нет известных и популярных в масштабах, хотя бы города, персон. И силы свои надо рассчитывать, прежде чем ввязываться в борьбу.
Поэтому претензии ряда партий, не преодолевших не то что семипроцентный, но даже пяти — и четырехпроцентный барьер, и не сумевших обеспечить свое присутствие в избирательной кампании даже парой билбордов, но требующих перевыборы, выглядят, мягко говоря, странными. Причем перевыборы, как заявляют партии — аутсайдеры на своих митингах, должны пройти без партий — «толстосумов». Иными словами, несогласные с итогами, фактически предлагают ранжировать партии по наличию или отсутствию финансов на избирательную кампанию. Есть средства – значит не народная партия. Нет средств – народная. Очень «демократический» и новаторский подход.
Конечно, нарушения на этих выборах в столице были. Были и случаи подкупа, и попытки манипуляций с голосованием вне помещений, и агитация в день голосования и т.д. Но, однозначно, все эти нарушения не были такими масштабными и наглыми, как на выборах в Жогорку Кенеш 4 октября. И конечно, они не могли кардинально повлиять на волеизъявление горожан.
Что касается упреков в использовании административного ресурса, то митингующим партиям стоит напомнить, что партия власти «Ата-Журт Кыргызстан» стала только четвертой. А ведь административным ресурсом может пользоваться только власть, чтобы решать свои задачи в свою пользу, поэтому он и называется – административный.
Наблюдали ли мы в ходе этих выборов в Бишкеке такие хрестоматийные примеры использования административного ресурса, как препятствие под любым предлогом для регистрации партий не аффилированных с властью, или отсутствие доступа к СМИ всем, кроме партии власти или принуждение бюджетников голосовать за партию власти или срывы встреч с избирателями альтернативных кандидатов, или снятие с гонки неугодных партий или кандидатов и т.д.?
Давайте честно скажем, что ничего этого не было.
Выборы были конкурентными и все партии имели равные возможности показать «свой товар», что называется, лицом. И если этот «товар» оказался невостребованным избирателями, то это проблема не власти и не тех, кто победил.
Даже журналисты, отслеживавшие весь ход избирательной кампании, не смогут сходу назвать, например, предвыборные слоганы партий – митинговщиков «Улуу Журт», «Улутман», ДДК, партии коммунистов или социалистической партии Кыргызстана. Трудно вспомнить и с какими предложениями шли эти партии на выборы. Тем более, не сможет это сделать подавляющее большинство бишкекчан. В этом тоже вина власти и партий, прошедших в БГК?
Возможно, новый столичный парламент и не является парламентом мечты. Но таков выбор горожан. И его надо уважать. Если бы было по-другому, то у Центризбиркома митинговали бы не проигравшие партобъединения, а жители Бишкека, считающие, что у них «украли» выборы. А так, все эти мини-митинги и угрозы со стороны партий, не желающих мириться с поражением, поставить палатки, организовать бессрочные акции и тому подобное вызывают только недоумение и даже раздражение. Потому что Бишкек устал от любой, даже незначительной, митинговщины и от политики и хочет стабильности и покоя.
Проигрывать тоже можно по-разному. Пока делать это достойно получается не у всех.