Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
После первых лет независимости разговоры об этом как-то сами по себе заглохли. А ведь СССР был мощным идеологическим государством, которое выдвинуло и продвигало идею строительства коммунизма во всем мире. Эта идея вдохновляла весь земной шар, а треть его строило или собиралось устроить социализм.
Другим крупнейшим идеологическим государством были США, противопоставившие коммунизму идею прав человека и демократии. После того, как рухнул Советский Союз, США так и остались идеологическим государством, а РФ не смогла предложить миру другую вдохновляющую идеологию. Евразийство это одна из ее попыток.
У нас в первые годы независимости, когда началось строительство политических партий, много говорили об идеологии – государственной, национальной, либеральной, демократической, социалистической и т.п. Видна была воля начать строительство идеологических партий, но потом все дружно прекратилось. После прихода к власти оппозиции в 2010 году, партии стали никакие, одни только названия. Да и партиями то их назвать трудно. Так, клубы по обслуживанию интересов своих хозяев. А своим участием в коррупции, гонениями на правозащитников и свободные СМИ, посадками оппозиционеров, диктаторскими замашками и вовсе дискредитировали идеи демократии и либерализма, под флагами которых пришли к власти. Сейчас этими названиями люди пугают детей. А в Кыргызстане нет ни одной демократической или либеральной партии – партии Свободы, как их называли в свое время.
Интересно все это – почему в стране, где не было свободы, нет партий, борющихся за свободу? А если они и есть, то такие маргинальные как ЛДПР или СДПК? Партии, где любят рынок, набивают карманы, но не верят в свободу и демократию. Вот такая особенность нашей ситуации.
Очевидно, что возрождение страны означает и необходимость возрождения партийных идеологий, идеологических ценностей. Возрождение морали, нравственности, этики. Все это вдруг исчезло, как была установлена диктатура олигархии. В парламенте вообще прекратились разговоры о повышении пенсий, заработных плат для учителей и врачей, строительстве жилья для них, детсадов и яслей, о сиротах, пенсионерах, инвалидах, о снижении цен, налогов, социальных реформах… Из бюджета кормят только прокуроров, судей, силовиков, как-будто свет на них держится. Наверное в надежде, что они придут на помощь, если возникнет еще одна революция. А те уже открыто бросают своих президентов. Своя шкура ближе к телу. А через три дня, когда кипиш заканчивается, как ни в чем не бывало, выходят на работу. А как быть с воинским долгом? Для чего дают клятву о верности конституции и народу Кыргызстана? А как они будут нас защищать в случае войны?
В Кыргызстане, говорят, идет политический процесс. Но что это за процесс без идейной борьбы? Просто болтовня о политике, интриги, торг за теплую должность. А где проекты будущего? Почему на 30-м году независимости у Кыргызстана нет своего плана, своей цели, своих задач, которые нужно выполнять, нет ответственных за исполнение, сроков и сколько финансов на это выделено из бюджета, внешней помощи, грантов и т.п. И как власть или оппозиция собирается выполнять свои обещания перед простым народом, который устал ждать, когда кыргызские политики нажрутся.
Какая методология, какой путь, какая идеология поможет нам выйти на прямую дорогу? Западные эксперты вообще не понимают, что происходит у нас. А мы настолько глубоко ушли в свое историческое прошлое, что нас уже не понимают ни русские, ни даже казахи, с которыми мы вчера еще в альчики играли. Так они далеко ушли от нас! Но вместо того, чтобы показать, как наши минусы превратить в плюсы, мы с отчаянием обреченных вновь и вновь обсуждаем конституцию, форму правления, герб и флаг? Возмущаемся несоблюдением дурацких процедур, которые сами же придумали. И смеялись. Скоро конституционное совещание подойдет к этим вопросам. И снова будем смеяться.
Сегодня одному эксперту из Германии удалось объяснить, что у нас сейчас происходит, сравнивая с Французской революцией. Произошло три революции, которые никак не достигают цели. Сперва ее сделала крупная буржуазия, вторую — средняя, третью сделала мелкая буржуазия и рабочие. Это вроде Парижской коммуны. Он рассмеялся и сказал, теперь все понял.
Говорим о кризисе современных партий, который нас ожидает лет через 100, ибо нет у нас никаких демократических партий, о кризисе парламентаризма, которого у нас тоже еще никогда не было, несем прочую заумную белиберду. Но жизнь от этого лучше не становится.
Давайте вооружим социалистической идеологией правящую партию и пусть она делает реформы. Эта идеология сейчас как никогда востребована, т.к. в пылу строительства рыночной экономики власть совсем забыла о простых людях, о суверене, который влачит жалкое существование. А им пусть оппонируют либералы, коммунисты, националисты. Вместе найдем выход! А если сейчас не опомниться, не сделать этого, в стране всегда будет бардак и революционная ситуация.
Руандийцы после страшного геноцида 80-х гг. образумились и строят успешную страну, делают сейчас невозможное. Страна и народ распрямились, поняли губительность трайбализма, из-за которого за один год было убито около миллиона человек. Каждый пятый. Неужели, чтобы поумнеть нам нужны такие уроки?