В небольшом магазинчике образовалась очередь. Продавец по имени Эльдар терпеливо пытался дождаться, когда покупательница трясущимися и грязными руками сосчитает монетки и протянет необходимую сумму, расплатившись за стаканчик сивухи. Нет, толпа не негодовала: пожилой мужчина лишь участливо вздохнул, молодой парень, охранник из соседнего банка, брезгливо отпрянул от еле волочащей ноги и шатающейся Мээрим. За ней тянулся шлейф из запахов, видно, ночевала опять на теплотрассе…
Мээрим знали все в здешней округе. Безобидная и ненавязчивая, она никогда нагло не стреляла деньги у прохожих, чем располагала к себе. Может, поэтому ей старались подавать или, бывало, сэндвич купят или чего-то другого из съедобного.
Сложно сказать сколько ей лет. Её лицо красноречиво выдаёт, что немало было треволнений в жизни. Известно, что с юга страны. Бывшая воспитанница детского дома. Замуж вышла рано. Перебрались в столицу. Родились дети. Своего жилья не было, только съёмное. Муж взял в аренду машину и начал таксовать. Несколько лет всё складывалось достаточно неплохо, вдруг, как гром среди ясного неба, муж Мээрим просит развода и уходит от неё к другой женщине. Потянуть оплату квартиры в Бишкеке в одиночку она не могла и муж забрал детей к новой жене. Вернуться в родное село Мээрим побоялась из-за, как ей казалось, позора.
С Азретом она познакомилась на пункте приёма вторсырья, где она принимала бутылки и вместо платы могла налить беленькую. Позже поняла, что влюбилась она в бывшего зека. Влюбилась без памяти, обожала, в ногах у него валялась. Он же был зверь. Вместе пили, потом он её бил. Мээрим ничего в своей жизни менять не хотела и не могла. Часто ходила избитая и пряталась от своего «любимого». Ей много раз предлагали зафиксировать побои, обратиться в милицию. Она сперва соглашалась, а потом любовь и страх перевешивали. Однажды Азрет тяжело заболел, потом умер. Если бы не болезнь, есть вероятность, что он убил бы Мээрим.
По статистике, каждое третье убийство совершается в сфере семейно-бытовых отношений, а насильственные действия в той или иной форме происходят в каждой четвертой семье. При этом около 70—90 % женщин, страдающих от домашнего насилия, не обращаются за помощью.
Подвергать насилию партнера могут абсолютно здоровые люди, однако, чаще агрессорами становятся люди нездоровые. Восемь из десяти мужчин, виновных в домашнем насилии, имеют расстройства психики. Это перфекционисты, раздражительные люди, не умеющие контролировать свои импульсы. Алкоголики в состоянии опьянения абсолютно не могут себя контролировать и могут причинить вред не только близким, но и посторонним. То же самое касается и наркоманов.
Статистика гибели женщин от рук мужей и сожителей говорит, что трагическому исходу в большинстве случаев предшествовало рукоприкладство. Просто жертвы насилия не доводили дело до обращения в официальные инстанции. И причина была не только в страхе, что мужчина проявит ответную агрессию, но и в отсутствии финансов.
Если Вы или Ваши знакомые оказались в ситуации домашнего насилия, то обратитесь к следующему плану безопасности:
1. Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
2. Спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы, взяв их, Вы могли быстро покинуть дом в случае опасности.
3. Спрячьте необходимую сумму денег, записную книжку с номерами телефонов, паспорт, документы детей, другие важные бумаги, а также одежду и нужные лекарства в доступном для Вас месте.
4. Заранее договоритесь с родственниками или друзьями о возможности предоставления Вам временного убежища в случае опасности.
5. Постарайтесь уничтожить все возможности, которые помогли бы Вашему обидчику найти Вас (адреса, записные книжки).
6. Заранее узнайте телефоны местных служб, которые могут оказать Вам необходимую поддержку (Кризисный центр, телефон доверия, дежурная часть Вашего отделения милиции).
7. Заранее решите, что из ценных вещей Вы возьмете с собой. В случае острой необходимости их всегда можно будет продать или отдать в залог.
К сожалению, у нас мало, кто заинтересован в защите жертв домашнего насилия даже тогда, когда это позволяет пусть и не самое прогрессивное законодательство. Как говорится, спасение утопающего — дело рук самого утопающего.
В Кыргызстане пока отсутствуют базовые наборы законодательных мер, необходимых для защиты женщин, например, закон о сталкинге (преследовании), в учреждениях не приняты корпоративные кодексы, в котором было бы прописано, что такое харассмент. Кроме того, у нас распространена общественная установка «сама виновата» по отношению к жертвам насилия.
Исследования показали, что огромное большинство женщин, в отношении которых совершено насилие, никогда не обращаются за помощью в соответствующие организации, поэтому данные о насилии, имеющиеся в официальных учреждениях, вероятно, значительно недооценивают истинные масштабы проблемы. Поскольку насилие обычно совершается партнером женщины, зачастую у нее дома, зачастую это считается «частным делом» и не является вопросом для обсуждения, исследования или действия.
В Кыргызстане существует закон о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин, только этого недостаточно, да, и, мало, кто о нём знает…
Когда писался данный материал, автор читал монографию Х. Янсен о причинах насилия в отношении женщин: «Люди часто думают, что бытовое насилие вызвано определенным фактором, например, алкоголем или безработицей. Однако, вероятно, причины более сложны и сочетание этих факторов приводит к насилию в одних семьях, а в других нет. Эти факторы могут также работать на разных уровнях. Сочетание ряда культурных и социальных факторов делает насилие более распространенным в одних условиях, чем в других. К ним относятся культурные нормы, которые диктуют, что мужчины должны быть агрессивными, чтобы доказать свою мужественность; представление о том, что мужья «владеют» своими партнерами и что в обязанности мужчины входит наказание или коррекция поведения их жен».
Неизвестно за что наказывал Мээрим Азрет, но жизнь её совсем пошла по наклонной. Не за что ей цепляться. Детей своих она не видит. Знает, что в новой семье они не прижились и бывший муж отвёз их к своей матери в аил.
У Мээрим нет документов. Она чувствовала себя связанной по рукам и ногам. Азрет постоянно говорил ей: «Ты — пустое место, никто с тобой не будет разговаривать». Она и поверила и совсем о себе, как о человеке, думать перестала. Так бывает, когда не видишь никакого будущего, начинаются пьянки, опускаются руки.
Мээрим приходилось жить на вокзалах и на рынках. Когда у человека нет дома, его тянет ко дну: он не думает, что завтра на работу, поэтому надо пораньше лечь спать. Из жизни с Азретом запомнились лишь побои, разборки и воровство.
По мнению Х. Янсен, с насилием в отношении женщин связаны такие последствия для душевного здоровья как страх, беспокойство, усталость и депрессия. Проблемы со сном и питанием также являются распространенными долгосрочными реакциями. Также была установлена связь между физическим насилием и более высоким уровнем психических проблем, попыток самоубийств и алкогольной зависимости.
Для Мээрим последствием насилия над ней стала сломленная судьба. Судьба женщины, жившей в нелюбви и так и не сумевшей дать любовь своим детям…
Автор: Аскар Атабаев
Иллюстрация: Магеррама Зейналова