Чолпон Ногойбаева — специально для Elgezit.kg
Принятый парламентом Кыргызстана 25 июня закон «О манипулировании информацией» находится на подписи у президента КР.
Безусловно, главе государства направили служебные записки, экспертизы и заключения, которые обосновывают необходимость принятия закона. Однако, пандемия коронавируса принципиально изменила ситуацию в стране, превратив относительно свободный интернет в один из основных инструментов мобилизации и самоорганизации граждан, без которых государство не сможет справиться с пандемией и ее последствиями. Принятие и реализация закона «О манипулировании информацией» в таких условиях станет невыполнимой миссией для системы государственного управления и увеличит риски не справиться с еще более тяжелыми последствиями пандемии для населения.
Уже несколько недель социальные сети и независимые интернет ресурсы в Кыргызстане являются не только каналами коммуникаций. Благодаря интернету, жители Кыргызстана сумели мобилизоваться для выживания в первой волне пандемии, унесшей жизни сотен людей и поставившей под угрозу здоровье тысяч. Используя интернет, граждане сумели самоорганизоваться, чтобы оказывать помощь друг другу, медицинским работникам, учреждениям здравоохранения и, в конечном счете, государству выполнить его обязанности.
Более того, посредством интернета население взяло на себя бремя оказания государственных услуг :
По медицинскому обслуживанию
- врачи на добровольной основе, без оплаты консультируют население он-лайн;
- медицинские сестры, благодаря информации в социальных сетях и мессенджерах, проводят процедуры на дому, поскольку стационары не вмещают такое количество больных;
- происходит аренда медицинского оборудования при проблемах с дыханием, поскольку скорая медицинская помощь не справляется с таким потоком обращений до 5 тысяч в день в Бишкеке;
- добровольцы, выполняя функцию скорой медицинской помощи, доставляют больных в стационары
- они же обеспечивают больных и врачей питанием
- люди в соц сетях и мессенджерах отдают другим свои «очереди» на компьютерную томографию и рентген
По обеспечению лекарственными препаратами и средствами индивидуальной защиты:
- люди в социальных сетях распространяют информацию о том, где по приемлемым ценам можно купить необходимые лекарства
- волонтеры доставляют лекарственные препараты тем, кто не может сам добраться до аптек и стоять в очередях
- жители безвозмездно передают медикам средства индивидуальной защиты
- кыргызстанцы из-за рубежа отправляют лекарственные препараты в Кыргызстан, потому что этих лекарств в стране нет или фармацевтические кампании настолько взвинтили цены, что лекарства стали недоступны
Самоорганизация кыргызстанцев вызывает обоснованное восхищение у граждан других стран, и в этом феномене патриотизма ключевую роль играет свободный интернет, над которым хотят установить контроль сторонники закона «О манипулировании информацией». Без свободы в интернете способность жителей страны к самопомощи значительно сократится, сузившись до одного села или квартала, дома, что кратно сократит шансы людей на здоровье и жизнь.
Что может сделать государство в ситуации пандемии
Невозможно справиться с пандемией в Кыргызстане авторитарными способами управления. И дело не в свободолюбии граждан Кыргызстана, этот фактор имеет значение, но для другого, например, для сменяемости политических фигур на властном Олимпе. Дело в том, что авторитарные методы решения проблем такого масштаба требуют очень больших институциональных, карательных, финансовых, пропагандистских и иных ресурсов, которых нет и не было у независимого Кыргызстана.
Нужна коммунистическая партия Китая, китайская армия и полиция, индустриальная/постиндустриальная экономика, зомби-ящик, как у бывшей метрополии, низкая мобильность населения и многое другое. Собственного карательного потенциала нашего государства тоже, к счастью, недостаточно, и хочется верить, что до введения воинских подразделений иностранных государств или так называемых «зеленых человечков» дело в Кыргызстане никогда не дойдет.
В реалиях Кыргызстана государство также не сможет справиться с пандемией и ее социально-экономическими последствиями демократическими способами, как например в странах Европейского Союза, когда населению, оказавшемуся без работы, выплачивают государственные пособия; бизнесу дают компенсации и налоговые каникулы; вводят стимулирующие меры, например, премии социальным работникам, ухаживающим за больными на дому или доплату из государственного бюджета при покупке товаров длительного пользования. Нет у Кыргызстана возможности получить адекватную поддержку от Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принципиально отличающегося от Европейского Союза, учредившего восстановительный фонд для стран участниц. Первыми финансовую поддержку от этого фонда получат наиболее пострадавшие Италия и Испании, затем на очереди Польша, Франция, Греция, Румыния, Германия, Португалия, Чехия и другие страны. Испания обратилась в восстановительный фонд ЕС за финансовой помощью в размере 11% от собственного ВВП.
У нашего государства есть единственный путь – это комбинация минимальной государственной поддержки и самоорганизация населения, которое само себе помогает, ищет и находит способы выживания в пандемии.
Это то, что сейчас уже происходит. То, что позволит выжить и гражданам, и государству. Если и когда государство руками президента ограничит свободу интернета, который является главным коммуникационным каналом населения для само выживания, то последствия Ковид/пневмонии будут еще более разрушительными. Кыргызстан уже сейчас имеет самые плохие показатели среди четырех пост-советских стран Центральной Азии. Процент заболевшего населения у нас выше, чем в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане. Процент выздоровевших у нас ниже по сравнению с этими же странами. Смертность у нас тоже выше, чем у соседей.
Необходимо перестать имитировать «сильную власть», использовать административное давление на медиков, ограничивать волонтеров, пытаться контролировать каналы распространения информации. Это заведомо проигрышная стратегия, потому что сейчас свободный интернет – это союзник президента и государства в целом.
Не стоит бояться критики в социальных сетях и на ресурсах независимых медиа, какой бы жесткой эта критика ни была. Публичная критика губительна только для жестко авторитарных режимов, где «эффект домино» срабатывает от демонстрации «слабости» власти. В Кыргызстане власть держится не на сверх централизованной системе власти и управления, которую символизирует персона президента, а на негласном договоре политических групп. Эти группы поддерживаются социальными институтами, обладают финансовым капиталом, внешнеполитической поддержкой и потенциалом договороспособности.
Губительно критиковать население, которое не доверяет государству, правительству, депутатам, чиновникам различного уровня, и предпочитает получать информацию от родственников, друзей и знакомых. Ошибочно грозить медикам или лишать информации платформы волонтеров. Доверие к государственным информационным ресурсам от этого не увеличится, лишь возрастет количество недостоверной и непроверенной информации. Эффективнее помочь независимым медиа, которые верифицируют информацию и борются с фейками. Они — союзники правительства и государства, поскольку заинтересованы в преодолении пандемии, сохранении жизни и здоровья людей.
Боязнь непредсказуемости итогов предстоящих парламентских выборов в условиях относительной свободы интернета толкает к копированию опыта стран, которые принципиально отличаются от Кыргызстана и государственном устройством, и структурой экономики, и политической системой, и общественными институтами. Слепой copy paste в ситуации пандемии может не только спровоцировать процессы, которые нанесут ущерб стабильности государства, они также негативно скажутся на средне- и долгосрочных активах самих политических групп, находящихся у власти.
Государству необходимо сохранить существующие нормы в отношении свободы интернета, а главе государства, вернуть с возражениями скандальный закон в парламент, поскольку в случае вступления закона в силу государство и президент нанесут удар по самим себе.Депутаты, инициировавшие и проголосовавшие «за» этот закон в нынешних условиях, подвергли риску систему государственного управления, основу государства, которая с большим трудом пытается реагировать на ситуацию с пандемией.
Хорошая статья с которой я полностью согласен. Единственный способ борьбы с фейками это призывать думать своей головой, поднимать самосознание населения и развивать человеческий капитал. Насчет извинения врачей там получилось так что воровали на уровне минздрава и глав врачей и до обычных врачей помощь те же сизы не доходили, когда с верху спрашивали они им отвечали что все дали мол врачи врут ну и тогда сверху отправляли ГКНБ. Теперь когда стало ясно где воруют Космосбек возможно сядет а за медицинскими учереждениями закрепили премьер министров и министров потому что глав врачам уже доверия нету. Уверен что такая системная корупция не только в минздраве но и в других ведомствах по этому время для изменений пришло.