Насилие в семье является одной из самых острых и распространенных социальных проблем общества. Только в прошлом году 243 миллиона женщин и девочек во всем мире подверглись сексуальному или физическому насилию со стороны своего партнера.
Ранее Ассоциация кризисных центров со ссылкой на собственное исследование сообщала, что в Кыргызстане каждая вторая женщина кроме насилия со стороны супруга, испытывает экономическое или психическое давление. Однако не все женщины, которые подверглись насилию, обращаются в правоохранительные органы.
Редакция Elgezit.kg при поддержке Норвежского Хельсинского Комитета выпустила серию публикаций, посвященных проблеме домашнего насилия. Подводя черту под изучением этой острой и актуальной проблемы, редакция Elgezit.kg организовала онлайн круглый стол с участием людей которые остались неравнодушными к этому вопросу, а также кто непосредственно исследовал эту тему.
Участники:
- Шамиль Ибрагимов, исполнительный директор фонда Сорос
- Наристе Алиева, поэтесса, художница, медиаэксперт
- Олег Бондаренко, координатор проекта «Новая литература Кыргызстана»
- Нуржамал Баратова
- Расул Бердибеков
- Асель Асанова
- Кайрат Мукашов
- Айзат Мергенбаева
- Зауре Халбаева
- Медер Алыбаев
- Гульназ Жоробекова
- Дарина Халмурзаева
- Дмитрий Строев
- Насипкуль Арапбаева
- Александр Тен
- Асель Сыдыкова
Модератор: Спасибо всем, что не остались равнодушными к этой актуальной, злободневной проблеме нашего общества как домашнее насилие. Давайте начнем наше обсуждение. Первый вопрос.
Что на ваш взгляд, поощряет культуру насилия?
Нуржамал Баратова: Культуру насилия порождает патриархат и поощряют (или, как минимум, ничего не делают с ним) мужчины. В контексте Кыргызстана, сама правоохранительная система, состоящая на 90% из мужчин, плодит насилие в своих стенах, когда одни мужчины избивают других и когда эти же мужчины не способны помочь жертвам насилия. У них нет ни знаний, ни проработанных процедур, чтобы кейсы насилия разрешались, а жертва получала квалифицированную помощь. Безнаказанность насилия и экономическая зависимость женщин не дают им возможности защитить себя от мужчин-насильников, чувствовать себя безопасно и вырваться из оков патриархата.
Модератор: Весьма справедливое замечание. А что вы думаете насчет этого Расул?
Расул Бердибаев: Насилие начинается с воспитания, с ситуацией в семье. Насилие, на мой взгляд, рекурсивно. Очень яркий пример — дедовщина в армии. Логика такая: со мной так делали — так следует делать — я тоже так буду делать. Нормализация насилия его поощряет.
Асель Асанова: Хочу обозначить, что наше патриархальное общество всё ещё оправдывает насилие в отношении женщин и детей. Отсутствует закон, который наказывал бы домашних агрессоров. Экономические проблемы (рост безработицы, низкие зарплаты усугубляют положение в семьях). Насилие транслируют по ТВ, в СМИ, насилие в компьютерных играх снижают критичность в отношении агрессивного поведения, появляется даже мода на жестокость. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Кайрат Мукашов: Вообще, думаю, что к насилию склонны люди, которые сами в детстве подверглись насилию. В случае семейного насилия, думаю, что тут роль играет еще и благосостояние в семье, брак по принуждению.
Айзат Мергенбаева: Культуру насилия в нашем обществе поощряет безнаказанность лиц, совершающих насильственные действия, а также отсутствие общественного порицания. Так как в понимании большинства «насилие» — это когда женщина/ребенок находятся чуть ли не при смерти. Избиения, унижающие честь и достоинство слова, ущемление прав, ограничение свободы — все это считается приемлемыми и оправданными мерами воспитания детей и «приструнивания» женщин. Очень часто слышу, как говорят: «она заслужила! язык нужно держать за зубами»… и многое другое, что легализует насилие. Правоохранительные органы не всегда должным образом реагируют на случаи насилия. Когда женщина обращается в милицию с заявлением на мужа/или кого-то другого, то правоохранительные органы вместо рассмотрения, отсылают женщину и говорят, что «нельзя выносить сор из избы». Широко распространены мизогиния и внутренняя мизогиния, стереотипы и патриархальные, которые еще больше способствуют распространению домашнего насилия.
Медер Алыбаев: Возможно, это сборка нескольких элементов и их отсутствие. Бедность, образование, еще что-то. И разные комбинации этих элементов с разной интенсивностью и с разным значением: положительным и отрицательным. Про X фактор — это, наверное, что-то такое глубокое, то, что каждый хочет как-то самореализовываться … и, если нет нормальных возможностей находит выход в насилии.
Гульназ Жоробекова: Насилие поощряет наше воспитание, неосознание себя свободной личностью, недоверие к себе, не ценность себя и неуважение к своему достоинству.
Дмитрий Строев: Копнув очень глубоко, я понял, что каждый из нас поощряет культуру насилия и я и вы, каждый. Ведь в той или иной степени мы подавляем других людей, родители говорят ребёнку. Это правильно, а это нет, не беря в расчёт его точку зрения, ведь он ещё маленький, муж учит жену как надо и как не надо, жена против того, чтобы муж пил пиво с друзьями и т д. Это просто бытовые примеры, но так или иначе, корень всего этого в нас самих. Наши действия или бездействия влекут за собой то, что насилие приемлемо, учителя над учеником, начальника над подчинённым, старшего над младшим, сильного над слабым. Живя в 21-м веке, мы не пытаемся изменить устои средневековья, мы приемлем их. И насилие стало обычным, повседневным атрибутом нашего времени, и это страшно.
Насипкуль Арапбаева: Думаю, культуру насилия поощряет то, что агрессор привыкает к новому уровню насилия. Я против того, чтобы жертв призывали понять, простить и не провоцировать агрессора. «Насильник будет знать, что его жертва терпела, а он не получил за свои действия никакого наказания. Это для него будет значить, что теперь у него есть право продолжать так вести себя дальше, а границ у таких людей, к сожалению, нет…
Александр Тен: Безразличие (моя хата с краю). Часто, когда домашнее насилие у соседей, знакомых и родных или иной вид насилия происходит, то всегда молчат и говорят: это их семья и сами разберутся.
Асель Садыкова: Все начинается с детства. И даже культура насилия. Сколько себя помню, всегда пыталась увернуться, отвернуться, убежать, уйти от поцелуев и объятий неизвестных мне людей. Хотя родители утверждали, что «ну, это же родственники, нужно здороваться, подойди и поцелуй». В итоге неизвестная мне бабулька (которую я вижу в первый раз в жизни) с не самым приятным запахом лезет ко мне с открытым ртом и начинает целовать, щедро оставляя слюни на моем лице. Именно с таких моментов поцелуи и объятья незнакомых людей становятся нормальными, ведь «это родственники» и «нужно проявлять воспитание». Но детей нельзя незнакомым людям целовать. Из-за того, что родители заставляют детей целовать родственников, которых они не знают и видят в самый первый раз, они не умеют правильно выстраивать личные границы, девочки в частности. Если им не нравятся какие-то прикосновения, они не могут об этом сказать, так как в голове есть барьер «надо», «воспитание» и тд.
Бакыт Салиев: Культуру насилия поощряет иерарихические устои в семье, кайнене-келин, положение мужа должно быть выше жены, невестку все родственники мужа считают человеком, на ком можно выместить свое зло.
В большинстве случаев, женщина бесправна в семье, ее воспринимают как слугу, она в семье всем должна и обязана… Еще, зачастую, на женщине ставится больше ответственности за воспитание детей, и дефицит бюджета в семье порождает конфликты, и это несомненно приводит к конфликтам. Ведь женщина больше печется за детей, переживает за их питание, учебу, и когда нет средств, то женщина говорит это мужу, который зачастую не чувствует ответственности.
Вот такое восприятие женщины в семье, порождает культуру насилия.
Дарина Халмурзаева, исполнительный директор фонда Сорос: Внутренняя нереализованность, несостоятельность, необразованность. Думаю, очень важно понимать, что у нас в Кр люди живут бедно, напряженно, можно сказать, на грани выживания, что в последующем и вызвало именно культуру насилия. Человеку очень тяжело справится с эмоциональным своим фоном, и кажется, что единственное, что у него есть это физические способности, ведь «жизненных» способностей нет. Не хватает времени людям подумать о себе! О своих грезах и мечтах, порефлексировать в первую очередь о себе.
Шамиль Ибрагимов: Я думаю очень много моментов поощряет насилие в целом и я думаю это следствие агрессивной среды. Люди не уверены в своей безопасности и агрессия — это как красный цвет у насекомых, превентивная мера, способ защититься, что в свою очередь лишь усиливает эту петлю агрессии. Если говорить о домашнем или гендерном насилии, то поощряется это возможностью уйти от наказания. Наш позавчерашний мэр ударил прилюдно женщину, потом обосновал, что его спровоцировали и все, никакого наказания не понес. Более того, даже предложили пост мэра, правда не на долго. Что с этим делать? Должна быть политика и практика неотвратимости наказания за насилие.
Но тут могут быть системные проблемы. Например, почему милиционеры не хотят регистрировать случаи домашнего насилия? Я уверен для этого есть глубокие регулятивные проблемы. Например, случаи домашнего насилия остается в их отчетности очень часто как незавершенные, они вызывают много мороки для них, но на подобных делах не сделаешь карьеру. Может быть есть указание руководства не регистрировать такие случаи, чтобы не портить статистику. Это надо изучать, находить системные проблемы, почему милиция не реагирует на случаи домашнего насилия и как можно мотивировать их реагировать на это. Тогда мы приблизимся к нашей цели, создание неотвратимости наказания.
Зауре Халбаева: Поощряет многое и разное. Возможно, насилие было обычным делом в семье, в которой вырос тот, кто совершает насильственные действия: отец бил мать, братья и сестры били друг друга. Также могут повлиять на поведение: низкая самооценка, алкоголь, наркотики, проблемы коммуникации, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и детей, физические и психические недостатки.
Олег Бондаренко, координатор проекта «Новая литература Кыргызстана»: Странная формулировка — «культура насилия». По-моему, насилие — это отсутствие какой бы то ни было культуры. Поощряет насилие темнота, невежество, дикость и мракобесие, сидящие в головах, и полное неуважение к другому человеку. Это, с одной стороны. А с другой — слабость и неумение противостоять психологическим матрицам и лекалам, заложенным в детстве: если отец бил маленького сына, то и сын, выросши, должен бить, в свою очередь, кого-нибудь ещё. Здесь нет характера, личности. Настоящая личность принимала бы самостоятельные осмысленные решения, а не механически использовала навязанный опыт. Как марионетка.
Насилие равносильно предательству. По крайней мере, в моих глазах. Предательство не прощают, предать можно только раз, после этого — предателя изгоняют из жизни раз и навсегда. То же и с насильником: после первого же проявления насилия насильника изгоняют из жизни раз и навсегда. Если этого не сделал — ты слабый человек. Так учат щенков: один раз укусил — и сразу получил по зубам, чтоб второй раз неповадно было.
Наристе Алиева, поэтесса, художница, медиаэксперт: Благодарю Всевышнего за то, что я родилась и выросла в семье, где отец со священным трепетом относился ко всему прекрасному. Папа умел ценить красоту и жизнь, он всегда бережно и с любовью относился к маме и к нам, девочкам. Поэтому для меня насилие, в любом его проявлении – это олицетворение абсолютного зла. Насилие над женщинами – это признак невежества, бездуховности и деградации личности. Насилие – это признак бессилия, бесчеловечности и немужественности. Тот, кто культивирует насилие – нелюдь, чудовище, транслирующее в мир разрушение и ненависть. Насилие по отношению к женщинам – это геноцид, проклятие всего своего рода, своего семени, своих детей.
Модератор: Спасибо всемза интересные ответы. Общий вывод которой можно сделать из всего сказанного, что насилие начинается с семейного воспитания, где, возможно, закладывается фундамент для будущего абьюза. Давайте перейдём ко второму вопросу.
К чему может привести замалчивание фактов домашнего насилия?
Нуржамал Баратова: Замалчивание фактов домашнего насилия приводит к тому, что насилия становится больше, и оно остаётся безнаказанным. Жертвы домашнего насилия остаются разрозненными и не объединяются в группы, не осознают, что их опыт может быть не единичным. Когда человек находится в положении жертвы, он_а не способна мыслить трезво и оказать помощь самой себе, прежде всего психологическую. Когда насилие замалчивается создаётся ситуация, в которой такая помощь никому не нужна. Жертвы насилия дальше могут распространять насилие на своих родных или детей, не проработав свои травмы. Но, что еще страшнее, когда безнаказанные агрессоры распространяют насилие на других людей либо становятся еще изощреннее в методах насилия, что может привести к фемициду».
Расул Бердибеков: К тому, что мы и так сейчас имеем — высокому уровню домашнего насилия».
Кайрат Мукашов: К еще большему насилию, плюс к психологической травме детей, я считаю…»
Асель Асанова: К самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью или опасность для жизни».
Айзат Мергенбаева: Замалчивание фактов насилия приводит к увеличению насилия в семьях. Так как насилие в семьях становится обычным делом, как собраться попить чай. А сами насильники и не знают, к чему могут привести их действия. Дети и женщины теряют чувство безопасности и доверия к внешнему миру, потому что им никто не помог, когда они подвергались насилию. В то время, как общество убеждено, что это сугубо личное дело семьи, как выстраивать коммуникацию и выяснять отношения. Из-за отсутствия доверия к правоохранительным органам, которые игнорируют факты домашнего насилия, чтобы защитить себя и своих детей случаются убийства в состоянии аффекта или целях самообороны».
Зауре Халбаева: Тут сложно сказать. Мне кажется, всё зависит от ментального здоровья жертвы. Могут случиться навязчивые воспоминания и сны, повышенная тревожность, скрытность и стремление к одиночеству, снижение эмоциональности, склонность к депрессии и употреблению наркотических средств, немотивированная жестокость, агрессивность, агрессия, направленная на себя, суицидальные тенденции.
Медер Алыбаев: Замалчивание приводит к тому что оно становится все более и более интересным для того, кто к нему прибегает. Те, кто совершает насилие, может попасть в то поле, где показывают насилие, и, увидив насилие в таком ракурсе, где становится не по себе даже насильнику. Это к тому, что прямое говорение о насилии может быть не таким эффективным средством борьбы как то, что может делать искусство, фильмы спектакли картины и так далее. И тут только вопрос насколько может фильм, например, зацепить за душу и произвести впечатление. Увидеть монструозность насилия со стороны.
Гульназ Жоробекова: К психологическим травмам, моральному убийству личности, травма детей психологически, нравственно, и в конце убийству женщины…»
Дарина Халмурзаева: К тому, что само явление как домашнее насилие и его истоки появления не будут сформированы. Чтоб решить данную проблему, нужно понимать ее сущность, без открытого обсуждения, этого не произойдет. Замалчивание фактов может привести к продолжению и увеличению его. В целом такая форма взаимоотношений может привести таким же неадекватным семьям, многим детским травмам, необратимым фактам, как убийство, болезни, тюрьмам…»
Дмитрий Строев: Ну а второй вопрос, я не делю насилие на домашнее и не домашнее.
Насилие может порождать лишь насилие. И ребёнок которого били дома, в семье, скорее всего будет делать так же, и если не физически, то морально.
Замалчивание или огласка, это палка о двух концах».
Насипкуль Арапбаева: Замалчивание приводит к беде и росту как агрессии, так и числа жертв. Проблема домашнего насилия в его жестокости. Личные границы жертвы полностью размываются, после чего и физическое насилие, конечно, воспринимается зачастую, к сожалению, как норма.
Асель Садыкова: Если не говорить о домашнем насилии, об этом никто не будет знать. А если и заявлять о каких-то случаях открыто, то в обществе сразу будет осуждение, возмущение, цокание и обвинение жертвы в случившемся. Будет страшно и неловко делиться тем, что происходит в собственной семье. А как говорят, из избы сор не выносят, может влиять. Поэтому, мне кажется, домашнее насилие происходит тихо и устрашающе. Как бы его нет, но вот оно есть».
Александр Тен: Считаю, получаем детей с отсутствием уверенности, не умеющих любить, антогонистов общества. Женщин, не умеющих социализироваться и не возможностью быть самодостаточной. Зачастую первые и вторые остаются без какого-либо попечительства и поддержки. Решительно считаю, что девочки и мальчики одновременно должны быть информированы о репродуктивном здоровье, планировании семьи, о последствиях ранних браков и в последствии появится стремление получить образование и тогда наверняка получим здоровые семьи и отношения в них.
И задаю себе вопрос: Женщина больше на земле, но ее проблемы так и не решены, и она до сих пор испытывает дискриминацию над собой по половому и гендерному признаку»
Бакыт Салиев: Замалчивание фактов домашнего насилия приводит в ужасающим последствиям: физическим, психическим…К смерти… Это уже полная зависимость от всех. Даже если это насилие психическое, то женщина теряет свою инидивидуальность, она уже как зомби, на поводу мужа, его многочисленных родственников, общественного мнения. Вы знаете, я тоже в селе жила, я тоже думала, что это нормально, относилась к этому, ну значит это и есть наша женская участь…А традиции, основаны на индивидуальных собственных трактовках людей из религии, в угоду себе, в угоду мужчинам. Вот так вот, мне реально очень больно за женщин. И заметьте, это традиции, ни в коем случае это не религи. Ведь традиция дискриминации женщин, есть у почти большинства наций и народов, я считаю традиции лоббированием прав мужчин. Издревле».
Шамиль Ибрагимов, исполнительный директор фонда Сорос: Практика сохранится, останется убежденность, что это нормально, что ударить женщину или ребенка это допустимо. Это подрывает вообще доверие к нашей правоохранительной системе. А охрана порядка и безопасность граждан, это фундаментальная задача государства. Соответственно, замалчивание факторов насилия, в том числе домашнего и гендерного, это подрыв вообще доверия к государству».
Олег Бондаренко, координатор проекта «Новая литература Кыргызстана»: Замалчивание фактов домашнего насилия равносильно согласию с насилием. Хотите насилия — молчите. Соглашайтесь. Принимайте. Вы — слабак. Сами выбрали свой путь».
Модератор: Спасибо большое всем за искренние, развернутые ответы. Хотелось бы от себя добавить, что наиболее распространенными формами насилия в отношении женщин в Кыргызстане являются семейное насилие, а также кража невест, браки по принуждению и ранние браки. Насилию подвергаются женщины, независимо от уровня их образования, экономического и социального статуса, формы брака или возраста.
Специфика оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия связана с существованием в обществе определенных норм и установок, основанных на стереотипном мнении том, что «женщины сами виноваты в насилии, что они сами провоцируют насилие, что женщины должны терпеть все во имя сохранении семьи и имиджа рода».
Вследствие этого, в ситуации кризиса женщины не получают необходимой поддержки и должного внимания со стороны членов семьи, близкого окружения. Другой проблемой является низкая правовая грамотность женщин об их правах, особенно в сельской местности. Но даже если женщина решается защищать свои права, обратившись в правоохранительные органы, из-за отсутствия специальных служб, призванных адекватно реагировать случаи насилия в отношении женщин, эти попытки оборачиваются для женщин ухудшением кризисной ситуации.
Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Это определение соединяет преднамеренность и фактическое совершение акта насилия, независимо от его результата. Включение в определение слов «использование власти» расширяет традиционное понимание природы насильственного акта тем, что включает в понятие насилия действия, источником которых является власть над человеком, то есть угрозы и запугивание.
Кыргызстан является государством – участником CEDAW. Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин неоднократно давал рекомендации Кыргызстану поддержать общественные кризисные центры, выделить им помещения с оплатой коммунальных услуг, однако эти рекомендации не выполняются…В нашей стране для сравнения работает всего 13 общественных кризисных центров и 3 убежища на 5.5 миллионов населения.
До сих пор в Кыргызстане отсутствуют государственные и муниципальные службы по оказанию помощи женщинам, пострадавшим от насилия. Общественные кризисные центры остаются единственным местом, где женщины могут получить необходимую помощь в ситуации насилия. Но мы все надеемся, что в будущем ситуация поменяется к лучшему.
Спасибо всем за участие и за внимание!
Только цифры
- 83% женщин терпят различные формы насилия от своих мужей или партнеров;
- 29% женщин, помимо психологического насилия, периодически подвергаются
- физическому насилию в форме избиения, кидания в нее предметами, запугивания оружием или ножом;
- 38% женщин из числа подвергшихся физическому насилию получают увечья или устойчивое расстройство здоровья;
- 24% женщин вступили в брак путем похищения против воли и остались жить с похитителем, каждая четвертая из числа похищенных в последствие развелась, в том числе из-за жестокого обращения каждая вторая;
- 15% женщин вышли замуж по принуждению родителей;
- Ежегодно от 7,500 до 8,000 женщин обращаются за помощью в кризисные центры Кыргызстана.
Данные «Ассоциации кризисных центров Кыргызстана»