В октябре 2020 года 150 студентов из Кыргызстана получили возможность бесплатно обучаться в венгерских вузах в рамках Соглашения в сфере образования. Документ был подписан в ходе официального визита президента Кыргызстана в Венгрию 28-29 сентября.
В редакцию Elgezit.kg поступило коллективное письмо от участников конкурсного отбора для обучения стипендиальной программы Правительства Венгрии. Ниже публикуем текст его обращения.
По соглашению с Правительством Венгрии Кыргызской Республике были предоставлены бесплатные места на обучение в венгерских вузах. На 2021-2022 учебные годы на бакалавриат, магистратуру и докторантуру было предоставлено 150 мест. С нашей стороны отбором кандидатов и проведением соответствующего конкурса занималось Министерство Образования и Науки КР (далее по тексту – МОиН КР).
Конкурс проводился в три этапа:
- Отбор по показателям успеваемости и уровню знания языка, на основе предоставленных кандидатами документов;
- Тестирование по трем предметам (для соискателей на программы магистратуры и докторантуры — План исследования (research proposal);
- Собеседование.
Однако по итогам конкурса выяснилось, что победители были определены только по результатам третьего этапа конкурсного отбора. Первые два этапа в расчет не брались. О таком механизме определения победителей участникам нигде и никоим образом не сообщалось заранее, это было полной неожиданностью. И в дополнение к этому, при проведении третьего этапа преобладающую роль сыграл субъективный фактор.
Иными словами, знание претендентами английского языка (оценки по тестам TOEFFL или IELTS), полученные по предметным тестам баллы и планы исследований оказались не главными, а решающую роль сыграло личное мнение пятерых человек – членов Организационной комиссии. Она была отобрана МОиН, и в нее вошли:
- Дегенбаев Б.К., Председатель Комиссии
- Карабаев Д.Т.,
- Тажыбай А.,
- Джумабаева М.З.,
- Кобошова Г.К.
Таким образом, возникла абсурдная ситуация, когда кандидаты, набравшие лучшие баллы по результатам тестов, школьной успеваемости и оценкам английского языка (то есть, показавшие лучшие знания), в итоге уступили тем, кто набрал меньшие баллы, хуже знал язык и предметы, но своими ответами больше соответствовал личным требованиям членов комиссии на собеседовании.
Приведем конкретные примеры: кандидаты, набравшие высшие баллы после 2 этапа (2-3 места на бакалавриат социально-гуманитарного и 2 место экономического направления), по итогам собеседования в список рекомендованных кандидатов не прошли. Более того, они с первых мест были перемещены почти на последние.
Также вызывает изумление случай, когда кандидат по магистерской программе, занявший 1 место по техническому направлению по итогам двух первых этапов конкурса, получил на собеседовании низкий балл и не прошел даже в резерв!
Ярким примером предвзятости комиссии может служить то, что одного из кандидатов (имевшего высокие баллы после тестов) спросили, зачем ему в Венгрию, если он и без того учится здесь в хорошем университете? И он тоже не прошел в список рекомендованных. То есть члены комиссии брали на себя ответственность решать за кандидатов, где им учиться.
При этом участники, занимавшие последние места по результатам перед собеседованием, оказались победителями конкурсного отбора. Например, соискатели, занимавшие 28 и 27 места по экономическому направлению (последние), 43 и 49 место по техническому направлению.
Безусловно, такого не должно было быть
Вскоре после подведения итогов конкурса МОиН созвало пресс-конференцию. И по выступлениям на ней сотрудников МОиН и членов Комиссии было явно заметно, что при проведении собеседования не было никаких четких критериев отбора, а только лишь субъективные предпочтения членов комиссии.
Также на пресс-конференции было заявлено, что этап собеседования был введен по требованию венгерской стороны. Но в имеющихся в открытом доступе документах об этом нет никакой информации. Единственное, в Соглашении между нашими странами по этому вопросу написано – кыргызская сторона сама обеспечивает четкие и ясные методы и принципы отбора. Про собеседование там нет и речи.
Критерии оценок на собеседовании не были представлены на сайте МОиН. Члены комиссии на пресс-конференции и в ответах ресурсу kaktus.media заявляли, что проверяли, в частности, уровень знания участниками английского языка, не доверяя результатам предметного тестирования и официальным баллам тестов TOEFL и IELTS[1]. При этом ни один член комиссии не является лингвистом и не имеет права давать оценку владения участником английским языком.
Члены комиссии и Зав.отделом международного сотрудничества и привлечения инвестиций МОиН Ч.Мааткеримова неоднократно упоминали о проверке кандидатов в процессе собеседования на психологическую зрелость, стрессоустойчивость и самостоятельность. При этом никто из членов комиссии не обладает такой компетенцией, чтобы давать профессиональную оценку участникам по этим параметрам, тем более, за каких-то 5-7 минут общения[2].
Но самое главное, что все эти действия осуществлялись организаторами конкурса в полном противоречии с имеющимися в министерстве внутренними нормативными актами, положениями.
На сайте МОиН КР размещены действующие внутренние нормативные акты, регулирующие порядок проведения отбора. В том числе, Положение «Об апелляционной комиссии МОиН» и Регламент МОН КР «О порядке проведения конкурсного отбора граждан Кыргызской Республики для прохождения повышения квалификации, стажировок и обучения в высших образовательных и научных организациях зарубежных государств», утвержденные Приказом МОиН КР от 07.03.2018г. № 269/1.
Никаких других правил отбора (регламента) по программе Stipendium Hungaricum не существует.
И, несмотря на все заверения сотрудников МОиН и членов комиссии, в действующем Регламенте нет ни слова о какой-либо приоритетной и решающей роли собеседования.
Но есть следующее:
4.10. Для выявления победителей составляется ранжированный список участников с суммарным количеством набранных баллов.
4.11. Члены Организационного комитета в случае наличия у претендентов равных баллов на одно место имеют право:
• учитывать личные достижения, социальную уязвимость, региональную принадлежность, выбранную специальность и др.;
• проведения собеседования с кандидатами;
В соответствии с Регламентом, конкурсный отбор должен был быть проведен на основе суммарного количества набранных баллов участниками, а итоги собеседования должны учитываться только в случае, если у претендентов равные баллы. И только после учета всех других факторов: личных достижений кандидата, социальной уязвимости, региональной принадлежности и т.д.
Но ни личные достижения, ни социальная уязвимость конкурсантов комиссией вовсе не учитывались и не рассматривались.
Кроме того, в Положении «Об Апелляционной комиссии МОН КР», в частности, говорится:
5.5. Апелляция подается конкурсантом в день публикации результатов конкурсного отбора и/или на следующий рабочий день после публикации результатов конкурсного испытания на официальном сайте МОН КР.
Но результаты были одновременно обнародованы за полночь 1 марта для кыргызской и венгерской стороны. Тем самым, конкурсантам не была предоставлена возможность воспользоваться законным правом на апелляцию в соответствии с Положением «Об апелляционной комиссии». Более того, согласно указанному Положению, МОиН КР должно было опубликовать итоги конкурса только после решения Апелляционной комиссии.
Зав. отделом международного сотрудничества и привлечения инвестиций МОиН Ч.Мааткеримова вводила в заблуждение родителей участников и участников отбора при их обращении после размещения итогов отбора на сайте МОиН КР, утверждая, что нормативными документами МОиН КР не предусмотрена апелляция.
Таким образом, при проведении конкурсного отбора в вузы Венгрии, МОиН грубейшим образом нарушило свои же внутренние нормативно-правовые документы. И тут уже непонятно, поступили они так по незнанию своих же нормативных документов, или же нарушили их осознанно и целенаправленно?
Бесспорно, конкурсный отбор следовало проводить по существующему Регламенту МОиН КР. То есть, принимать во внимание собеседование лишь в спорных случаях, при наличии у претендентов равных баллов на одно место.
В остальном конкурсный отбор должен был быть проведен на основе суммарного количества набранных кандидатами баллов по итогам двух первых этапов, без учета баллов за собеседование.
Резюмируя вышеизложенное, считаем, что Министерством образования и науки Кыргызской Республики, были грубо нарушены права участников конкурса, нарушены принципы равных прав и возможностей, и самое главное: у комиссии не было никаких законных оснований оценивать участников, тем более основываясь лишь на своих субъективных ощущениях, что дает возможность для коррупционной составляющей.
Фактически, члены комиссии многократно превысили свои полномочия, показали себя некомпетентными, непрофессиональными, с элементами предвзятости, которые имели место и легко могут быть проверены с помощью имеющейся видеозаписи собеседования.
Помимо всего этого, вызывает определенные подозрения в аффилированности тот факт, что Председатель комиссии Б.К.Дегенбаев рекомендовал к поступлению в венгерский вуз соискателя Дегенбаева И., несмотря на то что за первые два этапа у него были низкие баллы (98,19, 43 место). На встрече с представителями участников конкурса и их родителей 10.03.21г. с замминистра МоиН КР и зав. отделом международного сотрудничества Мааткеримовой Ч., им был задан прямой вопрос об этом, однако никакого ответа от них не было.
Отбор на учебу в венгерские вузы является программой, реализуемой в рамках межправительственного Соглашения об экономическом сотрудничестве от 11.07.2017г., где говорится, в т.ч. о сотрудничестве в сферах образования, науки и технологии. И МОиН КР несет ответственность за ее реализацию.
Инициативной группой участников конкурсного отбора и их родителей были подготовлены и направлены письма с освещением данной ситуации в МОиН, и в другие вышестоящие и правоохранительные организации с требованием разобраться в этом ситуации и найти пути ее справедливого разрешения.
Необходимо, чтобы МОиН КР исправило допущенные им незаконные и неправомерные нарушения в проведении конкурсного отбора, и признало определяющими суммарное количество набранных кандидатами баллов по итогам двух первых этапов, без учета баллов за собеседование. Иначе сложившаяся ситуация очень сильно компрометирует кыргызскую сторону, как неспособную организовать справедливый, законный, прозрачный без коррупционной составляющей отбор действительно лучших кандидатов. Также подрывается доверие и престиж самой стипендиальной программы Правительства Венгрии
[1] хотя результаты данных тестов подтверждаются тремя международными независимыми организациями Cambridge ESOL Examinations, Британский совет, IDP: IELTS Australia, и безоговорочно принимаются во всех странах мира.
[2] впрочем, членам этой комиссии никаких специальных знаний и навыков не требовалось, ведь они самоуверенно заявляли, что они «все хорошие психологи», и умеют определять психологическое состояние и зрелость кандидатов «по манерам, по тому, как они сидят и говорят»