Суперпрезидентское правление, цензура, слабый парламент. Что несет нам новый проект Конституции?

Аналитика,Лента событий,Статьи 18 Ноя 2020 14:22
1 отзыв

Семетей АМАНБЕКОВ — главный редактор Elgezit.kg

Вчера, 17 ноября, 80 депутатов Жогорку Кенеша инициировали закон о назначении референдума по внесению изменений в Конституцию. Он вынесен на общественное обсуждение на официальном сайте парламента. Мы попробовали разобрать его текст и узнать, чем он отличается от действующего Основного закона, и что сулит нам новая Конституция.

Преамбула

  • В преамбуле полностью исчез пункт о том, что Конституция направлена на «построение свободного и независимого демократического государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, здоровье, права и свободы«. Также во всем проекте Конституции отсутствует ряд основополагающих прав человека: право на доступ к информации, право на обращение, право на свободный сбор и распространение информации, и нет перечня прав, которые не должны ни в коем случае быть ограничены.
  • В преамбуле также исчез пункт о верховенстве права. Вместо него появился пункт о «стремлении установить верховенство нравственных ценностей и социальной справедливости».
  • В старом тексте упоминались «герои, отдавшие жизнь за свободу народа», теперь же вместо них упоминается «Манас  Великодушный», чьим заветам страна обязана следовать.
  • Вызывает большие вопросы пункт о том, что Конституция защищает права и интересы кыргызов и представителей всех этносов, образующих вместе народ Кыргызстана. Получается, представителей других этносов, например туристов, дипкорпус, гостей страны, которые не образуют народ Кыргызстана, Основной закон страны не защищает?

Народный курултай – параллельный парламент страны?

Сама дефиниция «курултай» означает, что это всенародный орган, для решения важнейших государственных задач. В исторические времена — азиатский аналог европейского парламента. Не совсем ясно, зачем вводить курултай, если в стране уже есть конституционный парламент под названием Жогорку Кенеш, избираемый народом страны? Зачем создавать параллельный коллегиальный орган, который рискует превратиться в еще более послушный, дежурный орган?

Что такое Народный курултай и чем он будет заниматься?

  1. В проекте новой Конституции появился новый «высший, совещательный, консультативный и координирующий орган»– Народный Курултай. Формируется он из «представителей территориальных, профессиональных, общественно-политических, этнокультурных, конфессиональных и научных сообществ».
  2. Основная функция Народного курултая по Конституции – вносить предложения по освобождению от должности министров и председателей госкомитетов правительства. Окончательное решение принимает президент.
  3. Имеет ли право Народный курултай инициировать импичмент или другое недоверие президенту, главе правительства или требовать распустить Жогорку Кенеш, неизвестно. Более расширенные права и обязанности Народного курултая будут прописаны в отдельном конституционном законе.
  4. Также в Конституции прописаны формальные права Народного курултая — вносить предложения президенту по вопросам основных направлений внутренней и внешней политики государства, заслушивать отчеты торага Народного Курултая, президента, торага Жогорку Кенеша;
  5. Планируется, что на местных уровнях будут созданы местные народные курултаи. Например, Народный курултай Иссык-Кульской, Ошской областей и .т.п

Президент КР с самыми широкими полномочиями

По проекту новой Конституции, президент страны обладает абсолютными правами, возглавляет и государство, и исполнительную ветвь власти, назначает практически весь судебный корпус страны. 

  1. Если ранее президент страны избирался на 6 лет и не мог баллотироваться более 1 раза, то, по новой Конституции, президент избирается на 5 лет и не более 2 раз. Но тут есть коллизия. В кыргызской версии проекта Конституции указано, что президентом ДВАЖДЫ не может избираться одно и то же лицо. По закону, оригиналом считается текст на государственном, то есть кыргызском языке.
  2. По новой Конституции президент является главой государства и главой исполнительной власти. Президент определяет состав и структуру правительства. Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнения своих поручений, отменяет акты правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов. Президент имеет право председательствовать на заседании правительства. Для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность правительства будет обеспечиваться администрацией президента. Это означает, что не будет аппарата правительства КР.

По действующей Конституции исполнительную власть возглавляет премьер-министр страны, правительство формирует коалиция большинства в Жогорку Кенеше, глава правительства подотчетен парламенту.

У президента появилось право законодательной инициативы. Ранее это право было лишь у депутатов ЖК КР, народа (не менее 10 тыс подписей) и у правительства КР.

 Кого назначает и освобождает от должности президент?

  • Главу правительства (так теперь называется премьер-министр), его заместителей, министров и председателей государственных комитетов, включая ГКНБ КР, с согласия Жогорку Кенеша;
  • Председателя Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет, и их заместителей с согласия ЖК КР, из числа судей Конституционного и Верховного судов;
  • Генерального прокурора и его заместителей с согласия ЖК КР;
  • Председателя Счетной палаты;
  • Заместителей и членов правления Нацбанка;
  • Всех председателей и судей местных судов по представлению Совета по отбору судей (Ранее председателей местных судов избирали сами судьи);
  • Всех глав дипломатических представительств КР в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях;
  • Всех глав местных государственных администраций;
  • Всех руководителей иных органов исполнительной власти.

Кого президент представляет в Жогорку Кенеш для утверждения:

— Председателя Центризбиркома и одну треть членов ЦИК,
— Председателя Нацбанка,
— Кандидатуры судей Верховного и Конституционного Судов,
— Одну треть членов Счетной Палаты.

На выборах президента 10 января 2021 года новая Конституция действовать не будет

Как известно, президентские выборы назначены на 10 января 2021 года. Но на них нормы новой Конституции распространятся не будут, так как сам проект Основного закона будет проходить народное утверждение в этот же день – 10 января.

Это означает, что президент будет избран 10 января сроком на 6 лет. А в случае принятия новой Конституции, сможет баллотироваться заново.

Напомним, что согласно действующей Конституции, президент не может избираться дважды.

Беззубый парламент — у ЖК осталась лишь законотворческая функция

  • По проекту новой Конституции, Жогорку Кенеш лишился своей главной функции – определять структуру и состав правительства, утверждать ее программы, в том числе общенациональные, принимать решения о недоверии или доверии премьер-министру.

Это был главный элемент парламентаризма в стране, закрепленный в действующей Конституции. Норма хоть и не действовала, так как на практике ключевые решения принимал аппарат президента страны, но формально, теоретически, закрепляла парламентаризм и давала надежду в будущем при избрании сильного, независимого Жогорку Кенеша реализовать принцип парламентаризма в стране.

По старой Конституции правительство формировала коалиция большинства в парламенте – несколько доминирующих в ЖК партий. Теперь ВСЕ полномочия по формированию кабмина, назначению и увольнению премьера отошли преимущественно к президенту и частично к Народному курултаю.

При этом у законодательного органа осталось право лишь давать согласие на формирование правительства главой государства, принимать законы и заслушивать ежегодные послания и выступления президента.

Правительство отныне подотчетно президенту, а не парламенту. 

  • Жогорку Кенеш будет состоять из 90 депутатов, которые будут избираться на 5 лет. По какой системе будут избираться депутаты – мажоритарной (одномандатной), пропорциональной (партийной) или смешанной, будет прописано в отдельном Конституционном законе. По имеющейся информации, будет применена смешанная система, где часть депутатов избирается по одномандатным округам, а часть по партийным спискам.
  • Также из Конституции пропала норма, которая гласит, что депутат Жогорку Кенеша не связан императивным мандатом и отзыв депутата не допускается. Видимо, теперь можно будет отозвать любого неугодного и неудобного депутата…

Зачем нужен Глава правительства?

Остается непонятным, зачем нужен глава правительства (так по проекту называется премьер-министр), если президент возглавляет всю исполнительную власть, вплоть до председательствования? Если ранее состав правительства и премьер-министр избирались коалицией большинства в Жогорку Кенеше, то теперь это делает президент, практически единолично, лишь с согласия парламента. Можно было бы упразднить институт главы правительства, передав функции президенту страны.

В новой Конституции правительству уделены лишь 3 статьи и 12 пунктов, в которых содержатся их права и обязанности. В частности, правительство реализует внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики; разрабатывает республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение и т.п.

Конституционный суд и судебная ветвь власти

  1. По новому проекту Конституции в стране будет возрожден институт Конституционного суда, вместо Конституционной палаты в составе Верховного Суда. 
  2. Еще из интересных поправок — теперь и Конституционный и Верховный суд будут обладать законодательной инициативой в пределах своих полномочий. Ранее законодательная инициатива принадлежала лишь депутатам ЖК КР, народу (не менее 10 тыс подписей) и правительству.
  3. Как было указанно выше, председателей местных судов будет назначать президент, а не сами судьи.

Новая Конституция вводит цензуру и ограничения свободы слова?

Большие споры в интернет-пространстве вызвала статья 23, которая, по мнению пользователей, устанавливает в стране цензуру, которая, кстати, запрещена проектом этой же Конституции.

Статья 23.

1. В Кыргызской Республике запрещаются печатные издания, в том числе издания на электронных носителях, зрелища и общественные мероприятия, противоречащие общепризнанным нравственным ценностям, традициям народов Кыргызстана, а также международным стандартам.

2. Распространение в средствах массовой информации сведений, содержание которых может нанести вред нравственности и культуре народа Кыргызстана, ограничивается или запрещается в соответствии с законом.

Обеспокоенность вызывает, кто и на основании чего будет определять степень нарушения «общепризнанных нравственных ценностей, традиций народа, международных стандартов», а также устанавливать, что такое вред «нравственности и культуре Кыргызстана». И что будет, если ценности народа Кыргызстана и международные стандарты будут взаимоисключающими?

Эта норма сильно напоминает скандальный законопроект о манипулировании, который принял 6-й созыв ЖК. Тогда ряд экспертов, представителей медиасектора и блогеры выступили с резкой критикой законопроекта, обвинив депутатов в попытке создать цензуру в стране.

Выводы

  1. В проекте нового Основного закона наблюдается резкий крен в сторону президентского правления, что нарушает главный конституционный принцип о системе сдержек и противовесов. Никто не сможет выступить сдерживающей силой президентской власти. Вместе с тем появляется персонифицированная ответственность за ситуацию в стране. В случае политического, экономического, медицинского и других кризисов прямую ответственность будет нести глава исполнительной власти – президент КР. 
  2. В Основном законе появился абсолютно неконституционный орган власти – Народный курултай. В последний раз подобный институт законодательно действовал еще в древние времена. Сейчас функции курултая принадлежат народно избираемому Жогорку Кенешу.
  3. Жогорку Кенеш превращается исключительно в законодательный орган, лишаясь представительских функций и рычагов влияния на правительство и программы, проводимые исполнительной властью. Сузился ряд должностей, на назначение которых парламент должен дать согласие.
  4. Глава правительства превращается в номинального министра без портфеля, функции и обязанности которого не ясны.
  5. В новой Конституции есть угрозы естественным правам и свободам человека, свободе слова, СМИ и плюрализму мнений. Многие естественные права и свободы заменены на нравственные принципы и ссылку на традиции народа, что неприемлемо для современного демократического и правового государства.  
  6. В проекте Основного закона произошел откат в судебной реформе. Нарушается принцип независимости судов – президент, лично назначая руководство судов и самих служителей Фемиды, делает суды зависимыми от своей администрации.

Проект нового Основного закона очень напоминает декабрьскую Конституцию 2007 года. В ней также были расширены полномочия президента, состав депутатов в 90 человек, возможность собирать народные курултаи. Но даже в ней, к примеру, исполнительную власть возглавляет премьер-министр, а не президент.

Одна мысль о “Суперпрезидентское правление, цензура, слабый парламент. Что несет нам новый проект Конституции?

  1. Улан Садыков

    Впереди кромешная тьма, … не тот путь выбрал Жапаров, не тот, … народовластие выброшено на свалку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.