Семетей АМАНБЕКОВ — главный редактор Elgezit.kg
Предвыборная кампания в Жогорку Кенеш КР идет полным ходом, на информационном поле страны кипят агитационные страсти, молодежь и лидеры партий схлестнулись в телевизионных дебатах, кандидаты активно «покоряют» регионы своими лозунгами и обещаниями.
При всем при этом, на нынешних выборах фиксируются рекордное проявление протестного электората и крайне низкая узнаваемость партий. Согласно опросу общественного фонда «Общее дело», месяц назад 82% избирателей Кыргызстана не знали за кого голосовать. Многочисленные независимые опросы в интернет-пространстве также свидетельствуют о том, что несмотря на двухнедельную активную агитацию, избиратели не могут разобраться в новых-старых партиях и сделать свой выбор.
Вместе с тем отмечается крайне низкое качество подготовки политических партий к выборам. Их представители некорректно подают документы в Центризибрком, пропускают дедлайны, баннеры и лозунги кандидатов высмеиваются в соцсетях, поступает масса жалоб на нарушения правил ведения агитации.
Фантастические лозунги вместо стратегий
Особое внимание заслуживают программы политических партий. Во-первых, практически у всех политорганизаций отсутствуют стратегические планы развития страны на ближайшие 5 лет, подкрепленные экспертными мнениями, реальными цифрами, механизмами, аналитикой и алгоритмами конкретных действий. Партии, присвоив функции правительства, органов местного самоуправления, силовых структур и даже суда, соревнуются в раздаче популистских, заведомо невыполнимых обещаний. Одни обещают построить крупные энергетические и промышленные объекты, вторые — упразднить конституционные институты власти, третьи — в десятки раз поднять социальные выплаты и т.д. При этом ни одна партия не удосужилась объяснить, за счет каких средств это будет сделано.
Складывается впечатление, что многие партии будто не знают о первичном правовом предназначении Жогорку Кенеша, которое заключается в реализации законотворческих и представительских функций. В программах большинства партий отсутствуют планы о законодательных инициативах, о кадровых требованиях к будущему правительству, стратегические и секторальные планы по выводу страны из глубокого экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Политические аналитики отмечают, что на текущих выборах, как никогда в Кыргызстане, нивелировался институт выборов, а политические партии стали банальным объединением людей с финансовыми, административными ресурсами для достижения личных целей.
Партии без истории и поддержки широких слоев общества
Исторически так сложилось, что в Кыргызстане практически отсутствовала партийная система. В советское время в Киргизской ССР была однопартийная система во главе с Компартией. Поэтому можно сказать, что в истории суверенного Кыргызстана процесс многопартийного строительства был для нас явлением абсолютно новым. И конечно это не могло не сказаться на его качестве.
Поэтому на сегодняшний момент практически все партии в Кыргызстане оказались ориентированными не столько на выполнение типичных функций посредника между государством и гражданским обществом, сколько на поддержание межэлитных связей.
Подавляющее большинство наших партий создавалось сверху, без опоры на гражданское общество и народные массы. Поэтому изначально они не отражали интересы широких слоев общества, а в основе своей представляли собой небольшие группы из числа представителей политической элиты.
Многие фавориты нынешней гонки – партии, которые были созданы накануне выборов и до этого не были замечены в работе с электоратом. Партии не имеют ни исторических лидеров, ни платформы, ни устойчивых планов и программ.
Также многие партии не подпадают под классическое политологическое разделение – левые, центристы, правые. Сами лидеры партий зачастую не знают, за какие идеалы они борются, какую часть населения они представляют. Формальные вывески и декларативные лозунги, такие как социал-демократия, социализм, либерализм, демократический социализм и прочее не имеют ничего общего с классической дефиницией этих слов. В лагере у социалистов есть олигархи, у либералов – сторонники диктатуры, у правых партий – коммунисты…
Когда мы говорим партия, мы подразумеваем…
Эти знаменитые строки Маяковского были актуальны для Кыргызстана не только в эпоху социализма, но и во время суверенного становления страны. Узнаваемость и успех партии зависел исключительно от партийных боссов, их создателей и вдохновителей. Яркий пример СДПК, которая во время президентства Атамбаева, считалась ведущей партией страны. Как только бывший президент попал за решетку, СДПК фактически перестала существовать.
Другим примером персонифицированного восприятия партии можно считать «Ата Мекен», которую твердо символизируют с ее многолетним лидером Омурбеком Текебаевым, даже несмотря на то, что он не идет на грядущие выборы в списках партии. Без своих лидеров померкли «Республика» и « Ата-Журт».
Особенность нынешних выборов в том, что у партий даже нет ярких, харизматичных лидеров, которые могли бы за собой увлечь народ. Фамилии многих лидеров партий избиратели слышат впервые. Молодежные лидеры партий разочаровывают на дебатах, демонстрируя не только профессиональный нигилизм, но и элементарное чувство уважения к оппонентам.
Олигархи, криминал и лидеры кланов
Партии новейшей формации превратились в элитные бизнес-клубы, где путем взаимовыгодного договора собираются коррупционные олигархи, высокопоставленные чиновники, представители крупного бизнеса, представители криминального мира, лидеры крупнейших региональных кланов.
При этом первая десятка (двадцатка) кандидатов в депутаты формируется не на основе идеологических воззрений, профессионализма или политической позиции, а в большинстве случаев, исходя из личного вклада в финансирование партии.
Можно лишь представить, что произойдет, когда эти «бизнес-клубы» пройдут в Жогорку Кенеш. В результате, вместо качественного, профессионального состава парламента, который должен защищать интересы народа и государства, мы получим олигархию. И все лозунги и платформы, заявленные партиями, будут успешно забыты, а в парламенте будут защищаться лишь бизнес-интересы депутатов.
Установив монополию в Жогорку Кенеше, они будут навязывать государству и обществу свои желания, лоббировать выгодные им законы, защищать, укреплять и развивать свои бизнес-империи. Так, одна из олигархических партий не выполнила и 20% своих предвыборных обещаний 2015 года.
Самое страшное, что подобный сценарий вполне реален. Народ, который правительство оставило наедине с коронавирусом, а потом и экономическим кризисом, сейчас остро нуждается в деньгах. И может в порыве отчаяния продать свой голос олигархам. Но нужно понимать, что, продаваясь за копейки сейчас, мы продаем будущее собственных детей, будущее страны. Поэтому нужно голосовать сердцем.