Алмаз Баратов специально для Elgezit.kg
Началась активная фаза избирательной кампании в Бишкекский городской кенеш. Партии и кандидаты теперь абсолютно законно могут заниматься агитацией, привлекая голоса избирателей.
Конечно, пока не все достали свои главные козыри, но, как известно, первое впечатление – самое сильное и самое верное.
Первой открыла агитационную кампанию в горкенеш партия клана Салымбековых «Эмгек». Эмгековцы собрались у себя в штабе в полночь с 11-го на 12-е марта. На большом экране был запущен обратный отсчет времени прямо как в новогоднюю ночь.
Но когда часы пробили двенадцать, вместо бокала шампанского и праздничного фейерверка, присутствующих ждало зачитывание списка кандидатов от «Эмгек» бывшим председателем горкенеша Жаныбеком Абировым. Далее ночное мероприятие тоже не потеряло своей серьезности — кандидаты по очереди презентовали разделы программы партии.
Особая гордость «Эмгека», иначе вряд ли бы партия подчеркивала это в своем первом рекламном материале, было то, что все кандидаты «надели футболки и жилеты с символикой парторганизации». Хотя, лучше бы не надевали, потому что своей цветовой гаммой униформа «Эмгек» сразу напомнила партию «Биримдик». В общем, стартовое мероприятие партии произвело странное впечатление. В полночь, в фирменных жилетках и футболках обсуждать как избавить Бишкек от смога и организовать утилизацию твердых бытовых отходов – это, конечно, креатив особого уровня, призванный, видимо, показать избирателю, что хозяева империи «Дордой» готовы трудиться на благо столицы не только днем, но и ночью.
Партия «Ак-Бата», как и следовало ожидать, с первого дня агитации начала активно продвигать в социальных сетях, традиционных медиа и на билбордах главное лицо своей парторганизации экс-мэра Наримана Тюлеева. Судя по первым рекламным материалам партии, компанию она будет проводить, как если бы это была компания по выборам мэра столицы. Поэтому все, как в эпизоде из старого советского фильма для детей «Кортик», где один из главных героев представляя театральную постановку, перечислял тех, кто принимал в ней участие: режиссер — Александр Агуреев, автор сценария – Александр Агуреев, в главной роли – Александр Агуреев.
Видимо, такую же стратегию будет использовать и партия власти «Ата-Журт Кыргызстан», чьим лицом в Бишкеке стал бывший кандидат в президенты Бабур Тольбаев. Предвыборную кампанию партия открыла комментарием Тольбаева, в течение двух минут отвечавшего на вопрос, почему он решил баллотироваться в депутаты горкенеша от партии власти. Много «я» и рассуждений об объединительной миссии, которую Тольбаев то ли сам почему-то решил взвалить на себя, то ли на него взвалили, честно говоря, оставило неприятное послевкусие. И недоумение: «а что сказать-то хотел?»
Партия «Ынтымак» — новичок в избирательном процессе, но с амбициями на партию республиканского значения. Своих кандидатов партия выставила не только на выборах в Бишкеке, но и еще в 13 городах.
Избирательную кампанию «Ынтымак» начала с громкого заявления о том, что она является первой цифровой партией в Кыргызстане. Правда за кадром осталось главное – каким образом «Ынтымак» цифровизировала свои партийные институты. Создана ли партией своя собственная платформа, может быть есть уже свое приложение для внутренних голосований и т.д. Или партия просто через Zoom провела конференцию с кандидатами и после этого решила, что может назвать себя цифровой.
Еще из новичков – партия «Наш народ». Среди кандидатов партии есть волонтеры и дружинники, а еще певица Анжелика. Первые билборды партии сразили бишкекчан наповал. Хитрый панда, напоминающий героя популярного мультфильма, только почем-то в голубо-белой гамме, с надписью: я устал делать лапшу, я люблю кунг — фу! Или билборд с фотографией одного из кандидатов и крупной надписью : нИштатники нам нужны ваши голоса.
Таким сокрушительным креативом новая парторганизация, безусловно, привлекла к себе внимание. Для партии, о которой еще недавно никто ничего не знал, это можно считать удачным началом. Остается привлечь не только внимание, но и голоса избирателей, и не заиграться в провокационный креатив. В противном случае есть большая вероятность повторить судьбу «Бир-Бола» с его «кики-кака-куку».
Неоднозначный пиар-ход решила использовать в начале кампании и партия «Свобода выбора». На билбордах партии размешена фотография трех молодых людей славянской национальности и слоган на двух языках, кыргызском — мен сени кыргыз и русском — я (сердечко, заменяющее глагол «люблю») тебя кыргыз.
От такого сомнительного креатива веет чем-то имперским и колониальным, если не сказать больше.
К новым игрокам на политическом поле можно отнести и партию НДПК. Билборды партии традиционны – фотография кандидатов со слоганом кампании: мы идем на выборы, чтобы вы победили! Стартовое мероприятие НДПК тоже было без креативных кульбитов — кандидаты реально пришли 12 марта на площадь Ала-Тоо с шариками, флагами, как на первомайскую демонстрацию.
Там же, по-видимому, были отсняты и первые промо-ролики НДПК, где партийцы своими словами рассказывали, для чего идут на выборы. Но за всем этим, казалось бы, незатейливым пиаром есть то, что выделяет команду НДПК из общего ряда. Это – искренность. Этим ребятам веришь, они как будто с твоего двора, из твоего подъезда, одним словом, свои. Они говорят простыми словами то, что думают, а не произносят заученные тексты, написанные политтехнологами. В их улыбках нет фальши и игры на камеру. По крайней мере, такое впечатление остается от первой имиджевой рекламы НДПК.
Конечно, возможно, это просто высший пилотаж пиар-команды партии, а на самом деле кандидаты от НДПК не имеют ничего общего с созданными образами, но нужный эмоциональный эффект достигнут. Своих поддерживают, за своих голосуют.
Партия «Реформа» начала свою кампанию символично – с субботника. Этим действием политорганизация, скорее всего, хотела показать избирателям, что она партия не слов, а дел. Кроме того, уборка, очищение от мусора всегда ассоциируется с обновлением, приходом чего-то другого на смену старому и уже отжившему. Так что, стартовое мероприятие «Реформы» полноценно сработало на укрепление ее образа, заложенного в названии.
Первые имиджевые ролики «Реформы», объединенные вопросом «может ли Бишкек?», тоже вполне релевантны.
Из-за нехватки ресурсов в предыдущих двух своих избирательных кампаниях «реформисты» не использовали для рекламы билборды, СМИ и т.д., фокусируясь на социальных сетях. Судя по всему, так же продвигать себя они будут и на этих выборах. Общее впечатление от начала избирательной кампании партии «Реформа» можно описать одним словом – интеллигентно.
Партия Омурбека Бабанова «Республика» начала с презентации своей предвыборной программы. Партия обещает «любить город, любить горожан» и сделать Бишкек городом «тысячи возможностей». Программа, как утверждает партия, «основана на бескомпромиссной и радикальной реформе в столице».
Если бы «Республика» шла на выборы в горкенеш впервые, то такая программа, «во главе угла» которой «партия ставит любовь к каждому жителю столицы и полное презрение к неудобствам, схемам и разваленной системе», возможно и могла бы вдохновить бишкекчан отдать за нее свои голоса. Но «Республика» заседает в горкенеше уже почти 10 лет. Поэтому возникает вполне резонный вопрос – а кто мешал «Республике» все эти долгие годы, которые она провела во власти, «любить горожан и любить город», делать его лучше и бороться с системой? А поскольку внятного ответа на него у «Республики» нет и быть не может, то и начало кампании партии — долгожителя, пытающейся сделать вид, что она только вчера узнала о «муниципальной мафии», вызывает резкое отторжение. Потому что «опять лезут» и опять хотят использовать горожан.
Это от Карыпбекова с Дайырбековым вам искренностью повеяло? 🙂