Канатбек Азиз, доктор наук, профессор — специально для Elgezit.kg
15 октября 2020 года президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, нацеливаясь на сохранение «целостности страны, единства нашего народа и спокойствие в обществе, подал в отставку. И на это, чтобы мы ни говорили, он имеет конституционное право.
Однако позже, в информационном пространстве стали появляться сообщения о том, что в период действия чрезвычайного положения, глава государства подать в отставку не может. Бесспорно, такое мнение является неверным. Дело в том, что в политической и юридической науках термин «отставка» раскрывается как добровольное прекращение исполнения возложенных на него полномочий, без указания каких-либо причин. В политической практике, может допускаться и то, что президент страны, ссылаясь даже на другие конституционные случаи досрочного прекращения президентских полномочий, может воспользоваться правом на отставку. К примеру, «в связи с невозможностью осуществлять президентские полномочия из-за болезни, я как президент, подаю в отставку».
Примет ли парламент отставку президента в период ЧП?
Возникают вопросы, примет ли парламент отставку президента Сооронбая Жээнбекова, если он подал заявление о досрочном уходе в период чрезвычайного положения? Уверяю примет. И иного выбора у него нет.
Поскольку в соответствии с законом КР «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», заявление главы государства об отставке принимается лишь к сведению, оформляясь протокольно. И в этом случае парламент не выступает его работодателем. Более того, полномочия президента, считаются прекращенными уже с момента подачи им письменного заявления в парламент или с момента публичного заявления, сделанного им самим в любой форме. К примеру, об отставке президента Сооронбая Жээнбекова сообщила СМИ его пресс-служба.
В этом контексте можно вспомнить и отечественный опыт предыдущих лет. Первый президент Кыргызстана Аскар Акаев подал в отставку 2 апреля 2005 года и сделал он это, находясь в городе Москве, в посольстве Кыргызстана, передав свое заявление делегации, состоящей из депутатов нашего парламента.
Или пример с главой государства К.С. Бакиевым, досрочно сложившим президентские полномочия в городе Тараз Республики Казахстан, направивший свое заявление об отставке по телефонному факсу. И такая форма отставки временным правительством была принята.
Если не является достаточным опыт нашей страны, то можно в качестве примеров привести и практику других стран. Так, первый президент России Б.Н. Ельцин заявил о своем уходе по телевидению, во время новогоднего обращения 31 декабря 1999 года. 11 сентября 2009 года подает в отставку президент Молдовы В. Воронин.
Что касается статьи 23 конституционного Закона Кыргызской Республики «О чрезвычайном положении», на которую ссылается Феликс Кулов и другие, то необходимо понять, что отставка президента, никоим образом не предполагает изменений в структуре и функций института президента. Речь в данном случае идет о временном исполнении таких полномочий (функций) другим лицом. Согласиться с политиком можно лишь в том, что назначить выборы ни парламента, ни президента пока будет действовать чрезвычайное положение, будет невозможно. Таким образом, как бы нам не хотелось «удержать» президента (или отменить его заявление), это будет сделать невозможно. Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков считается ушедшим с момента объявления о своей отставке. И парламент сегодня примет это лишь к сведению.
Была ли отставка президента Жээнбекова добровольной?
В обществе задаются вопросы, можно ли считать законным досрочный уход Сооронбая Жээнбекова с поста президента, если заявление об отставке было подано (вероятно) не по своему желанию?
Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к примерам из отечественной и зарубежной практики.
И в первую очередь необходимо вспомнить досрочный уход первого президента Аскара Акаева.
Осознавая, что вернуться в Кыргызстан и продолжить управлять страной фактически будет невозможно, свергнутый, но еще легитимный глава государства А.Акаев дает устное согласие досрочно сложить с себя президентские полномочия, в случае безусловного выполнения норм Конституции страны и закона «О гарантиях деятельности президента КР». А.А. Акаеву и его семье при таком раскладе должна была быть предоставлена государственная охрана, специальная связь, транспортное обслуживание и оплачиваемый из республиканского бюджета аппарат помощников. Причем независимо от того, где он находится.
Аскар Акаев рассчитывал также и на главу IV вышеуказанного закона, именуемую как «Первый Президент КР», где было сказано, что лицо с таким почетным званием, помимо статуса «экс-Президент» обладал и правом абсолютной неприкосновенности. И никакое лицо или государственный орган не могли применить в отношении него какие-либо репрессивные меры.
Вместе с тем, получив от главы государства заверенный государственным нотариусом документ о сложении президентских полномочий, Жогорку Кенеш того созыва принимает решение не выполнять предусмотренные в протоколе для них обязательства. В частности, парламентом было принято решение полностью исключить Главу «О первом Президенте КР» и распространить права экс-президента лишь в пределах территории КР.
Что касается отставки президента К. Бакиева, то его уход тоже был напрямую связан с событиями, произошедшими в Кыргызстане 6-7 апреля 2010 года, а не с собственным желанием президента, когда не было никаких предпосылок для досрочного ухода.
Таким образом, все это очередной раз подтверждает то, что досрочный уход С. Жээнбекова с поста президента является его добровольным личным выбором, связанным с достижением компромисса с «новой» пришедшей властью, как это сделали в свое время, А. Акаев и К. Бакиев, оставившие за собой возможность сохранить статус «экс-президента» и иметь шансы реабилитации своего имени в будущем, уводя при этом угрозу объявления импичмента. Конечно, после получения заявления о досрочном уходе с поста президента, ни А. Акаеву, ни К. Бакиеву статус «экс-президент» не сохранили, но этот вопрос уже другой, но значимый, который будет актуален чуть позже.
Если взять мировой опыт, то, к примеру, появление только самой угрозы объявления импичмента было достаточным для того, чтобы CCCUII-й по счету президент США Р. Никсон и президент Пакистана П. Мушарраф решились подать в отставку. Это было достаточным и для действующего в тот период президента США Б. Обамы, чтобы «выправить» в июле 2014 года свое видение о внешней политике и этим полностью «подчиниться» власти Конгресса США.
И это еще не все. Отречься от президентского «престола» путем подачи в отставку решились в свое время и президент Гондураса – М. Селайя; президент Грузии – Э.А. Шеварднадзе; президент Мали – А.Т. Туре; СССР – М.С. Горбачев; президент Латвии – К. Улманис и многие другие.
Что будет дальше: инаугурация, конституционная реформа или выборы?
Сегодня парламент будет занят повесткой обсуждения отставки С. Жээнбекова и тем, кто будет исполнять полномочия президента Кыргызстана в этот период. Согласно заявлениям, сделанным в СМИ, премьер-министр Садыр Жапаров будет исполнять президентские полномочия до избрания нового. И спикер парламента К. Исаев от такого исполнения добровольно отказался.
Кто бы временно не исполнял президентские полномочия, в обществе возникают вопросы, будет ли проводиться временная инаугурация по такому лицу? Безусловно нет. Дело в том, что конституционное законодательство таких процедур не предусматривает. Во-первых, Конституция Кыргызстана передает исполнение полномочий президента лишь тому или иному субъекту на время. И возложивший на себя такие полномочия не вступает в должность, а исполняет полномочия, предусмотренные Конституцией для этой должности, пока не будет избран новый президент. Оставаясь при этом по своему избранному статусу также спикером парламента или главой кабмина. Ярким этому доказательством является исполнение президентских полномочий в Кыргызстане премьер-министром Кыргызстана К.С. Бакиевым до проведения внеочередных президентских выборов, прошедших в 2005 году 23 июля.
Во-вторых, Конституция Кыргызстана ограничивает и.о. президента страны в конституционных правах. А именно, такое лицо не вправе назначать досрочные выборы в парламент, отправлять правительство в отставку и, самое главное, быть кандидатом на должность главы государства на досрочных президентских выборах.
Исходя из этого, ожидает ли страну конституционная реформа, или ЦИК Кыргызстана самостоятельно объявит парламентские выборы, а парламент (или конституционное законодательство по умолчанию) в свою очередь президентские, покажет лишь время. Но если Кыргызстан пойдет по пути назначения выборов, то законодательство вполне может провести две избирательные кампании в один день. И никаких запретов этому нет.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.