Доктор исторических наук, профессор Зайнидин Курманов — специально для Elgezit.kg
4 октября закончатся парламентские выборы. Президент должен кому то поручить формирование правительства. Но у многих победивших партий, а это давно стало нашей политической традицией, некого выставить на премьера. Зачем тогда они участвуют в выборах? Ведь парламент не только законодательствует, но и формирует правительство, которое предлагает государству и народу ту или иную политику? А у многих наших партий нет программ, а значит они не могут предложить какую-то политику.
Во всем мире премьерами становятся лидеры партий, которые победили на выборах. При двупартийной системе премьером становится лидер победившей партии, при многопартийной, лидер партии, которая получила наибольшее количество мандатов. Последний должен создать в парламенте коалицию большинства, чтобы создать своему правительству нужную поддержку. Как правило, коалиции большинства и меньшинства состоят из партий — единомышленников.
Если нет, то они называются «беспринципными». В Англии при формировании правительства играет большую роль личные связи премьера с кандидатом — дружба, знакомство, коллега и тому подобное, в Германии требование к кандидатам только одно, он должен быть высоким профессионалом. Президент Атамбаев в конце своего президентства плюнул на конституцию и начал сам, как это было до его незадачливых предшественников, формировать свое правительство и по своему усмотрению.
Коалиция большинства перестала играть в политике какую-то роль, из-за чего возник острый конфликт между лидером коалиционного большинства К.Исаевым и президентом Атамбаевым, который закончился посадкой первого. По Конституции президент КР по своему усмотрению может поручить сформировать правительство даже тому лидеру партии, которая набрала наименьшее число мандатов, что, конечно же, несправедливо, но я не говорю неправильно. В итоге формировались коалиционные правительства, которые лишь дважды возглавляли лидеры партий — СДПК А.Атамбаев и «Республика» О.Бабанов.
Все остальные были фактически техническими премьерами, то есть приглашены со стороны. У них не было своей партии в парламенте, а значит и соответствующей поддержки, что очень важно для самостоятельности и политического долголетия премьера, и были избраны благодаря поддержке президента КР или личному авторитету — Джумагулов, Муралиев, Сатыбалдиев, Сариев, Оторбаев, Боронов и другие .Посмотрим теперь на лидеров партий, какие у них позиции, чтобы занять эту высокую и очень ответственную должность. «Мекеним Кыргызстан»: Мирлан Бакиров, экономист, бухгалтер. Был вице-спикером ЖК. Бывший президент Польши Б.Комаровский был спикером (маршалом) верхней палаты сейма. «Кыргызстан»: Канат Исаев, экономист. Был мэром города, губернатором богатейшей Чуйской области, дважды депутатом ЖК, лидером коалиционного большинства ЖК. Отсидел в тюрьме за несговорчивость и дерзость с президентом Атамбаевым, что свидетельствует о наличии у него сильных лидерских качеств, характера. Президенты Нельсон Мандела и Вацлав Гавел тоже прошли суровую тюремную школу.»Бир Бол»: Алтынбек Сулайманов, экономист. Депутат трех созывов ЖК. «Реформа»: Клара Сооронкулова, юрист. Была членом Конституционной палаты, кандидат юридических наук. Вспоминая о том, что иногда в мире президентами становились экс-председатели Конституционного суда, можно сказать, что у нее тоже есть шансы. «Бутун Кыргызстан»: Адахан Мадумаров, историк. Самый титулованный лидер партии. Был дважды депутатом ЖК, вице-премьером, спикером ЖК, государственным секретарем, председателем Совбеза.»Биримдик»: Марат Аманкулов, юрист. Депутат Жогорку Кенеша, дважды депутат Бишкекского горсовета и его спикер. Что такое Бишкек? Бишкек – это 80 процентов экономики страны.»Ыйман Нуру»: Нуржигит Кадырбеков, закончил ОшГУ. Работал в МИД КР. Учился за границей. Был замминистра культуры.
Вспоминая Маргарет Тетчер, которая из замминистра образования выросла в политика мирового масштаба, можно предположить, что у него тоже есть шансы.»Мекенчил»: Камчыбек Ташиев, инженер-химик. Был депутатом Жогорку Кенеша, главой МЧС». Я перечислил только регалии, хотя в расчет должны браться и другие факторы, знание экономики, личные качества, умение работать в команде, психическое состояние и так далее.
Остальных не хочу обидеть, не могу припомнить. Шансы есть у всех политиков. Владимира Путина, Александра Лукашенко, Никола Пашиняна, Михаила Саакашвили и других, когда они пришли в политику, тоже никто не знал. Тем не менее, памятуя о кыргызской политической традиции, все-таки высока вероятность назначения на должность технического премьера. А такой премьер, у которого нет своей партии в ЖК, заведомо будет слаб и зависим от всех. И вся ответственность за дела в стране и реформы снова ляжет, как всегда, на президента КР. Вот такой замкнутый круг. Выйти из него можно, лишь создавая реальные партии с настоящими лидерами, укрепляя качественный состав депутатов, каждый из которых мог бы стать в перспективе министром и премьер-министром. И даже больше.
Но, к сожалению, такие люди на дороге не валяются. Их надо выращивать, растить. Для чего существуют молодежные крылья партий, волонтерство. За годы независимости у нас поменялось свыше 30 премьеров. Это второе место в мире после Италии. Хоть где-то мы впереди планеты всей. Среднестатистический премьер у нас сидел на должности 8 месяцев. Что за это время можно сделать или чем удивить? Маргарет Тэтчер два года своего премьерства ничего не могла сделать со страной, была в отчаянии от неудач, но случился Фолклендский кризис… И тут развернулись во всю мощь дремлющие в ней таланты. И она показала всем «кузькину мать», вдохнув в дряхлеющую Великобританию новые силы и энергию. Пробыла на должности свыше 11 лет и с почетом ушла в отставку в нужный момент. Надо научиться отделять «зерна от плевел». Премьеры у нас все разные. И достижения тоже. Но все они личности и политики «национального масштаба».
Как бы вы ни думали и не хотели. Бывшие премьеры, как правило, становятся президентами. Необходимо более точно и вдумчиво, как немцы, и педантично, как англичане, рационально, как японцы, выбирать и реализовать у нас ту политическую модель, которая будет помогать нам воспроизводить успех, кто бы не пришел к власти. Где все названные и иные безобразия не будут возможны, обрекая страну и народ на выживание, а не развитие.
Редакция ответственности за публикацию не несет и мнение автора может не разделять.