В 2019 году Кыргызстан присоединился к Конвенции ООН о правах инвалидов. Для реализации ее основных положений необходимо потратить 6,6 миллиарда сомов. Но расходы были сокращены вдвое в связи с пандемией коронавируса и выпадением из бюджета рекордных 40 миллиардов сомов.
В стране проживает 193 тысячи людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако отдельный алгоритм для голосования ЛОВЗ в условиях пандемии не разработан.
Ни в ЦИК, ни в Минздраве, ни в республиканском штабе не подумали об этом. Сами представители этой категории граждан отмечают: им предписано исполнять свой гражданский долг наравне со всеми по ранее утвержденным Минздравом правилам и пунктам постановления №506. Но оно появилось три года назад, когда в стране не бушевал коронавирус.
ЛОВЗ – находятся в группе риска. Однако никаких дополнительных мер защиты для них не предусмотрено.
К примеру, нет инструкции, как будут обрабатываться лупы и трафареты, поручни и кнопки вызова. Хватит ли масок и перчаток для инвалидов? Как будет регулироваться очередь, где наравне с остальными избирателями, будут и колясочники или те, кто придет на участок на костылях.
На сайте ЦИК вывешен ролик, как должны голосовать ЛОВЗ, но он подготовлен в рамках исполнения постановления №506, а не отдельного алгоритма.
Подавляющий процент собирается в день выборов депутатов Жогорку Кенеша 4 октября прийти на участки. Их по стране развернуто 2 тысячи 462, 44 – за рубежом. К тем, кто будет исполнять свой гражданский долг, не выходя из дома, за день до выборов выезжают члены участковых избирательных комиссий с прозрачной урной. Представители ЛОВЗ напоминают ЦИК и властям, что они такие же граждане, а значит, их права не должны нарушать.
Согласно постановлению ЦИК, все УИК в обязательном порядке должны быть оснащены пандусами, специальными кабинками для голосования и трафаретами Брайля. Вице-мэр Бишкека Алмаз Бакетаев ранее заявлял, что пандусы и поручни на 233 участках в столице должны были появиться к 1 сентября. Не успели.
Между тем, прокуратура продолжает проверку готовности УИК. По предварительным данным, только 85 процентов участков имеют все необходимые приспособления. Там, где нет возможности установить пандусы, вывешены кнопки вызова для колясочников.
Кстати, о пандусах. Представители ЛОВЗ рассказали, что на некоторых участках они расположены под слишком высоким углом, а не под удобным и стандартным наклоном в 5 градусов. Отдельный вопрос с факсимиле и трафаретами Брайля. Те, у кого серьезные проблемы со зрением, подчеркивают – они обязательны. Брать с собой в кабинку сопровождающего запрещено.
«Да, Кыргызстан присоединился к Конвенции защиты прав инвалидов, парламент принял много законов. Но на деле все это не работает. Нужно, чтобы на всех участках были эти трафареты Брайля и факсимиле. Мы же не можем брать с собой сопровождающего, поскольку будет нарушена тайна голосования. Для колясочников нужны нормальные пандусы, а не такие узкие и крутые», — сетует инвалид по зрению Алик Бакиров.
В постановлении ЦИК №506 от 2017 года имеются все эти пункты, где прописано, что необходимо для всех категорий ЛОВЗ.
При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться и в письменной форме либо через сурдопереводчика.
При общении с избирателем, являющимся слепоглухим, рекомендуется общаться через тифлосурдопереводчика.
Если у избирателя нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить у стола для выдачи бюллетеней место для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
Однако люди с инвалидностью сомневаются, что положение ЦИК будет исполнено.
Заместитель председателя Центризбиркома Абдыжапар Бекматов подчеркнул – все необходимые условия для голосования с соблюдением санитарных требований созданы. Людям с ограниченными возможностями здоровья измерят температуру, обработают руки санитайзером и выдадут маски и перчатки. Однако, какие меры безопасности будут приняты для тех, кто вынужден общаться через тифлосурдопереводчик, член ЦИК не указал.
Нет ответа на вопросы: как будут представители УИК общаться со слепоглухонемыми, как предписывает постановление, в письменном формате – ручка должна быть одна или у каждого своя, или, если речь идет о сурдопереводчике, должен ли он быть в маске, где должен находиться на участке? Может ли инвалид по слуху привести с собой человека, умеющего растолковывать язык жестов?
Если представитель ЛОВЗ прибудет на участок с температурой, позволят ли ему проголосовать в кабинке, предусмотренной для остальных избирателей с характерными симптомами? Или для инвалидов будет свое спецпомещение с необходимым метражом и оно также будет дезинфицироваться? На все эти вопросы у ЦИК нет ответов.
Кроме того, не прописано, какие требования предусмотрены к соцработнику и будет ли он дежурить на участках наравне с медиками и милиционерами. Нет схемы передвижения лиц с ограниченными возможностями здоровья внутри помещения.
Получается, что о ЛОВЗ в очередной раз забыли, отнеслись к этой группе граждан небрежно. ЛОВЗ в Кыргызстане по-прежнему чувствуют себя незащищенными и бесправными.