Если думать о государственных интересах

Аналитика,Лента событий,Политика,Статьи 03 Фев 2021 10:53
1 отзыв

Сере Чалканова — специально для Elgezit.kg

Сооронбай Жээнбеков со своей супругой покинул Кыргызстан. Они отправились в малый хадж по приглашению короля Саудовской Аравии. По словам пресс-секретаря экс-президента Толгонай Стамалиевой чета Жээнбековых вернется в Бишкек через десять дней.

В то время, когда бывший глава государства будет поклоняться мусульманским святыням, в Кыргызстане следственные службы ГКНБ и МВД проведут проверку законности применения специальных средств для разгона митингующих 5-6 октября 2020 года. Проверка начата по заявлению пострадавших во время октябрьских событий, требующих от генеральной прокуратуры привлечь Сооронбая Жээнбекова к уголовной ответственности за то, что правоохранительным органам был дан приказ на силовой разгон демонстрантов. Кроме того, пострадавшие, оперативно объединившись в общественное объединение «Героев Октябрьской Народной Революции «Кыргыз Умуту»», требуют лишить Жээнбекова статуса экс-президента.

Без углубления в анализ причин событий октября 2020 года в столице Кыргызстана опять возникает дилемма вокруг одной из основных функций государства – функции охраны правопорядка и права на легитимное насилие.

«Джинн» был выпущен из бутылки еще в 2010 году после известных апрельских событий. Тогда временное правительство действовало исключительно в логике момента, не думая о том, что наносят удар по государству в целом. Ведь под жернова репрессивной «машины» избирательно попали не только некоторые высокопоставленные чиновники, работавшие при Бакиеве, что еще можно было бы объяснить революционной целесообразностью, но и силовики. Людей в погонах судили, фактически, за выполнение присяги, введя в обиход понятие «преступные приказы».

Одновременно, из «апрельских героев», без разбора, политтехнологи режима Атамбаева пытались сделать социальные образцы, используя их как подпорку для собственной власти.

В результате, расплодившиеся объединения родственников «героев» буквально терроризировали общественность, примеряя на себя роль моральных ориентиров. Как только власть перестала их поддерживать, искусственная героизация быстро сошла на нет. Однако, система правоохранительных органов и органов безопасности оправиться от сокрушительного удара не может до сих пор. Поэтому страна наблюдала кой-ташские события, поэтому до сих пор неизвестно, где находятся бывшие главы МВД и ГКНБ, просто покинувшие вверенные им участки в мятежные октябрьские дни, когда обстановка резко обострилась.

Кыргызский политикум в последнее десятилетие чрезмерно увлекается популизмом. Отсюда все эти экзальтированные призывы к силовикам, в том числе и с парламентской  трибуны, не стрелять в свой народ, не выполнять «преступные» приказы и т.д.

Но, где проходит та грань, когда приказы вышестоящего начальства становятся «преступными», а народ превращается в беснующуюся толпу, крушащую все на своем пути. Для многих кыргызских политиков она явно не в уголовном кодексе. Так и хочется предложить всем популистам — «пацифистам» вообще распустить силовые органы в Кыргызстане или убрать из их функционала задачу по предотвращению и нейтрализации массовых беспорядков или разгону несанкционированных акций, да и вообще по наведению общественного порядка.

Кстати, дружинники, как альтернатива милиции, это тоже верная примета утраты государством своих важных функций.

Для примера, в странах развитой демократии, с демонстрантами, нарушающими покой других граждан, правоохранительные органы не церемонятся. Так в Великобритании, согласно первому разделу Закона об общественном порядке, массовыми беспорядками признается событие, в ходе которого 12 и более лиц угрожают применением насилия, не говоря уже о реализации угроз. А критерием беспорядков служит, в том числе и реакция на происходящее прохожих, если поведение демонстрантов «вызывает страх за свою личную безопасность у присутствующего человека с достаточно стойким характером». Кстати, для квалификации массовых беспорядков не принципиально выступали ли участники одновременно или по очереди, а также место действия, пусть это даже частная территория. Виновным грозит до 10 лет лишения свободы.

Федеральный кодекс США квалифицирует как массовые беспорядки нарушение общественного спокойствия с угрозой или применением насилия группой не менее трех участников. Наказание, как за призывы, так и за участие в них, до 5 лет лишения свободы.

В Италии под определение «нежелательное скопление народа» подпадает любое несогласованное собрание, в котором участвуют более 10 человек. Им грозит лишение свободы на срок до 1 года. Кроме того, там любой митинг может быть разогнан с применением водометов и других спецсредств, если его участники осуществляют «надругательство над государственной символикой или глумятся над властями страны», или же митинг перерастает в шествие, причиняющее «урон авторитету государства», в ходе которого «подвергается опасности общественный порядок и может быть нанесен ущерб жителям страны». По закону, «лица, отказавшиеся подчиниться приказу полиции, подвергаются наказанию в виде лишения свободы от 1 месяца до 1 года и обязаны выплатить штраф от 30 до 413 евро».

Во Франции, в соответствии со статьей 431-9 Уголовного кодекса, организация акции на любой общественной улице без заявки является уголовным преступлением. Организаторы акции могут быть заключены под стражу на полгода и обязаны будут выплатить штраф в 7,5 тысячи евро каждый. Так же, если после двух призывов полиции к участникам акции, нарушающей общественный порядок, требование разойтись не будет выполнено, правоохранительные органы имеют право разогнать собравшихся с применением силы. 

Тем, кто продолжает после двух призывов полиции участвовать в акции, грозит уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы на 1 год и штрафом в размере 15 тысяч евро. Если же в данной ситуации участник акции пытается скрыть свое лицо, чтобы его не опознали, он наказывается лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом в размере 45 тысяч евро.

Суров в отношении как участников, так и организаторов массовых беспорядков и Уголовный кодекс Латвии: от трех до двенадцати лет за организацию и от восьми до пятнадцати за участие. 

Кыргызстан пережил три неконституционных смены власти или три революции. После такого опыта сложно начинать уважать закон. Ведь еще вчера было можно, а почему тогда сегодня нельзя. Но нам придется этому научиться. Иначе мы рискуем оказаться в «ловушке переворотов» и окончательно потеряем государство.  Мы опять рискуем выпустить «джинна из бутылки», так и не загнав окончательно его обратно.

Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять. 

Одна мысль о “Если думать о государственных интересах

  1. 111

    Все верно. Сейчас самое главное это не популизировать так называемых «героев революций». Потому что я лично зная пару молодых ребят которые пошли на площядь для митинга в надежде что им заплатят. Подумайте на секунду, они согласны уничтожить правительство ради пару тысяч сомов, то что после переворота упадет экономика и они потеряют больше чем эти пару тысяч они не понимают и им все равно, это результат деградации населения. Силовое решения вопроса через усиленние силовиков у нас не достаточно, гораздо большее даст результат просветительская работа. Просто покажите по гос каналам как в других странах осуждают митинги и попытки захвата власти когда это происходит у них, когда у чужих то это они называют волей народа — лицемерие в чистом виде. Самое главное сейчас развивать человечиский капитал в первую очередь в регионах а не деградировать население через насаждение ислама, идеология в КР должна быть национальная кыргызская идеология а не ислам или «русский мир».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.