Алмаз Баратов специально для Elgezit.kg
Итоги президентских выборов в Кыргызстане были вполне предсказуемыми: шестым президентом страны стал Садыр Жапаров.
Предсказуемой была и реакция на результаты голосования основных конкурентов Жапарова. Впрочем, конкурентами в полном смысле этого слова, за исключением разве что Адахана Мадумарова и еще пары-тройки, назвать политиков, участвующих в выборах, можно весьма условно. Они практически не вели предвыборную кампанию, не открывали штабов в регионах, не нанимали агитаторов, не встречались с электоратом, ограничившись скромной рекламой в социальных сетях и участием в дебатах на государственном канале. В ходе которых, что, кстати, отметили и наблюдатели от ОБСЕ, занимались, в основном, переходом на личности, вместо того, чтобы рассказывать о своих программах. Вообще остались непонятными, как явные, так и скрытые цели большинства претендентов на президентский пост. Стать новыми политическими звездами или заявить о себе больше, чем уже известно общественности, за исключением разве что Бабыржана Тольбаева, не получилось. Предложить обществу свою повестку дня тоже.
Некоторые политики, претендующие на определение «тяжеловесов», умудрились проиграть в голосах даже на своей «малой» родине. Зато всем вместе им удалось сделать президентские выборы конкурентными для мирового сообщества, которое отреагировало на это оперативным признанием их результатов. Так что по итогам, все участники президентской кампании сработали на Садыра Жапарова. Неизвестно, благодарен ли им за это новоизбранный президент, однако факт остается фактом. Но, конечно, секрет победы Садыра Жапарова не в количестве штабов или билбордов и слабых соперниках.
Когда на «волне» октябрьских событий Садыр Жапаров выскочил, как черт из табакерки, сторонним наблюдателям за ситуацией в Кыргызстане было сложно представить, что именно он через пару месяцев займет главную должность в стране. Элиты на Жапарова «не ставили», ведь последние годы он был отрезан напрямую от кыргызской политики, находясь в заключении. Да и о своих президентских амбициях особо не заявлял. Попытка Садыра Жапарова зарегистрироваться кандидатом в президенты на выборах в 2017 году всерьез никем не воспринималась и рассматривалась, скорее, как способ выйти на свободу, воспользовавшись иммунитетом кандидата на пост главы государства.
Экспертам, которые находились внутри, напротив, было очевидно, что рано или поздно на вершине политического небосклона должен будет появиться кто-то типа Садыра Жапарова. Тем более на фоне растущей популярности «Чон Казат», как прообраза благородных разбойников, грабящих богатых в пользу бедных.
Для этого было сразу несколько оснований. В последнее десятилетие резко снизилось качество правящей элиты. Алмазбек Атамбаев возвел в принцип подход к отбору кадров, когда основным стала не компетентность и даже не опыт, а полная лояльность. Она, конечно, была в цене всегда. Но именно при Атамбаеве, лояльность или личная преданность стала основополагающей при попадании во властную обойму. Поэтому во власти был парад малограмотных секретарш, водителей, телохранителей, косноязычных учительниц, «сексалю» и «макале». Поэтому же принципу в преемники был определен и Сооронбай Жээнбеков.
Сам принцип в последствие сыграл с Атамбаевым злую шутку, превратившись в подавляющей массе в обыкновенный конформизм. В результате, общественность, устав от серости власти, начала искать иных героев, которые могли бы изменить ситуацию в стране. Вспомните, как весной 2019 года страна ждала возвращения Омурбека Бабанова. Каждый его пост в социальных сетях становился событием. В аэропорт в назначенный день его ехали встречать автобусами. Бабанов тогда так и не решился вернуться в Кыргызстан, навсегда упустив возможность стать национальным героем и лидером, но потребность в мессии, в спасителе Отечества никуда не делась. Она приняла иные формы на фоне пандемии, особенно в ее пик летом 2020 года, когда граждане остались один на один со своими проблемами, а все государственные институты продемонстрировали свою полную недееспособность. В головах даже самых лояльных к власти именно в тот период Сооронбай Жээнбеков окончательно перестал быть президентом.
Выборы 4 октября стали лишь жирной чертой под уже сделанными выводами. Было наивно полагать, что при существующем авторитете власти, вернее отсутствии этого авторитета, можно будет не заботиться о том, чтобы результаты парламентских выборов получили не только формальную легитимность. Достаточно было не допускать сокрушительной победы «Биримдик» и «Мекеним Кыргызстан» и позволить пройти в парламент еще нескольким партиям и сегодня страна не готовилась бы к инаугурации Садыра Жапарова. Но горе-стратеги из Белого дома не смогли просчитать элементарно на два шага вперед.
Дальнейшие события развивались стремительно. Действующий президент самоустранился, а протестующие по привычному сценарию 2005-го и 2010 годов отправились вызволять из тюрьмы своих «героев». Власть буквально валялась под ногами. Но пока политики – оппозиционеры собирали координационные советы и делили портфели, Садыр Жапаров и Камчибек Ташиев начали реализовывать свой план.
Сейчас уже неважно, какие методы использовал тандем, чтобы захватить власть. Потому что победителей, как известно, не судят. Но они оказались более решительными и даже дерзкими по сравнению со всеми другими группами. Они не опирались на эстетствующее меньшинство и интеллигенцию. Их сторонники не тратили время на дискуссии в социальных сетях. Они приводили в ужас столичных жителей, но на реакцию последних им было наплевать. Они защищали своего Робин Гуда в лице Садыра Жапарова и были настроены более, чем воинственно.
«Не подвел» Жапарова и Ташиева и парламент, в который раз продемонстрировавший свою беспринципность. Тем более, что внятной адекватной альтернативы никто и не предлагал. В общем, как в известной русской поговорке – кто успел, тот и съел. В любой президентской победе есть как стечение объективных обстоятельств, так и почти всегда то, что называется magic, предопределение или судьба, как страны, так и отдельно взятой личности. Чем обернется президентство Жапарова для Кыргызстана и для него самого, сказать однозначно сейчас сложно. Власть, как известно, мало получить или захватить.
Главное, суметь ее удержать…
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.