Как остановить процесс саморазрушения кыргызского государства

Аналитика,Лента событий,Статьи 12 Окт 2020 11:39
0 отзывов

Мурат Укушов, заслуженный юрист Кыргызской Республики — специально для Elgezit.kg

Сегодня наша страна проходит, что называется, «по краю» глубокой пропасти. Как и в марте 2005 года — после выборов депутатов Жогорку Кенеша (парламентские выборы у нас превращаются в своего рода «проклятие») — Кыргызстан вновь переживает очередную «революцию». Говорят и пишут, что белорусы, которые протестуют уже почти 2 месяца после президентских выборов, завидуют кыргызам, третий раз за пару-тройку часов прогнавшим своих правителей.

Но стоит ли нам гордиться таким своеобразным «достижением»? Хотим мы этого или нет, но фактически каждая такая «революция» толкает страну к краю пропасти. Не прошло еще и 30 лет со дня утверждения независимости, а на повестке дня уже стоит вопрос о сохранении кыргызской государственности – Кыргызстан так и не стал полноценным государством, постепенно деградирует и может разрушиться вдребезги.

Кыргызстан как одноразовое государство

Кыргызстан сегодня переживает острый и глубокий кризис. Он носит особый характер, поскольку развивается в обстановке системного кризиса: фактического демонтажа протестующими гражданами государственного управления, разрушения правовой системы, надвигающегося полномасштабного финансово-экономического кризиса, государство как никогда ранее находится на грани раскола по региональным признакам. Сегодня государство как таковое находится в состоянии паралича.

Возникнув как продукт международно-признанного демонтажа так называемой «советской империи», а не консолидирующей нацию национально-освободительной борьбы или самостоятельного исторического преемственного развития, Кыргызстан за годы независимости фактически превратился в недееспособное государство – события 4-5 октября тому доказательство. На тридцатом году независимости Кыргызстан оказался у «разбитого корыта: без идейно и духовно сплоченной государствообразующей нации, без государствообразующей идеологии, с деградирующими государственным аппаратом и политическим классом, без традиции использования юридических процедур в случае возникновения споров между властью и обществом, с насквозь «пропитанным» правовым нигилизмом населением.

Известный российский политолог Г.Павловский в начале текущего века выдвинул концепцию «одноразового государства». Основная идея этой концепции заключается в том, что народы постсоветских государств в 1991 году непосредственно не участвовали в создании своих государств. Народ является источником власти в государстве, учреждали государства в 1991 году, точно не народы — это были люди без мандата народа на эти действия. Так сложилось: мы имеем государство de facto. Но в момент сразу после учреждения сложилась политическая нация, которая дальше существует как избиратели, граждане в своей системе государственных институтов, при наличии института власти. После того, как государство учреждено, говорить о народе означает переходить в какое-то другое пространство, сказочное, мифологическое. До учреждения следующего государства.

В промежутках есть граждане, избиратели, — нет никакого народа. Г.Павловский считает, что народ нужен лишь для легитимизации новых вызревающих общественно-политических отношений и сразу после принятия новой Конституции народ как субъект политики перестает существовать. Данную систему взаимосвязанности государства и народа можно считать ключевой идеей концепции «одноразового государства» и для этого есть достаточно оснований.

Развитие кыргызской государственности за годы независимости очень точно подходит под эту концепцию «одноразового государства». Кыргызское государство де-юре образовалось путем принятия депутатами «легендарного парламента» Декларации о государственной независимости 31 августа 1991 года — хотя народ их на это не уполномачивал! Де-факто государство создано в декабре 1991 года после распада СССР. А народ был в первый раз призван на февральском референдуме 1996 года для легитимизации формата государственной власти и общественно–политических отношений путем принятия всенародным голосованием новой редакции Конституции, принятой «легендарным парламентом» в мае 1993 г., т.е. народом, было утверждено учреждение Первой Республики.

Во второй раз народ Кыргызстана был призван на референдум в октябре 2007 года для легитимизации итогов мартовских событий 2005 года – народом было утверждено учреждение Второй Республики.

И наконец, Третья Республика была утверждена народом на референдуме 27 июня 2010 года, тем самым подведя итоги апрельской революции 2010 года. Тогда, как известно, новая государственность также была учреждена группой оппозиционных политиков.

Таким образом, получается за три десятилетия независимости мы уже трижды ликвидировали государство и учреждали новое государство. Сегодня кыргызское общество стоит на пороге учреждения очередного государства. И опять же учреждением нового государства занимаются лица без соответствующего мандата народа — как известно, мандат можно получить лишь на основе всеобщих выборов либо референдума.

Только инстинкт национального самосохранения может спасти кыргызскую государственность

Больно смотреть на то, как сегодня «общественно-политические деятели», среди которых немало абсолютно неподготовленных, зачастую безграмотных и косноязычных людей, не имеющих представления о государстве, праве и законности, при поддержке своей толпы сторонников в очередной раз подталкивают государство к краю пропасти. Получив почти 30 лет назад «на блюдечке» независимость, кыргызам, как государствообразующей нации, представилась уникальная возможность для построения собственного государства, сохранить себя как нацию. Но как мы используем этот исторический дар?

Шанс самим делать историю своего государства выпадает не каждому народу. Мы, кыргызы, должны всегда помнить о том, что до настоящего времени иные народы, например, курды и уйгуры — по численности во много крат превосходящие кыргызов, не имеют своего национального государства. В отличие от многих народов планеты, мы не вели многолетнюю национально-освободительную войну за свою независимость. Эти народы, в отличие от нас, наверняка даже на генетическом уровне знают цену свободе, независимости, национальной государственности. А знаем ли мы эту цену и как относимся к предоставленной самой Судьбой возможности строить собственное государство?

Независимость, если на нее не покушаются другие государства, — это уникальный шанс, выпадающий раз в историю. Ее потенциал может быть либо проигран в борьбе с внешним врагом, либо бездарно израсходован своими силами – как это в очередной раз и происходит с нами в настоящее время. За прошедшие три десятилетия мы так и не сумели построить нормальное, цивилизованное государство – оно как таковое в Кыргызстане отсутствует. Конечно, не всем такая оценка нравится, но как говорится, факты — упрямая вещь.

Наше общество сегодня снова сильно потряхивает от «уличной демократии» с элементами охлократии, влекущие тяжелые экономические, политические и иные последствия. Народ раскрепостился, сокрушение «старых идолов» при низкой политической и правовой культуре способствует массовому отчуждению от «законопослушного поведения», на фоне разложения правоохранительных органов возникает опасная для самого общества иллюзия вседозволенности. Происходит раскол так называемой «политической элиты» по региональным признакам, формально проявляющийся в виде ожесточенных споров в кабинетах и на улице, при поддержке своих сторонников по кандидатурам исполняющего обязанности премьер-министра; по вопросу возможного импичмента действующего главы государства Сооронбая Жээнбекова.

Каковы последствия зыбкости и неопределенности в установлении правового порядка в стране? Это несоблюдение норм Конституции и законов. Например, при выдвижении кандидатуры на должность премьер-министра, членов правительства должны соблюдаться нормы Конституции и конституционного Закона о Правительстве, Закона о государственной службе. Проявляются первичные признаки разложения государственного аппарата, органов местного самоуправления. Многие общественно-политические «деятели» в период смуты занялись своим любимым занятием по рейдерскому захвату государственных и муниципальных должностей и т.д. О независимости судов не может быть и речи – они могут вчера вынести одно решение, а на следующий день – противоположное. Вновь зарождается тенденция к местничеству. Например, сегодня практически невозможно назначить на должность главы местной государственной администрации либо органа местного самоуправления человека не из этого района или региона.

В итоге общественно-политические «деятели» и граждане, общество в целом – в очередной раз «вытирают ноги» о Конституцию и законы государства. Слишком много у нас оказывается желающих продлить губительное безвластие, разрушающее государство, а если удастся подхватить, так сказать, падающую власть, то порулить государством. И какое может быть будущее у такого общества?

Строительство нового государства — общее дело. Сурово осуждая тех, кто стремится и далее продолжить деятельность по разрушению государства, мы должны смотреть в будущее и прилагать все силы, чтобы вывести страну из тяжелого общественно-политического и надвигающегося экономического кризиса. Именно сейчас свое веское слово должен сказать народ Кыргызстана – как носитель суверенитета и единственный источник государственной власти, чтобы это «безумие» не расползлось по стране, и не вызвало гражданского противостояния и разрушения государственности. Причем народ это не те, кто собираются в толпы на площадях и улицах городов и сел, захватывают административные здания, работающие предприятия, в том числе иностранных инвесторов, устраивают погромы. Правовой порядок надо укреплять, с параличом власти пора покончить. Но делать это следует правовыми средствами, строго соблюдая Конституцию и законы.

И на вопрос «что делать», сегодня возможен только один вариант действий: власть обязана обратиться к народу с призывом об объединении усилий для преодоления кризиса государственности. Нужно достучаться до каждого сердца и позвать граждан Кыргызстана на помощь, разбудить национальный инстинкт самосохранения. Государство, как правило, выполняет роль главной мобилизующей силы общества, но также оно всегда опиралось в моменты опасности на патриотический подъем народа. Это ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Сегодня усилий одних правительственных структур для преодоления кризиса недостаточно. Необходимы усилия всего общества в целом и каждого гражданина в отдельности, когда каждый член общества принимает на себя часть заботы о будущем Отечества. Именно патриотическое воодушевление может стать основой сохранения и возрождения Кыргызстана.

Нам нужен единый Кыргызстан. Игры мелкомасштабных политиканов в политику противоречат интересам и воле большинства населения страны. Нам нужна полноценная модернизация государства — политической системы, правоохранительных органов и судов. Нам нужно неуклонно продолжать социально-экономические преобразования, поддерживая все усилия будущей власти в этом направлении.

Всякое общество не застраховано от неурядиц, противоречий, преступлений, конфликтов. Но если законом четко определены разумные правовые границы поведения людей, если созданы и строго соблюдаются демократические процедуры разрешения возникающих коллизий и споров, то и вспыхнувший конфликт вполне может быть  остановлен и предотвращен мирными и законными средствами. Еще более важно вовремя заметить и устранить причины зарождающегося конфликта. Ведь вполне очевидно: если народ бурлит, озлоблен, тяготеет к митингам, конфликтам, значит для этого есть объективные или субъективные причины. А ведь их ни уговорами, ни применением силы не устранишь. Это наглядно показали драматические события последнего времени. Октябрьские события этого года должны стать уроком для власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Внимание: Ваш комментарий будет опубликован после модерации администратором сайта.